Аутсорсинг на рынке автомобильных грузовых перевозок

Если собственник груза не собирается самостоятельно заниматься грузоперевозками, он может отдать эту сферу деятельности на аутсорсинг специализированным компаниям – нанять поставщика логистических услуг (3PL-компанию) или обратиться к перевозчику (например, FTL или LTL) напрямую.

Грузовики на складском комплексе

Договорные перевозки (2PL)

Существует несколько типов специализированных компаний, оказывающих услуги в сфере перевозки грузов. Один из типов – это перевозчики с собственной транспортной инфраструктурой (компании, владеющие кузовными грузовыми автомобилями, тягачами и другими транспортными средствами), которые непосредственно выполняют перевозки и предлагают услуги клиентам напрямую. Таковыми, например, являются FTL- и LTL-перевозчики.

Некоторые заказчики предпочитают иметь дело непосредственно с такими поставщиками услуг, которые называются 2PL-компаниями (2nd party logistics). Крупные заказчики во многих случаях работают с 2PL-компаниями напрямую благодаря высокой покупательской способности и наличию объемов, позволяющих получить большие скидки.

Более мелким собственникам грузов часто приходится работать через посредников из-за меньших объемов грузопотока и более низкой покупательной способности. В результате образуется рынок для посредников: 3PL- и 4PL-компаний, экспедиционных компаний и диспетчеров.

Поставщики логистических услуг (3PL)

3PL-компанию можно определить как внешнего поставщика услуг, который полностью или частично берет на себя логистику клиента.

3PL – это один из самых быстрорастущих сегмента рынка грузовых перевозок: по оценкам, только за период с 2018 по 2019 год объем рынка 3PL вырос с 180 млрд.руб. до 210 млрд.руб., а если брать динамику последних 10 лет, то и вовсе утроился.

Динамика рынка 3PL-услуг в России
Динамика рынка 3PL-услуг в России, 2011-2019 гг., млрд руб.
График объема перевозок грузов в России автомобильным транспортом
Перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта в РФ
Диаграмма структуры автомобильных перевозок в РФ
Структура автомобильных перевозок в РФ по типу грузов в стоимостном выражении, 2018 год
Диаграмма структуры автомобильных перевозок в РФ
Структура автомобильных перевозок в РФ по типу грузов в стоимостном выражении, 2019 год

Более 86% крупнейших компаний России пользуются услугами аутсорсинга, которые предлагают 3PL-компании. Такой рост в сегменте 3PL наблюдается не только в России, но и по всему миру; например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе этот рынок растет на 14% в год с 2006 года. В нижепредставленной таблице первая десятка мировых 3PL-компаний.

Место Компания Валовая выручка за 2019г., млн. долларов США
1 Amazon 54 020
2 DHL Supply Chain 32 160
3 Kuehne + Nagel 25 561
4 DB Schenker Logistics 19 520
5 Nippon Express 18 531
6 C.H. Robinson Worldwide 15 121
7 DSV Panalpina 14 243
8 XPO Logistics 11 890
9 UPS 9 640
10 J.B. Hunt 8 835

Возникновение предприятий комплексного логистического обслуживания, или многофункциональных 3PL-компаний, часто объясняют тремя факторами. Первый из них – возросшая стратегическая значимость логистики. Внедряя такие стратегические концепции, как «точно в срок» (just-in-time, JIT) и «эффективный отклик на запросы потребителей», завоевавшие популярность еще в 1990-х годах, компании искали специалистов с высокой квалификацией в сфере логистики и возможности, которых не было у организаций-грузоотправителей. В ответ на эту потребность традиционные поставщики логистических услуг (операторы складов, грузоперевозчики, посредники, диспетчера) расширили портфель услуг, предусмотрев в нем всестороннее, комплексное обслуживание.

Но ключевым фактором, обусловившим рост рынка 3PL, стало усилении конкуренции вкупе с глобализацией в XXI веке.

Бум международной торговли, как в реальном сегменте, так и в секторе интернет-торговли, привел к удлинению и усложнению цепочек поставок, из-за чего, в свою очередь, возникла острая необходимость в совершенствовании логистики во всех уголках мира.

Например, в индийском Коимбаторе и бангладешском Читтагонге располагается несколько небольших мастерских и фабрик, снабжающих тканями ряд мировых брендов первой величины. Однако логистическая инфраструктура в таких местах довольно примитивна. Ведущие розничные и производственные компании, которым эти фабрики оказывают аутсорсинговые услуги, используют свои отношения с крупными 3PL-компаниями для того, чтобы контролировать логистику своих заокеанских поставщиков.

Рост благосостояния в развивающихся странах Азии, Африки и Восточной Европы способствует расцвету в них потребительского рынка. Крупные европейские, американские и японские производители стремятся наращивать активность в этих регионах, чтобы подготовиться к новой потребительской волне. Для выхода на эти рынки они обращаются в специализированные 3PL-компании.

Как таковые 3PL-компании можно разделить на две большие категории с собственной транспортной инфраструктурой и без таковой.

3PL-компании с собственной инфраструктурой имеют в собственности и эксплуатируют элементы цепочки поставок, предназначенные для логистического обслуживания. Как правило, они владеют складами, вспомогательным оборудованием и, что важнее всего, автомобильными грузовыми транспортными средствами. Свои услуги они предлагают собственникам груза напрямую и ориентируются на использование собственных транспортных средств, складов и других элементов цепочки поставок. Они обязуются работать в интересах клиента и, поскольку оказывают услуги собственными силами, непосредственно отвечают перед клиентами за качество этих услуг, в том числе и по претензиям в случае излишка, недостачи или повреждения.

Коллаж о логистике

3PL-компании без собственной транспортной инфраструктуры не владеют транспортными активами, необходимыми для оказания услуг по перевозке грузов. В отличие от 3PL-компаний с собственной инфраструктурой, компании этого типа предлагают клиентам не возможность использовать их транспортные активы (автомобильные тягачи, прицепы, склады), а свои опыт и квалификацию в деле поиска лучших поставщиков соответствующих услуг, ведении переговоров с этими поставщиками и реализации логистических решений. По сути, 3PL-компании без собственной инфраструктуры больше похожи на консультантов по автомобильным грузоперевозкам, чем на перевозчиков как таковых. Необходимо, однако, проводить различие между диспетчерскими компаниями и 3PL-компаниями без собственной инфраструктуры, так как последние часто берут на себя основную ответственность по претензиям, касающимся перевозки грузов, а также компенсацию убытков и ущерба.

Крайне важно достичь определенности в вопросах ответственности за сохранность груза при заключении всех договоров об оказании услуг с 3PL-компаниями без собственной инфраструктуры, которые в конечном счете отдают работу на субподряд перевозчикам с собственной инфраструктурой.

Выбор вежду 3PL-компаниями с собственной инфраструктурой и без таковой всегда остается за собственником груза. Преимущества и недостатки 3PL-компаний с собственными транспортными активами и компаний без таковых активов – предмет оживленных дискуссий. У каждого заказчика свои нужды, поэтому единый подход невозможен. Как правило, большинство собственников груза при выборе между альтернативами исходят из одного или нескольких перечисленных ниже факторов:

  • Затраты. В конечном счете, одна из ключевых причин, по которой заказчики решают обратиться в 3PL-компании – это желание как можно эффективнее обслуживать своих нынешних и будущих клиентов с наименьшими затратами. Поэтому потенциальная экономия на затратах, которую обеспечивают 3PL-компании, служит одним из важных критериев для большинства собственников груза.

Учитывая, что 3PL-компании с собственной инфраструктурой владеют некоторыми или всеми элементами, необходимыми для оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, компании способны предложить более низкую цену на складские и транспортные услуги. Это связано с тем, что они устанавливают цены полностью самостоятельно и не платят третьим лицам (другим автомобильным перевозчикам, операторам складов). Особенно это справедливо в сравнении с 3PL-компаниями без собственной инфраструктуры, которые не располагают достаточной покупательной способностью для выгодного привлечения транспортных и складских мощностей.

  • Гибкость. Упомянутое только что преимущество 3PL-компаний с собственными транспортными активами может нивелироваться вторым фактором – гибкостью. Так как эти компании используют собственные элементы инфраструктуры для перевозки клиентских грузов, они порой ограничены в выборе решений, которые способны предложить собственнику груза.

В отличие от них, 3PL-компании без собственной транспортной инфраструктуры могут в сотрудничестве с заказчиками находить оптимальные решения, отвечающие потребностям собственника груза. Разумеется, у крупных 3PL-компаний с собственными транспортными активами зачастую предусмотрено достаточно вариантов, чтобы обеспечить всю требуемую заказчику гибкость, и тогда это соображение теряет значимость. Но с экономической точки зрения широкие возможности и большие мощности обходятся недешево. 3PL-компании с собственной транспортной инфраструктурой несут определенные расходы вне зависимости от того, насколько интенсивно используются разнообразные элементы, которыми они владеют. Поэтому вынуждены устанавливать расценки, которые так или иначе обеспечат рентабельность; иными словами, гибкость имеют свою цену.

  • Стабильность. 3PL-компании с собственной транспортной инфраструктурой часто считаются более стабильными. У таких компаний на балансе числится дорогое имущество (автомобильные тягачи, прицепы, склады и т.п.) на десятки миллионов рублей. Поэтому риск того, что такая компания перестанет отвечать по взятым на себя обязательствам довольно низок по сравнению с 3PL-компаниями, у которых в собственности нет своих транспортных активов, и которые могут завтра прекратить работу, оставив неоплаченные счета и бросив на произвол своих клиентов. Поэтому заказчик, нанимая 3PL-компанию без собственной транспортной инфраструктуры, и которая появилась на рынке совсем недавно, может нести большой риск.

4PL-провайдеры и ведущие поставщики логистических услуг

Бурный рост рынка 3PL в России привел к появлению крупных компаний-заказчиков, которые одновременно работают с множеством 3PL-компаний. Чаще всего, в таких случаях каждая 3PL-компания отвечает за свой участок транспортной сети или осуществляют транспортные услуги в зависимости от отраслевой принадлежности. Зачастую это создает определенные сложности для компании-заказчика ввиду сложности контроля, управления и мониторинга работы с таким большим количеством 3PL-компаний.

Коллаж логистика и доставка грузов

Эта проблема имеет более выраженный характер в отдельных отраслях. Например, цепочки поставок розничных продовольственных магазинов известны своей регионально-ориентированной структурой, которая позволяет наладить более оперативное снабжение широким ассортиментом местной продукцией и доставкой точно в срок. Розничные компании, торгующие продовольствием, характеризуются высокой степенью децентрализации и работают со своими 3PL-партнерами в рамках различных корпоративных систем на каждом рынке, который они обслуживают.

В связи с этим образовался рынок для нового типа посредников в сфере грузоперевозок – 4PL-провайдеров (4th party logistics provider, 4PL). 4PL-компания – это поставщик услуг управления логистикой, который не оказывает логистические услуги самостоятельно, а управляет взаимодействием с множеством 3PL-компаний и грузоперевозчиков от имени клиента.

Будучи совсем новым, термин «4PL» не имеет однозначного определения, и такая ситуация, вероятно, сохранится еще в течение некоторого времени. На данный момент самое правильно определение данного термина такое: 4PL-компании – это логистические посредники, на которых возложена задача координировать работу поставщиков логистических услуг. Очевидно, что высокоспециализированный и сложный по характеру деятельности транспортный посредник, каковым является 4PL-компания, не является насущной потребностью для большого числа предприятий, тем более, из сферы малого и среднего бизнеса.

Другая разновидность посредника – это ведущий поставщик логистических услуг (lead logistics provider, LLP). В отличие от 4PL, LLP может иметь собственную транспортную инфраструктуру и непосредственно заниматься автомобильными грузоперевозками. LLP выступает в качестве основного субъекта взаимоотношений с заказчиком, но при этом привлекает других перевозчиков и поставщиков логистических услуг к осуществлению деятельности в интересах грузоотправителя. По такой схеме очень часто организована входящая логистика у автопроизводителей. Нередко они нанимают одну крупную 3PL-компанию, которая выполняет роль LLP и в этом качестве координирует всю входящую логистику, организуя поток комплектующих для нужд производства. Часть операций она выполняет своими силами, а часть отдает на субподряд, беря на себя ответственность за функционирование всей системы входящей логистики. Похожие схемы применяются по всему миру при производстве и дистрибуции товаров легкой, электронной, фармацевтической и химической промышленности.

 Экспедиторские компании

Чтобы разобраться с тем, что такое экспедиторские компании, необходимо рассмотреть как формальное определение термина, так и характер оказываемых ими услуг.

Экспедиторская компания – это физическое или юридическое лицо, которое оказывает неограниченному кругу лиц услуги по перевозке имущества на возмездной основе в рамках обычной хозяйственной деятельности и при этом:

  1. комплектует и консолидирует грузы (или обеспечивает их комплектование и консолидацию), а также осуществляет (или обеспечивает) их разбиение на части и распределение;
  2. берет на себя ответственность за перевозку грузов из места приема в место назначения;
  3. хотя бы частично использует для этих целей автотранспорт стороннего перевозчика.

Коллаж

По сути, экспедиторские компании – это поставщики логистических услуг, которые служат посредниками между собственником груза и перевозчиком и могут выполнять от имени заказчика несколько различных функций. Прежде всего, большинство экспедиторских компаний имеют возможность хранить клиентский груз на собственных или аффинированных складах. Наряду с хранением товара экспедиторские компании могут сортировать и консолидировать грузы, осуществлять их разбивку на части, договариваться с автомобильными грузоперевозчиками о тарифах в интересах клиентов, резервировать место для груза и подготавливать всю необходимую транспортную документацию.

Ключевая особенность экспедиторских компаний в том, что согласно действующему законодательству в России, такие компании несут полную ответственность перед заказчиком за утрату и повреждение груза, подобно любому принимающему перевозчику, с момента его приема и до момента сдачи грузополучателю.

Вдобавок из особого статуса экспедиторских компаний как посредников в сфере грузоперевозок следует их ответственность за уплату вознаграждения перевозчикам. Таким образом, экспедиторские компании являются, по сути, посредниками в полном смысле этого слова, поскольку выступают в качестве заказчика для перевозчика и в качестве перевозчика для собственника груза.

Также экспедиторские компании могут помочь в выборе перевозчика и взять на себя работу с сопроводительной документацией. Таким образом, с точки зрения собственника груза разница между экспедиторскими компаниями и перевозчиками как таковыми невелика – и порой заказчики действительно рассматривают экспедиторские компании как альтернативный канал перевозки.

Разница между 3PL-компаниями и экспедиторскими компаниями

Традиционно различие между данными компаниями было очень четким: экспедиторские компании обеспечивали перевозку груза, а 3PL-компании занимались складской логистикой и дистрибуцией. Но со временем грань между ними стала размываться.

Традиционные экспедиторские компании стали предлагать более широкий спектр услуг и позиционировать себя в качестве 3PL-компаний. Отсюда ключевое различие: как правило, у 3PL-компаний ассортимент услуг шире, чем у экспедиторов.

Грузовые автомобили на складском комплексе

Экспедиторские компании специализируются на транспортной логистике и оказывают некоторые дополнительные услуги (складское хранение, управление запасами и документальное сопровождение). 3PL-компании – поставщики услуг широкого профиля, которые осуществляют перевозки и предлагают ряд дополнительных услуг: например, хранение товара между этапами транспортировки, обработка грузовых отправок, прием товара с автомобильных транспортных средств и его упаковка с приложением товарно-транспортной накладной для доставки клиенту, отслеживание работы канала поставок и многое другое.

Экспедиторские же компании, как правило, специализируются на более мелких звеньях цепочки поставок, вместо того чтобы пытаться оптимизировать всю цепочку.

Наконец, у 3PL-компаний может быть собственная транспортная инфраструктура, а экспедиторские компании их традиционно не имеют, хотя сейчас ситуация меняется. Таким образом, разница заключается в том, что для экспедиторских компаний характерна узкая специализация на транспортном аспекте цепочки поставок, а 3PL-компании имеют более широкий профиль.

Диспетчерские компании

Немало путаницы возникает в связи с диспетчерскими компаниями и экспедиторскими компаниями. Термином диспетчерская компания обозначается физическое или юридическое лицо, которое организует перевозки грузов автомобильным транспортом, принадлежащим другим лицам, пользуясь для этого услугами наемных автомобильных перевозчиков. При этом диспетчерская компания не берет на себя ответственность за груз и обычно не вступает во владение им.

Вот простое правило, позволяющее понять данное определение: если хозяйственный субъект имеет право выписывать товарно-сопроводительную документацию на груз и принимать ответственность за перевозимые товары, то этот субъект не является диспетчерской компанией (диспетчером). Иными словами, диспетчерским компаниям, в отличие от экспедиторских, не разрешается выписывать товарные или транспортные накладные от своего имени. Если перевозку груза организовывает диспетчерская компания, а не экспедиторская, то в накладных указывается наименование фактического перевозчика.

Кроме того, диспетчерские компании не отвечают по претензиям в связи с перевозкой груза и могут лишь помочь направить такую претензию перевозчику для обработки или выплаты компенсации.

Наконец, диспетчерские компании не обеспечивают страховое покрытие груза. Таким образом, диспетчерская компания – это всего лишь канал связи между собственником груза и непосредственно перевозчиком.

Коллаж логистика

В заключение хотелось бы отметить, что из-за широкого разнообразия типов поставщиков услуг, связанных с перевозкой грузов, может возникать терминологическая путаница. Крайне важно, чтобы специалисты по управлению цепочками поставок достигали ясности в условиях договоров, заключаемых с поставщиками услуг различных типов. От того, к какой категории относится поставщик услуг, зависит мера ответственности за груз. Понимание и ответственное принятие рисков – одна из самых главных проблем в управлении автомобильными грузоперевозками. Поэтому важно, чтобы эти различия внимательно учитывались при заключении сделок в сфере грузовых перевозок.

Ссылка на основную публикацию