Была дорога бесплатной, стала дорогой платной

Не секрет, что в современной России несколько проблем, одна из которых это дороги. Дорог у нас много, некоторые из них пытаются ремонтировать и даже строить заново. Однако качество оставляет желать лучшего. И всегда возникает вопрос, почему государство так небрежно следит за ними. Все дело в том, что далеко не все дороги могут находиться в государственной собственности. Они могут принадлежать муниципалитету, а также частному лицу. Казалось бы, справедливо: построил себе отдельную дорогу, получил право на ее владение и пользуйся на здоровье. Однако, не все так просто. Сложности возникают в момент, когда в данном направлении желают проезжать и другие автомобили, либо это продиктовано производственной необходимостью. А хозяин выступает против!

Фото платная дорога

Поздно пить «Новотерскую»

Подобная ситуация произошла с известным заводом АО «Кавминводы», производителем минеральной воды «Новотерская». Единственная дорогая, ведущая к предприятию, оказалась перекрыта. Сегодня этой минеральной воды в магазинах не найти. Поставки прекращены и как скоро возобновятся – пока не известно. Причина: 600 метров данного участка дороги оказались в частном владении и собственник не согласен, чтобы по его территории проезжали заводские грузовики. В результате такого противостояния более двухсот человек отправлены в отпуск на неопределенное время, а с 01 июля 2021 года работа предприятия полностью парализована. Новым собственником этой дороги, неожиданно, оказалась супруга бывшего председателя правительства республики Карачаево-Черкессии Нурет Кайшева. И новая хозяйка не пожелала, чтобы по дороге проезжали автомобили. По ее распоряжению на подъездном пути была установлена металлическая арка, размеры которой не позволяли грузовикам ехать дальше. Также для ограничения движения поставили шлагбаум, дорога оказалась перекрыта.

Было ваше – стало наше

Данный конфликт продолжается уже не первый год. Периодически противостояние то затихает, то нарастает с новой силой. Весной текущего года уже были предприняты попытки выставить бетонные блоки, поступали угрозы в адрес заводчан и местных жителей. Люди, привыкшие использовать эту дорогу, пытаются обходить ограничения. По этой причине возникают конфликтные ситуации с охраной нового собственника. Для транспорта проезд закрыт. Владелец дороги разрешение на ее открытие для всеобщего пользования не дает. Сложная обстановка сохраняется до сих пор и явного выхода из сложившейся ситуации пока не видно. Но как так получилось, что дорога оказалась в частных руках? Давайте обратимся к истории. Изначально правом бессрочного пользования данной дорогой обладал санаторий «Минеральные воды». Завод также использовал дорогу для проезда своих машин и даже производил на ней регулярный ремонт. Но в 2011 году санаторий признается банкротом, и его имущество продают на аукционе. Именно в этот момент активы предприятия приобретает Н. Кайшева. Таким образом, дорога попадает в частное владение. Немного позже на имя руководителя завода пришло письменное уведомление о проведенных изменениях. Кроме этого, в нем обозначался запрет на проезд грузовиков по этому участку дороги. В связи с нововведениями, первое время для вывоза продукции с завода, работники вынуждены были использовать автомобили «Газель». А уже после минеральную воду перегружали в фуры. Все это время завод пытался отстоять свое право пользования дорогой. Был подан иск в суд на установление частного сервитута (возможности проехать по чужой территории к предприятию). Однако суд по данному вопросу встал на сторону Н. Кайшевой. Были также попытки оспорить прошедшую приватизацию этого участка дороги, но и тут истец потерпел поражение. Немного позже уже Росимущество делало попытки вернуть дорогу в общее пользование, но каких-либо изменений не произошло. Каждый раз суд принимал сторону собственника и выносил решения в его пользу. Обстановка накалялась. Работники завода хотели записать обращение к президенту В. Путину, но сотрудники охранного предприятия воспрепятствовали проведению видеосъемки. Конфликт дошел до того, что была привлечена полиция для разгона собравшихся людей.

В этом году дорогу закрыли для всех видов транспорта. Завод « Кавминводы» организовал сбор подписей, чтобы федеральные власти обратили внимание на проблему местного масштаба. Под петицией поставили подписи более 8 тысяч человек. Завод готов самостоятельно построить новую дорогу в обход нынешней и передать ее в муниципальную собственность. В свою очередь власти Ставропольского края соглашаются на долевое партнерство совместно с предприятием. Однако пока ситуация все еще остается нерешенной. Собственник не согласен пускать на дорогу никакой транспорт, даже временно. А предприятие сегодня вынуждено арендовать краны, чтобы через дорогу хоть как-нибудь начать отгрузку продукции и развозить воду по торговым точкам.

Как один программист весь поселок удивил

Еще одна интересная история с платной дорогой случилась в Кировской области.  В 2012 году одному из бывших сотрудников «Яндекс», Алексею Конышеву, пришла в голову оригинальная идея, собрать вместе несколько программистов и основать свое поселение. Так, люди одной профессии смогли бы жить недалеко друг от друга, и работать, не выходя из дома. Основатель поселка, А. Конышев, на свои средства провел электричество, устроил действующий водопровод, обеспечил поселок стабильным интернетом. Кроме этого, он построил к нему подъездную дорогу, которая располагалась на его участке. Не удивительно, что спустя некоторое время владелец решил брать за ее содержание оплату с жителей поселка. Однако подобная ситуация устроила далеко не всех.  Местные жители, мягко говоря, такого поворота событий не ожидали. А. Конышев предложил поселенцам проезжать в объезд данной дороги, по полю. Но в сезон дождей и непогоды это делать весьма проблематично: дорогу размывало, она становилась непригодной для проезда. Опять же создавалось затруднение для движения машин спецназначения. Один из жителей поселка рассказал, что позже владелец участка перекопал землю по обеим сторонам от дороги, чтобы машины не могли объезжать шлагбаум, установленный на пути следования. Территория находится в охранной зоне ЛЭП, однако обращение к энергетикам результатов не дало, по их словам перекрытая дорога им не мешает. Также со стороны прокуратуры была проведена проверка, но незаконных действий обнаружено не было, поскольку шлагбаум установлен на частной земле. Единственное, что было сделано: прокуратура выдала предписание местным чиновникам о строительстве дублирующей дороги, ведущей к поселку. И власти пошли навстречу чаяниям жителей! Дорогу сделали: смешали наспех глину с песком и проложили. Но царского размаха не получилось. По словам местных жителей две машины на ней разъехаться уже не смогут. Что будет в плохую погоду – догадаться не сложно.

Передаем за проезд

В случае с поселком «Программист» цена проезда была установлена в 42 тыс. в год при отсутствии договора. Каким образом получилась именно такая сумма, владелец участка комментировать отказывается. Кроме того, он оставляет за собой право обнулить все договоренности без уведомления второй стороны. Надо ли говорить, что желающих заключить такое «соглашение» пока не нашлось. У завода «Кавминводы» ценник на порядок выше: представитель собственника вынес предложение о продаже данного участка дороги за 100 млн. рублей. По словам юриста предприятия, собственник изначально настаивал на ремонте дороги. Дело практически стало налаживаться, но не смогли договориться насчет подрядчика, который бы провел данные работы. После были рассмотрены варианты аренды этого дорожного участка, однако цена и условия периодически менялись, что также не привело к принятию единого решения, которое бы всех устроило.

Расхитители государственного имущества или деловые люди?

ФЗ «Об автомобильных дорогах….» сообщает нам, что любая автомобильная дорога как земельный участок с дорожным полотном может принадлежать государству, муниципалитету, либо частному лицу. Чтобы дорога стала частной, ее нужно либо построить на свои средства, либо получить в результате приватизации.

Так вышло и с вышеупомянутым участком дороги у завода «Кавминводы». Часто подобные подъездные пути находятся на неразграниченных землях, которые принадлежат муниципалитету. Фактически это государственные земли, однако, на балансе какого-либо субъекта они не значатся. Т.е. их вполне можно приватизировать, как и получилось с землей предприятия и дорогой, расположенной на ней. Чтобы права на дорогу были закреплены, власти должны провести межевание земли, дорогу признать бесхозной и уже после оформлять право собственности. Юридически данная земля может попадать в реестр сельхозугодий, либо быть участком промышленного назначения. И абсолютно каждый может приобрести такую землю в свою собственность. При этом, не обращая внимания на неудобства и ограничения, с которыми придется столкнуться соседям по участку. Закон это допускает и ограничений на сегодняшний день нет.

Новотерская вода

А если дорога построена на частной территории, как в «Программисте»? В данном случае покупатель может приобрести крупный земельный участок и продать его долями. Однако вся инфраструктура остается во владении первоначального собственника. С 2008 года, таким образом, за пару лет была построена масса коттеджных поселков. И собственник мог ставить шлагбаум, взимать плату за проезд и т.д., поскольку закон это не запрещает, формально территория – частная.  И люди, купившие участки в подобных поселках, оказывались в крайне затруднительной ситуации. Лишь в 2016 году в законе о государственной регистрации появилось важное дополнение о том, что обязательно должен быть обеспечен доступ к земельному участку. Без этого пункта поставить участок на кадастровый учет будет невозможно.

Цена вопроса

Сейчас не существует законодательных ограничений на установление суммы, которая может взиматься за проезд по частной территории. Она остается на усмотрение собственника, однако не должна быть чрезмерно завышенной. По словам специалиста Европейской юридической службы, П. Кокорева, в подобной ситуации при обращении в суд можно запросить стоимость пользования дорогой. Такие расчеты производит эксперт, и он будет опираться на среднерыночные цены в данном сегменте.

Не дороги, а направления

На сегодняшний день очень сложно подсчитать точное количество дорог по стране. Все дело в том, что многие частные дороги записаны в реестре как земля различного назначения. Это могут быть промышленные проезды, сельскохозяйственные угодья. Официально в Московской области находится всего 5 частных дорог, про регионы и говорить нечего. И владельцы данных дорог не торопятся ставить их на учет в Единый гос. реестр дорог, хотя по закону – обязаны. Все потому, что штрафные санкции за подобное правонарушение не предусмотрены.

Тут как тут ­ ̶  публичный сервитут

Еще шесть лет назад депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», Андрей Туманов внес предложение о публичном сервитуте. Суть в том, чтобы он мог действовать в случаях, когда участок общего пользования попадает в частное владение. Как пример, в Московской области публичный сервитут часто устанавливается при прокладке газопровода и прочих технических коммуникаций. Но в случае с муниципалитетом, нет гарантии, что не будет отказа. Так, комитет земельных отношений посчитал, что могут начаться злоупотребления и такой законопроект только добавит сложностей гражданам. Хотя, теоретически, можно было проработать механизмы его исполнения. Но, закон так и не был принят.

И на данный момент положение многих людей остается весьма нестабильным. Ведь получается, что любое частное лицо может приобрести участок земли, а потом устанавливать любую плату за проезд по его территории. И все на законных основаниях.

Ссылка на основную публикацию