Еще в 2023 году автомобильной отрасли пришлось столкнуться с рядом непростых ситуаций, часть из которых плавно перетекли и в нынешний год. Насколько готовы участники рынка к новым испытаниям и как они оценивают прошедший год, расскажем далее.
Непростой 2023-й для грузоперевозок
Прошлый год для автомобильных перевозок можно охарактеризовать как год роста. Особенно это касается внутрироссийского масштаба. Да, с одной стороны было некое угасание движения в направлении Грузии, Армении, Казахстана, но с другой – стремительный подъем в отношении Среднеазиатских стран, Китая, Белоруссии.
Эксперты сходятся во мнении, что внутрироссийский рынок изначально показывал сокращение числа транспорта, при этом количество заказов возросло. Особенной популярностью пользовались дальние рейсы, что подтолкнуло некоторых ритейлеров развивать свой парк автомобилей.
Традиционно на рынок автоперевозок влияет сезонность, стоимость топлива. Но, кроме этих факторов, есть и другие моменты, которые накапливаются постепенно. Так, в отрасли отмечается нехватка опытных водителей, собственники транспорта сетуют на возросшие издержки в работе и затруднения с обновлением парка. А возросшая ставка рефинансирования и сложности с оформлением кредита для предпринимателей добавили ложку дегтя и в без того нестабильную отрасль. Как итог – резкий рост стоимости автомобильных автоперевозок.
К концу 2023 года цена перескочила через все прогнозируемые цифры, а в направлении Уральского региона и Сибири она стала вдвое больше.
Цены на грузоперевозки взлетают вверх
В этой ситуации особенно выиграли автомобильные перевозчики и неудивительно: спрос на эту услугу стабилен. Но здесь возникает другой вопрос, смогут ли компании предоставить качественное обслуживание всем клиентам без исключения и, если потребуется, пересмотреть уже существующие договоренности?
Тут уже каждая компания должна принимать решение самостоятельно. Но уже в прошлом году стало понятно, что вся эта ценовая политика напрямую отразилась на грузовладельцах, и отдельным компаниям даже пришлось вносить корректировки в бюджет посреди года. В свою очередь это привело к повышению цен на различную продукцию, где доля логистики весьма значительна.
Кадровый голод в грузовых перевозках
В данное время в России очень тяжелая ситуация в найме сотрудников в качестве водителей. Учитывая политическую ситуацию в мире, ожидать притока новых кадров явно не следует. Вполне вероятно, что повышенные зарплаты привлекут к работе иностранных специалистов, однако пока происходит лишь переманивание водителей из компании в компанию.
Сегодня заработная плата дальнобойщика может достигать 200000 рублей ежемесячно.
Нехватка водителей-дальнобойщиков сегодня составляет около 15 процентов.
Также отмечается дефицит рабочих: механиков, слесарей и др. Одной из причин такой ситуации эксперты называют общее старение населения и падение уровня рождаемости.
По общему мнению экспертов, для кардинальной перемены текущего положения дел потребуются комплексные меры. Должно проводиться внутреннее обучение молодежи, постоянная практика для логистов и т.д. Водителей необходимо удерживать лучшими условиями труда, разнообразными программами мотивации, важно всегда поддерживать диалог со своими сотрудниками и оказывать необходимую поддержку персоналу. И это обязательно будет приносит свои плоды.
Огромный спрос на кадры в сочетании с малым числом предложений на рынке труда вполне может спровоцировать рост заработной платы в данной сфере до 30% в текущем году. Уже сегодня на 3 открытые вакансии приходится лишь одно резюме.
А как же импортозамещение?
Сегодня многие транспортные компании до сих пор ломают голову, как бы заменить очередную деталь или компонент на своей европейской рабочей лошадке. В ход идет и возможности параллельного импорта, и поиск аналогичных элементов, и даже попытки что-то делать самостоятельно.
Многие грузоперевозчикам пришлось решать такой вопрос более радикально, начав масштабный переход с европейской техники на китайскую. На вопрос, почему не на российские грузовые автомобили стали переходить транспортники, а на китайские, один из представителей транспортной отрасли пояснил: «Нам пришлось столкнуться с дефицитом не только европейских запчастей, но и отечественных. Ранее еще как-то обходились услугами разных сервисов. Но вот в данный момент у нас уже более полугода простаивает «КАМАЗ» в ожидании отдельных кузовных элементов и компонентов подвески. Поэтому сейчас все договоры по ТО мы заключаем только при наличии на станции отдельного складского помещения с запчастями».
Долгое ожидание конкретной запчасти – лишь верхушка айсберга. Кроме этого, в настоящее время резко возросла стоимость почти на все ТС, банки увеличили кредитные ставки, что в свою очередь повысило размер выплат по лизинговым договорам. Вся эта ситуация дает огромную нагрузку на все транспортные компании и автомобильных грузоперевозчиков.
Что ждать в 2024 году?
В планах на 2024 год ожидаются не только финансовые перемены, но также и кардинальные структурные изменения, в первую очередь речь идет о цифровом будущем для сферы грузоперевозок.
Сегодня многие компании настраиваются на работу в формате полного электронного документооборота. С 2023 года были протестированы отгрузки с использованием электронных транспортных накладных. Переход к ним будет осуществляться постепенно, но в течение текущего года ожидается их активное использование при доставке алкогольных товаров.
Так, в новом 2024 году в отрасли появились новые перспективы, которые должны привести к положительным переменам в отрасли перевозок.