«БелАз 7540»: маленький, но очень гордый грузовик

Знаменитый карьерный самосвал «БелАз» не перепутать ни с чем. Его появление видно издалека, крупнейший в мире, а ведь это даже не заявка на участие в книге рекордов Гиннеса. Известные гиганты-грузовики «БелАз» производят в Белоруссии, но размеры их разнятся. Далее речь пойдет о самом «миниатюрном» карьерном самосвале в серии «БелАза».

Как все начиналось

А начиналось все еще в далеком 1958 году, когда «Минский автозавод» передал свой «МАЗ 525» в Жодино. Так, на предприятии начался выпуск тяжелых грузовиков. Производственные мощности были специально перепрофилированы под данные задачи, поскольку страна остро нуждалась в технике такого типа.

МАЗ 525
МАЗ 525

«МАЗ 525» — последний из могикан

Грузоподъемность данного большегруза составляла 25000 кг, а уже через шесть лет в серию пошла собственная модель карьерного самосвала под названием «БелАз 540А». Разрабатывал его дизайн специалист института «НАМИ», В.С.Кобылинский.

Самый первый «БелАз» мог поднимать вес до 27000 килограмм и, казалось бы, с каждой новой моделью характеристики грузовика должны возрастать. Однако «БелАз» оставил в своей линейке карьерный «мини» самосвал, который справлялся с грузом не более 30000 кг. Для чего же потребовался такой миниатюрный вариант «БелАза»?

Белаз 7540

А ответ здесь очень простой: нередко в карьерных разработках просто невозможно оборудовать подъездные пути, доступные для классических габаритов «БелАза». Вот тут то и пригождается модель «7540».

Его появление на свет случилось в 1992 году. «БелАз 7540» производится в четырех вариантах, отличие которых друг от друга – в силовых агрегатах. Многие из этих грузовиков еще в строю.

Карьерные самосвалы «БелАз 7540» могут работать в любом климатическом поясе: от самого холодного до самого жаркого. Температурный разбег, который без затруднений выдержит «БелАз» составляет от -50°С до 50°С. А его сравнительно небольшой вес для ТС такого формата, позволяет ему беспрепятственно работать в условиях горной местности.

Внешний вид

Как выглядит «БелАз» знает, пожалуй, каждый человек, даже совсем неразбирающийся в грузовой технике. Его невозможно спутать ни с одним другим грузовиком. На расстоянии «БелАз 7540» можно сравнить с детской игрушкой: такой же короткий и приземистый. Однако на близком расстоянии «игрушка» превращается во вполне себе солидное транспортное средство.

Карьерный самосвал Белаз 7540
Бульдозер на фоне «БелАз 7540»: сравните габариты

Выдающийся вперед капот, мощный бампер, защищающий оптическую систему, решетка радиатора, которая дает добавочное охлаждение для двигателя. В кабину можно попасть по ступенькам, расположенным с обеих сторон. К слову, у кабины – классическое расположение по левую сторону, один вход, а внутри могут разместиться два человека.

Для водительского сиденья предусмотрены удобные регулировки, вся информация выводится на приборную панель, кабина оборудована системами отопления и вентиляции. Еще одна примечательная деталь – это козырек кузова, который закрывает верх кабины. Сделано так не случайно, подобный козырек помогает защитить водителя при проведении погрузочных работ. Особую прочность ему придает специальная балка, которая устанавливается вместе с козырьком.

Белаз 7540 в кабине

При работе в карьере, разрезе важно соблюдать безопасность всем участникам подобных работ. С этой целью лобовое стекло было сделано 3-слойным, а боковые окна и стекло заднего вида — с закаливанием. В базовую комплектацию, к сожалению, не входит система изоляции кабины от пыли и кондиционирования, однако их можно заказать дополнительно.

Модели грузовика

Первые варианты карьерного «малыша» выпускались под индексом «75405» еще в 1990-х годах. Грузовик сделали максимально легким, насколько это было возможно, а также недорогим. Большая часть белорусских большегрузов уходило в Россию.

«БелАз 75405» в те годы трудился совместно с «Caterpillar» и «Komatsu» и водители оставляли множество отрицательных отзывов относительно работы на данном грузовике. Белорусские машины чаще и быстрее приходили в негодность и требовали ремонта.

Белаз 7540

Но, следует отметить, что и бережного отношения они не знали: очень часто им приходилось работать с перегрузом. А все зарубежные большегрузы, напротив, старались беречь и эксплуатировали не так небрежно.

«БелАз 7540» в процессе работы

Еще одна модификация «БелАза» – это модель 7540 D. Его отличительной особенностью был двигатель немецкого производителя «Deutz» в 395 лошадиных сил. Он обеспечивал грузовику долговременную и надежную работу, однако и стоимость машины была выше. Сегодня санкционная политика европейских стран закрыла поставки этого мотора в Белоруссию.

Аналогичная история случилась и с «БелАзом 7540 С». Изначально этот грузовик оборудовали мотором «Д 280», который разрабатывали совместно два предприятия: «Минский моторный завод» и «Тутаевский моторный завод». Однако в дальнейшем от него пришлось отказаться по причине частых поломок.

Самосвал Белаз 7540

На сегодняшний день актуальными модификациями «БелАз 7540» являются:

• «7540 А» — грузовик с 5-ступенчатой коробкой передач, мотор «ЯМЗ 240 ПМ2»;

• «7540 В» — оснащен 3-ступенчатой коробкой и двигателем «ЯМЗ 240 М21»;

• «7540 Е» — по своим техническим характеристикам схож с моделью «7540 В», но есть отличия в увеличенном кузове;

• «7540 К» — в этом варианте используется силовой агрегат «Cummins» и улучшенная, модернизированная кабина. Именно эта модель считается одной из самых популярных и до сих пор есть в наличии на предприятии. Вполне вероятно, что моторы были закуплены заранее, еще до вступления в действие санкционных ограничений. Внешний вид грузовиков этой серии практически идентичен.

Силовой агрегат

Основным двигателем для «БелАз 7540» является 12-цилиндровый дизель от «ЯМЗ 240 ПМ2». Его мощность составляет 420 лошадиных сил, заявленный ресурс работы – 8000 часов. Ранее в истории производства «БелАзов» уже были попытки уйти от использования данных моторов, однако позднее к ним же и вернулись.

Белаз 7540

Более простым и надежным в эксплуатации, в сравнении с предыдущим типом, считается вариант «ЯМЗ 240 М2-1» (турбина у него отсутствует). Объём двигателя в обоих случаях составляет 22,3 л, однако мощность уже меньше на целых 60 л.с.

И, конечно же, самым …. мотором многие специалисты признают «Cummins QSM11 С»: его объем составляет 10,8 л., а число «лошадей» доходит до четырехсот.

Отзывы от потребителей

Регулярный уход за любым техническим средством – вот основное условие для его бесперебойной работы. Своевременное техническое обслуживание помогает сэкономить время и деньги, помогая заранее заменить необходимые расходники, провести необходимую профилактику и контроль.

Самосвал Белаз 7540

Как уже упоминалось ранее, основной причиной поломок «БелАзов» является их систематический перегруз. К сожалению, не все практикуют бережное отношение к технике, особенно на период действия гарантии. Но в общей массе отзывов, большая часть из них – положительная. Специальную карьерную машину часто любят сравнивать с «МАЗом» и «КАМАЗом», хотя такое сравнение несколько некорректно.

Из недостатков часто звучат упоминания про комфорт внутри кабины. Отмечается высокий уровень шума в кабине во время работы, а также слабая защита от пылевых осадков: «к концу рабочего дня в голове – гул, а нос полон пыли», говорят водители.

Самосвал Белаз 7540

Еще один существенный недочет связан с расходом топлива. В технической документации заявлена одна цифра, а по факту выходит значительно больше. Так, в среднем обозначенный расход составляет (по документам) 60 л., а в реальности это число доходит до сотни!

Но даже несмотря на эти минусы, «БелАз» все еще продолжает оставаться популярной машиной, на которую есть спрос. Поэтому его производство продолжается, без оглядки на санкции. И сегодня, когда политика ограничений затронула многие производственные сферы, у Белоруссии есть отличный шанс закрепиться в этой нише по поставке карьерных грузовиков.

В заключение статьи предлагаем вниманию небольшой видеообзор карьерного самосвала БЕЛАЗ 7540.

О других грузовиках-самосвалах можно прочитать в наших статьях:

Как делают самый большой в мире карьерный самосвал.

«БелАЗ-75501»: исчезнувший гигант.

«БелАЗ 540»: история длиной в 36 лет.

Ссылка на основную публикацию