Сегодня в секторе грузоперевозок наметилась устойчивая тенденция роста. Однако, несмотря на нынешние успехи, в отрасли остается еще немало актуальных проблем.
С какими трудностями сталкиваются перевозчики сегодня, почему нельзя откладывать решение этих вопросов далее и какие шаги ждут перевозчики со стороны российского правительства? Будем разбираться.
Самым первым мощным ударом по логистике РФ стал распространяющийся коронавирус. Его действие негативно сказалось на всех этапах грузоперевозок. И только транспортные компании смогли приспособиться к новому порядку работы, как со стороны недружественных стран посыпался ряд санкций. Пришлось в очередной раз менять формат работы.
И, казалось бы, сегодня дело пошло на лад и сфера грузоперевозок показывает стабильный рост. Однако базовые проблемы никуда не делись и продолжают вставлять палки в колеса перевозчиков.
Проблема 1: не хватает водителей
Все специалисты HR единогласно заявляют о кадровом голоде в категории водителей-дальнобойщиков. Особенно это касается владельцев с правами категории С и Е. Их нехватка ощущается сильнее всего. По словам специалистов за последние 5 лет дефицит водителей увеличился на 6 процентов. Сегодня в базах по трудоустройству свободно более 50 тыс. вакантных мест, а количество автопарков в состоянии простоя уже приближается к 10 процентам.
Что же послужило причиной такой ситуации? В первую очередь работа дальнобойщиков — тяжелая и рискованная. Водитель, отправляясь в рейс, несет ответственность за груз, ведь в пути может произойти всякое. Сам престиж данной профессии значительно упал. Сегодня на трассах можно встретить либо случайных водителей, которые за рулем лишь для временного заработка, либо «романтиков дорог». Молодые люди в данную профессию не стремятся, средний возраст кандидатов- порядка 45 лет.
По этой причине требования по заработной плате со стороны водителей возросли на более чем 30 процентов. Однако не только финансы интересуют дальнобойщиков. Кандидатов интересует и соблюдение РТО, и расширенная страховка, и питание за счёт работодателя.
Перевозчики активно ищут пути выхода из этой ситуации и предлагают вариант с привлечением специалистов из стран СНГ. Для поправки положения даже звучало предложение об отмене необходимости получать региональный патент. Хотя всем известно, что в настоящее время ситуация с мигрантами и так непростая.
Но также следует думать и на перспективу и привлекать молодежь в эту профессию. Для этого требуется как минимум ввести в образовательную программу средних профессиональных учебных заведений соответствующую специальность.
Большой помощью в решении данного вопроса стала бы обыкновенная наглядная агитация за преимущество данной профессии. И если бы развитие инфраструктуры (со стороны региональных властей) и соблюдение режима РТО (со стороны работодателей) исполнялось не на словах, а на деле, это дало бы значимый эффект в популяризации профессии.
Не следует забывать также и о том, что транспортная отрасль не ограничивается одними лишь водителями. В секторе не хватает работников склада, водителей погрузочной техники и др.
Проблема 2: цены на топливо стремительно растут
Цены на горючее растут и процесс этот не остановить. Примерно так можно вкратце охарактеризовать ситуацию, которая происходит сегодня в России. Затраты на топливо в любой транспортной компании составляют львиную долю расходов. А сегодня, как известно, цены в нефтяной отрасли уже зашкаливают. Со стороны правительства были приняты меры по ограничению вывоза топлива за рубеж, однако ощутимого эффекта потребители пока не почувствовали.
Сложность еще заключается не только в высоких ценах на топливо, но и в его нехватке. Периодически с разных регионов России докладывают о пустых АЗС, не стал исключением и московский регион. Кроме того, часть топливных компаний поспешили обнулить все скидки и бонусы, которые выдавали своим клиентам ранее.
Проблема 3: не хватает грузовой техники
Санкции, затронувшие все сферы экономики РФ, не обошли вниманием и транспортную отрасль. Сегодня официально приобрести грузовик «Большой семерки» — невозможно. А использовать сомнительные схемы поставки дорогостоящей техники — ненадежно. Опять же стоимость обслуживания и запчастей для таких грузовиков весьма немалая.
Отечественных автомобилей для закрытия всех потребностей транспортной отрасли РФ недостаточно, поэтому многие компании активно обращают внимание на технику из Поднебесной.
И если ранее «китайцев» можно было встретить не так часто, то сегодня одни из передовиков на погрузке: » Sitrak» и » Foton».
Проблема 4: сложный формат расчетов
Санкционная политика европейских стран усложнила процесс расчетов между государствами. Такая ситуация отрицательно сказалась на деятельности многих российских компаний. И даже те поставщики, которые не отказывались от ведения дел с российской стороной, физически не могли принимать платежи по своим реквизитам.
Конечно и в этом случае были найдены альтернативные варианты, однако затягивание финансовых расчетов отрицательно сказалось на сроках поставки товаров.
Проблема 5: власти обещают, но не помогают
Как только кризисный ветер перемен долетел до российской территории, перевозчики стали с надеждой поглядывать в сторону госструктур в ожидании помощи. Но, как известно, помогать никто не спешил. Транспортники ожидали налоговых послаблений, заморозки утилизационного сбора и прочего вида помощи. Однако государство сработало с точностью до наоборот: тарифы за проезд по платным дорогам растут, новые ограничения вылезают как грибы после дождя.
Так, с января 2024 года установлен размер суточных, который составил семьсот рублей. Но такая сумма не в состоянии покрыть все расходы водителя в пути. В связи с чем уже после нового года ожидается увеличение себестоимости транспортировки груза. А, следовательно, вслед за ней повысятся и тарифы на доставку.
В этом плане везунчиками оказались бюджетные организации, которые получают работу напрямую от государства. Или же те, кто связан с узкой специализацией, например, с транспортировкой оружия. В этом случае к компании предъявляются особые требования, да и допуск к подобной работе есть не у всех. А вот коммерческим организациями в такой ситуации приходится рассчитывать лишь на себя.