Автомобильные грузоперевозки в СССР: как это было?

В период становления Советского Союза для экономического и хозяйственного развития страны были приняты пятилетние стратегии, так называемые «пятилетки».

Грузоперевозки в СССР

Одним из наиболее важных направлений считалась транспортная отрасль и сфера автомобильных грузоперевозок, которой уделялось повышенное внимание со стороны руководства страны.

Так, в первые 10-15 лет существования СССР были налажены основные транспортные автомагистрали (Москва-Минск, Москва-Ленинград и др.), строились машиностроительные заводы и предприятия.

Параллельно требовалось упорядочить и государственное регулирование отрасли автомобильных грузоперевозок.

Грузоперевозки в СССР

Именно в это время формулируются базовые ПДД, появляются стандарты, по которым должны осуществляется грузоперевозки. И всего за 20 лет, начиная с 20-х гг., уровень грузоперевозок увеличился в 89 раз.

В период ВОВ автомобильные грузовики принимали самое активное участие в жизни городов как в тылу, так и на фронте. Знаменитые «полуторки» помогали перевозить военные грузы, продовольствие,  технику, а иногда и эвакуированных жителей.

Знаменитый грузовик Полуторка
Знаменитый грузовик Полуторка

Известная «дорога жизни», проходящая через Ладожское озеро, в тандеме с военными грузовиками помогла спасти в годы войны не один десяток жизней. По льду озера шли машины с продуктами, медикаментами.

Двери в них никогда не закрывались, а то и вовсе были сняты: это нужно было для того, чтобы в случае внезапного авианалета, суметь как можно скорее выпрыгнуть из грузовика.

Заправлялись такие рабочие «лошадки» всегда по минимуму, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на лед. Всего по «дороге жизни» за период блокады Ленинграда прошло около 4 тыс. автомобилей.

Уже в послевоенное время основной задачей для всей страны стало восстановление хозяйства и промышленности. Не стояла на месте и автомобильная промышленность. Восполнялись значительные потери грузовой техники, понесенные в ходе военных действий.

Одним из старейших предприятий автопромышленности СССР считается «ЗИЛ» (Завод им. И.А. Лихачева), именуемый в 30-е гг. как «ЗИС» (Завод им. И. В. Сталина). С его конвейера сошли такие грузовые автомобили «АМО», «ЗИС» и «ЗИЛ».

С производственных площадок Ярославского автозавода были выпущены тяжёлые грузовики «ЯАЗ», что стало позже основой для «МАЗ» и «КрАЗов». С 50-х годов его производство частично распределяется между Минским и Кременчугским автозаводами.

Грузовик ЯАЗ
Грузовик ЯАЗ

А на производстве Горьковского автомобильного завода выпускались автомобили по лицензии от «Ford Motor». За советский период было собрано большое количество надежных и крепких грузовиков. Чего стоит один только «БелАЗ», поднимающий до 75 тонн!

Советский грузовик БЕЛАЗ
Советский грузовик БЕЛАЗ

В планах руководящей партии Союза (КПСС) на 1961 было обозначена необходимость развития всех типов грузовых автомобилей. И уже десять лет спустя объем грузоперевозок достиг 2,6 трлн. тонн на км/ пути.

На протяжении 50-70х гг. в приоритете были грузовые автомобили. Грузоперевозки помогали налаживать экономические отношения с соседними государствами.

Самая первая заграничная автомобильная грузоперевозка состоялась в 1933 году, в Монголию.

Но основательно наладить грузоперевозки в международном формате удалось лишь после 1961 года. Именно в это время создается объединение «СовТрансАвто», которое еще называли сухопутным «Аэрофлотом».

Совтрансавто
Совтрансавто

Его водители обладали высокой квалификацией, к их внешнему виду и культуре общения предъявлялись довольно высокие требования. Кроме того, в их обязанности входило знание законодательства соседних стран, правил прохождения таможенного досмотра, умение объясняться на иностранном языке.

Совтрансавто
Совтрансавто

О массовой автомобилизации можно говорить уже в 70-х гг. с момента создания автозавода «ВАЗ»,  но здесь перевес уже имели легковые автомобили. С 1976 года ряды предприятий по производству грузовиков пополняет знаменитый «КАМАЗ». Именно с его подачи дизельные моторы стали использовать на «ЗИЛ», «ЛАЗ», «Урал» и др.

К 80-м годам СССР по числу производства грузовых автомобилей занимал третье место, уступая лишь Японии и США. Но, вместе с тем, качество сборки и отечественных комплектующих оставляли желать лучшего.

С распадом Советского Союза автомобильная промышленность также разделилась на части. Отдельным предприятиям (на территории России, Белоруссии) повезло больше, другим (в Грузии, Армении и др.) – меньше. Но и сегодня в современной России производство не стоит на месте, несмотря на санкции и экономически сложный период.

Ниже подобрали несколько видео обзоров в дополнение статьи о советских грузовиках. Приятного просмотра.

Ссылка на основную публикацию