Автомобильные грузоперевозки в 2022 году и рост тарифов

2021 год показал значительный рост стоимости топлива, грузовых автомобилей и запасных частей для них. При этом рентабельность компаний-грузоперевозчиков, как показатель эффективности работы, пока еще остается на невысоком уровне. Ковидная обстановка внесла свои коррективы в экономическую ситуацию в целом. И сегодня едва ли можно найти сектор, в котором цены остались на прежнем уровне.

Чего ждать участникам рынка автомобильных грузоперевозок в 2022 году, и какие прогнозы представляют аналитические агентства, попробуем разобраться.

Грузоперевозки

Цены на грузоперевозки в 2022 году: к взлету готовы

ATI.su., известная биржа грузоперевозок, сообщает об увеличении стоимости на перемещение груза по территории России с 35000 до 45000 рублей, если брать среднюю цену рейса. В процентном соотношении эта цифра составляет чуть более 20%. Не стоит на месте и спрос на доставку груза. По данным  ATI.su число заказов выросло на 46%.

С. Вильде, руководитель ATI.su, комментирует данную ситуацию следующим образом: «В 2022 году спрос будет расти, как и стоимость перевозок. Компании, отправляющие груз, еще в прошлом году столкнулись с нехваткой исполнителей».

Машины есть, а людей катастрофически не хватает. И это несмотря на рост ставок! В свою очередь автомобильные грузоперевозчики сетуют на нехватку квалифицированных водителей-дальнобойщиков. Рискованно доверять груз малоопытному водителю, но и дальнобойщики со стажем в очередь не становятся. И пока не наблюдается выхода из этой ситуации. Но как-то решать проблему просто необходимо».

В период с весны и до зимы прошлого года топливо в оптовых закупках уже подорожало с 42 до почти 60 рублей за литр.

При этом нужно учитывать, что в восточных регионах России эта цифра еще выше. И получается, что грузовые автомобили заправляются именно там, где дизельное топливо наиболее дорого, в конечной точке маршрута. А вслед за дороговизной цен на горючее, непременно взлетают цены и на сами грузоперевозки.

Если сопоставить общие расходы перевозчика, то можно наглядно представить, сколько процентов прибавит каждый из пунктов. Так, издержки на топливо в среднем составляют порядка 36-37% от общей суммы затрат компании-перевозчика. С текущим подорожанием эта цифра возрастет еще на 15%.

Стоимость прицепов следует рассматривать в непосредственной связке с курсом евро, который показал свой рост на целых 5%. А в общем выражении это будет еще плюс дополнительные 12 процентов к статье расходов.

Немаловажный пункт затрат, а именно техническое обслуживание грузового автомобиля, также ударит по карману перевозчиков. Ожидается повышение цен в пределах 5%. Не забываем и про сезонную смену колес: производители в этой нише также не стесняются увеличивать цены.

Кроме этого, в начале 2022 года обновленными тарифами водителей-дальнобойщиков «порадовал» Платон, подняв стоимость проезда по платным трассам. Здесь в общую копилку расходов можно добавить еще один процент. Текущее лизинговое и кредитное обслуживание, административные затраты, заработная плата сотрудников и др., все это четко дают понять – цены вырастут.

Все вышеперечисленные пункты расходов дают общее увеличение расходов автомобильных грузоперевозчиков более чем на 42%. Более того, прогнозируется и 50%-ый рост с непременным повышением цен и на сами услуги грузоперевозок. Без увеличения цен, компенсировать текущие затраты компаний, увы, не получится.

А как дела в США?

В США также сохраняется острая нехватка водителей-дальнобойщиков. И даже привлечение приезжих специалистов не особо помогают в улучшении ситуации. Недостаток квалифицированной рабочей силы все еще остается высоким.

Что касается уровня заработка, водитель-дальнобойщик, равно как и владелец грузового автомобиля, может получать до десяти тысяч долларов в месяц. Однако, в наших условиях такой вариант маловероятен, поскольку большинство грузоперевозчиков работают только ради покрытия лизинговых платежей.

Но, стоит отметить, что и заработок того же водителя-дальнобойщика напрямую зависит от тарифов. А тарифы, при стремительном росте, могут только отпугнуть потенциальных потребителей. Поэтому автомобильным грузоперевозчикам приходится изначально решать непростую задачу: сохранить баланс умеренных тарифов, достойную оплату труда для водителя, обеспечить приемлемые цены для клиентов и, при всем при этом, получить от своей деятельности прибыль.

Поэтому сравнение ситуации в России с условиями в США изначально некорректно, поскольку различия между системами колоссальные. Взять даже работу с клиентами, где большинство американских перевозчиков всегда готовы предложить гибкие условия.

Эти моменты в обязательном порядке прописываются в договоре, поэтому даже внезапное повышение цен не застанут клиентов врасплох. Во многих долгосрочных контрактах однозначно учитываются вероятные изменения в стоимости горючего, ГСМ, расходных материалов.

В случае с Россией, подобных гибких контрактов, заключенных на длительный срок, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Помимо ситуации с нехваткой водителей, различий в договорных отношениях, уровне заработной платы, следует отметить и разницу в режиме труда и отдыха.

Так, по законодательству США водитель может находиться за рулем 11 часов в сутки. И даже, если учитывать скоростное ограничение до 75 миль в час, грузовой автомобиль в Америке способен проехать свыше 1 тыс. километров. И здесь различие с российскими водителями-дальнобойщиками составляет практически вдвое.

Что касается перспектив развития рынка автомобильных грузоперевозок в России, то многие эксперты настроены оптимистически. Да, сегодня очень ощущается нехватка квалифицированных водителей-дальнобойщиков. Сам грузовой автомобиль не принесет прибыль, если некого посадить за руль. И поэтому ценность опытных специалистов с каждым годом будет возрастать, что приведет к увеличению оплаты труда, а также росту прибыли в сфере грузоперевозок.

Ссылка на основную публикацию