Карьерные самосвалы производства Белоруссии уже стали привычными для многих стран. Их ценят за надежность, способность трудиться в разных климатических условиях. Не зря именно белорусские самосвалы считаются одними из лучших.
Но есть среди них один наикрупнейший экземпляр, созданный еще в 1991 году – «БелАЗ 75501», о нем и поговорим далее.
Удивительная техника, обладающая удивительными параметрами: грузоподъемность в 280 тонн, дизельный 12-цилиндровый двигатель с газотурбинным наддувом, объемом в 165 л. и более 3000 «лошадей».
Чтобы управлять всем этим великолепием потребовалась установка специальных камер, поскольку одни только зеркала со своей задачей полностью не справлялись.
Еще один немаловажный момент: подходящие для «БелАЗа» шины. Самые крупные из существовавших тогда, могли выдержать до 55 тонн, а если брать классическую схему самосвала, такой вариант едва ли мог получиться рабочим. В итоге было решено остановиться на 2-осной компоновке с 8 колесами.
Шарнирно-сочлененная рама была положена в основу грузовика, механизм поворота – гидравлический. Т.е. два 180 миллиметровых гидроцилиндра поворачивали передний мост и кабину примерно на угол до 30 градусов. Дисковые тормоза позволяли замедлять движение на пути в 25 метров при скорости хода в 30 км/ч.
Первым рабочим местом для гиганта «БелАз» стал угольный карьер в Нерюнгри.
Пробные испытания были проведены с успехом, и машина сразу же приступила к работе. Водители давали высокую оценку такому большегрузу. И не случайно: 2-местная кабина разрабатывалась в сотрудничестве с японской компанией «Komatsu». Она была оснащена системой кондиционирования, отоплением, радио и отсеком для верхней одежды.
Также в кабине установили важную опцию: предупреждение о перегрузке. Отдельное табло показывало уровень загруженности платформы и позволяло водителю ориентироваться в работе.
Но, несмотря на все солидные показатели, опытный образец в карьере проработал недолго. По словам работающих на ней водителей, поломки случались часто, и машина регулярно пребывала в ремонте.
В какой-то момент после очередной поломки гигант был отправлен на запасные пути в ожидании возможной починки. Однако ожидание затянулось, сохранностью «БелАЗа» никто не занимался и со временем машина просто начала ржаветь, простаивая без работы.
История «БелАЗ 75501» завершилась в 2000 году, когда единственный экземпляр был отправлен на металлолом.
В дополнение к данной статье предлагаем вашему вниманию видеообзор самосвала БелАЗ-75501.