Быть дальнобойщиком – это мне по душе! О работе водителя на дальних расстояниях

Профессия водителя-дальнобойщика – чем она привлекает людей? Кто готов всегда быть в движении и сколько за это платят? А также о массе нюансов данной профессии расскажет водитель «Volvo FH» — Евгений Н.

Журналист (Ж.), Евгений Н. (Е.)

Ж.: – Евгений, в какой момент началось ваше увлечение дальними поездками и в целом, как вы пришли в эту профессию?

Е.: – Мой отец всю жизнь проработал на больших машинах, поэтому вся эта дорожная романтика мне известна с детства. Мы часто ездили вместе, отец брал меня в небольшие рейсы, поэтому можно сказать, что любовь к большегрузам у меня с детства. В свое время я отслужил в армии и даже прошел военное училище, но понял, что это не мое. Рутинная работа, сидя на одном месте, для меня мало подходит. Начал искать то, что по душе. И решил сдавать на права по категории Е.

Грузовики на дорогах России

Ж.: — А свою первую работу помните?

Е.: — Конечно. Я тогда трудился в Калининградской области на самосвале, еще успел год поработать и на «Тонаре» — это большой карьерный самосвал. Но заработок оказался значительно ниже ожидаемого. Плюс – все-таки работа эта связана с постоянной грязью. Хотя это скорее ее минус.

Ж.: — Но даже начальный невысокий заработок тебя не смутил, и ты продолжил заниматься дальними перевозками?

Е.: — Все верно. Я сразу был готов к тому, что новичку не просто будет найти работу. Те более за солидные деньги. Все хотят нанимать водителя с опытом и это понятно. У предпринимателей ведь один груз может стоить миллионы рублей. Но, благо, нашлись люди, кто мне дал шанс попробовать свои силы в этой профессии, за что им большое спасибо.

Ж.: — А сколько в среднем может заработать водитель-дальнобойщик за месяц?

Е.: — Здесь сложно выделить какую-то конкретную цифру, все очень зависит от ситуации. Надо смотреть, сколько водитель может пройти километров в сутки. В большинстве фирм идет оплата за пробег, т.е. один километр пути стоит, например, 20 рублей, вот и считайте. А еще оплата напрямую связана с дальностью рейса. Если рейс короткий, то тут больше времени потратишь на простой: пока разгрузишь товар, пока найдешь обратный рейс, чтобы не ехать порожняком и за все это время оплата не предусматривается. Но если работать хорошо, без халтуры, то сотку в месяц сделать вполне по силам.
Но тут еще надо учитывать, что в пути, в любом случае, надо закладывать расходы на питание. У меня компания в сутки выделяет пятьсот рублей, примерно столько же я добавляю от себя. Хотя и здесь каждый по-своему приспосабливается: есть водители, которые возят продукты с собой и готовят сами, не доверяя заведениям на трассах. Есть экономные, кто питается «дошираками». Но я все же предпочитаю нормальное питание.

Ж.: — А ты сам готовишь в дороге?

Е.: — Не очень часто. Но с собой всегда вожу плитку и сковороду. Бывают ситуации, когда приходится долго находиться в промышленной зоне, где нет никаких столовых и кафе. В этом случае плитка очень выручает.

Ж.: — Что бы ты посоветовал новичкам насчет выбора места для питания?

Е.: — Наверное, следует смотреть, где останавливается больше всего большегрузов. Если машин много – значит точно еда хорошая. Опять же я сам уже все места на ближайших трассах выучил, имею в виду, где вкусное питание сочетается с приемлемыми ценами.

Ж.: — Кстати, а как узнать, сколько проехал и сколько простоял водитель? Ведь для увеличения километража, например, я могу поехать по длинной дороге, верно?

Дальнобойщик за рулем

Е.: — Не совсем так. В каждой машине есть тахограф, это такой прибор, который следит за режимом труда и отдыха водителя. В любой момент можно сделать распечатку и увидеть, сколько машина была в пути, а сколько – на простое. Учитывается каждая минута, поэтому здесь особо схитрить не получится.

Ж.: — А в данный момент, что у тебя за рейс?

Е.: — Очень продолжительный. Сначала я выехал из Москвы в сторону Уссурийска, в пути пробыл девять суток. У нас же от региона к региону погода очень разная и в районе Забайкалья я попал в снегопад. А движение по снегу не сравнить с сухой дорогой, время в пути увеличивается в разы. Пока добрался до места назначение, пока выгрузился, взял новый груз и сразу обратно.

Ж.: — Какой груз надо было доставить?

Е.: Из Москвы до Приморского края вез фрукты, сейчас возвращаюсь с китайской кожгалантереей: здесь сумки, ботинки, ремни, перчатки. Много всего.

Ж.: — Получается, с пустым кузовом ты не едешь?

Е.: — Нет, да это и невыгодно. Зачем впустую гонять грузовик, если можно немного подождать и выехать уже груженым? За доставку груза платят деньги, а за пустую машину вряд ли найдутся такие желающие.

Ж.: — А можно поподробнее о твоей машине?

Грузовик

Е.: — Сейчас я работаю на «Volvo FH», машине 5 лет. Общий пробег у нее более 700 тыс. километров, из них около половины – моя работа. Грузовик хороший, надежный. В кабине – все для водителя: удобство и комфорт.

Ж.: — Это грузовик компании или твой лично?

Е.: — Нет, это машина компании, а я работаю по найму. Если покупать такую для себя, то затраты на топливо и запчасти будут очень высокими. Боюсь, что вся работа может уйти в минус. Поэтому намного проще трудиться на рабочем грузовике. А компании реально проще за счет своих оборотов производить техническое обслуживание этого гиганта.

Ж.: — Сколько топлива для него требуется?

Е.: — Для моей машины – 1350 литров, т.е. для ее полной заправки требуется примерно час. В этом случае очень выручают специальные заправочные пистолеты для грузовиков, так дело идет быстрее. Если же на АЗС в наличии только стандартные пистолеты – можно провозиться и дольше.

Ж.: — Это, получается, пока выполнил рейс, пока заправился в пути, выгрузился и тут же – новый рейс, так ведь, по сути, вся жизнь в дороге и проходит?

Грузовик в дороге

Е.: — В целом да, это так. Но ведь когда ты за рулем, ты получаешь удовольствие от дороги, от движения. Ты рассчитываешь свои силы, можно в любое время остановиться, перекусить и отдохнуть. Плюс к этому – открываешь для себя новые трассы и направления. Сегодня мне проще сказать, где я еще не был: на Крайнем Севере и до Камчатки еще не доезжал. А так успел побывать в большинстве крупных городов от Калининграда до Владивостока. На какой работе еще могут предложить такие командировки? (смеется)

Ж.: — То есть дальнобой – это только для ярых фанатов своего дела?

Е.: — Ну почему же, необязательно. Но работа однозначно идет легче, если ее любить. На моей памяти были такие водители, которые, проработав много лет за баранкой грузовика, уходили, но вскоре снова возвращались за руль. Говорят, чувствуют себя не в своей тарелке от сидения дома. Если людям нужно постоянное движение, то дальнобой – то, что надо. Были и такие, кто по разным обстоятельствам сел за руль, но к работе относился в негативном ключе. Кстати, от них чаще всего и слышно, что в дальнобое платят мало, толком не заработать и т.д. с таким настроем далеко не уехать.

Ж.: — Вот, кстати, насчет поездок и процесса движения: а как ты чувствуешь габариты грузовика?

Е.: — Это уже дело привычки и навыка вождения. А так, конечно, контролирую ситуацию по зеркалам, смотрю, чтобы случайно никого не зацепить своим «хвостом». Ну и всегда хочется верить, что на трассах адекватных водителей, все же, большинство.

Ж.: — А что бы ты, как водитель фуры, сказал всем остальным участникам движения на дороге?

Е.: — Да много чего…в первую очередь – не нужно долго ехать рядом с грузовиком. Обогнали и поезжайте себе спокойно дальше. В пути у фуры могут случиться разные обстоятельства: у машины может взорваться колесо, отлететь какая-либо запчасть, вес которой довольно внушителен.

Ж.: — Я слышала такое мнение, что чаще взрываются задние колеса, почему?

Е.: — Потому, что там прицеп и основная масса груза. Опять же, не обязательно, что колесо взрывается именно в пути. Бывают случаи, что стоя в пробке у водителя вышибает колесо и хорошо, если рядом никого нет. Чаще всего такая неприятность происходит летом по причине высоких температур.

Ж.: — А если все же попал в пробку, и рядом с тобой встала фура, тогда как быть?

Е.: — Постараться, чтобы колесо грузовика было немного позади вашего автомобиля.

Ж.: — Что еще можешь посоветовать водителям, которые едут на одной трассе с тобой?

Е.: — Запомнить, что правая сторона и небольшое расстояние впереди грузовика – это «мертвая зона» тягача. Пожалуйста, не пытайтесь пролезть на соседнюю полосу перед фурой, я могу вас просто не заметить. И не надо прижиматься к большегрузам как к родным, на трассе случиться может всякое. Любые помехи в движении, скользкая дорога, внезапное препятствие, да что угодно, …а вес у машины порядка сорока тонн! Это просто небезопасно. Еще момент: при движении в гору мы не специально замедляемся. Мы бы и рады ехать быстрее, но вес грузовика еще никто не отменял. Поэтому, уважаемые водители, проявите терпение, в конце концов, мы ведь тоже работаем для вас.

Грузовики на дорогах России

Ж.: — К слову о вопросе безопасности: много лет назад почти каждый дальнобойщик сталкивался с вымогательством, как сегодня обстоят дела?

Е.: — Я с таким явлением не встречался. Может просто везло, может просто не там ездил. Но одна неприятная ситуация у меня была. Во время стоянки у меня украли запаску. Причем попытались стащить сразу два колеса, но, по какой-то причине, не смогли. Одно колесо потом я нашел неподалеку, на обочине, а второе найти не получилось. А его цена около пятидесяти тысяч!

Ж.: — В таком случае возникает вопрос: а не проще ли вдвоем с напарником работать? Пока один отдыхает, второй – за рулем.

Е.: — Это уже от человека зависит. Компании, где работают сразу два водителя, сегодня есть, их грузовики движутся фактически без остановок. Но и разброс цен за рейс там иной. Что касается меня, все такие мне проще работать самостоятельно. Не надо подстраиваться под напарника, особенно на дальних расстояниях.

Ж.: — То есть ты предпочитаешь независимую деятельность?

Е.: — Да, мне так комфортнее. Опять же и в одной кабине все же тесновато. Да и какой попадется напарник – не всегда можешь знать заранее. Бывают люди, которые готовы разговаривать без умолку, а есть молчуны, что и слова не вытянешь за всю дорогу. Все таки лично для меня важна удобная обстановка в кабине, поэтому пока работаю один.

Ж.: — А если говорить о личной жизни, как она сочетается с такой работой?

Е.: — Ну, тут ведь от человека зависит. Знаю много семей, где мужья много времени проводят в рейсах и ничего, с женами не ссорятся. Но для кого-то такое постоянное отсутствие – неприемлемо, возникает недопонимание и, как следствие, разлад в отношениях. Например, у меня сейчас бывают рейсы до Владивостока, они могут занимать по 20 и более дней. Захочет ли девушка меня ждать, пока я деньги зарабатываю? Вопрос сложный.

Ж.: — Сразу возникает следующий вопрос: а девушки «на час» сегодня на трассах есть? И как ты к ним относишься?

Е.: — Лично для меня это неприемлемо, ну вот такой я человек по складу. Но как явление — да, девушек в пути повстречать можно. Некоторые мои коллеги по трассе обращались к их услугам, уж извините, обойдемся без подробностей. Но при желании – все можно найти, опять же в эфире подскажут.

Ж.: — Радиосвязь, конечно, штука хорошая. Но я слышала такое мнение, что сегодня дальнобой сильно изменился и взаимопомощь водителей постепенно уходит в прошлое, радиоэфир уже не выручает. Так ли это?

Е.: — Мне сложно сказать, поскольку я на трассе ближе к новичку. Сегодня в эфире можно услышать предупреждения о пробках, сложных участках, о ДТП на трассе. Такой информацией водители стараются делиться и она на самом деле часто очень пригождается. Что касается личной помощи, тут все больше каждый сам за себя. Не потому, что люди такие, просто условия работы и сроки доставки у каждого свои. У меня была ситуация, когда пришлось менять взорванное колесо, желающих помочь не нашлось. Но я и не осуждаю ребят, иной раз и сам бы рад помочь, да сроки поджимают. А несвоевременная доставка в нашем случае – это однозначный штраф.

Ж.: — А случалась ли с тобой в пути какая-то экстренная, неординарная ситуация?

Е.: — У меня был случай, когда я ехал на Дальний Восток и попал в туман. Внезапно на трассу вышли коровы, их было шесть. Из них трое успели перебежать дорогу, а вот остальных я сбил. Скорость была не слишком большой, но им, видимо, этого оказалось достаточно. Да и мгновенно остановить многотонный грузовик попросту нереально. Потом, как и положено, пришлось ждать приезда сотрудников ДПС, оформлять протокол, что автоматически означало задержку в пути. Ну а что поделать, по приезду пришлось еще с заказчиком объясняться.

Ж.: — И как быть в случае задержки? Ну, к примеру, если грузовик сломался? Вообще должен ли водитель знать свою машину «на отлично»?

Е.: — Конечно, базовые знания быть должны. Хотя бы для того, чтобы понять причину поломки. Но доскональных знаний каждого болтика не требуется. Если случается внезапная остановка в пути, и нет понимания, как помочь машине – вызываем эвакуатор, а там уже специалисты будут смотреть, в чем проблема и чем «болеет» грузовик.

Ж.: — Кстати о болезнях: такой сидячий образ жизни наверняка сказывается на здоровье не лучшим образом?

Е.: — Ну, я то пока еще молодой, не жалуюсь. Это лучше у дальнобойщиков со стажем спрашивать. На что там они чаще жалуются? Наверняка проблемы с позвоночником, с желудком из-за неправильного питания, может быть застой в мышцах и кровеносных сосудах от долгого сидения.

Ж.: — У тебя есть собственный канал на «Ю-тубе», зачем он тебе?

Е.: — Он появился как-то спонтанно. Дело в том, что мне нравится делать съемку видео в процессе движения. По пути я стараюсь комментировать некоторые моменты, рассказывать о том, что вижу, где сейчас проезжаю. И внезапно оказалось, что эта тема интересна многим. Ведь далеко не каждый может решиться сразу сесть за руль большегруза и отправиться в рейс. А я рассказываю о своей профессии от первого лица, люди видят весь процесс моей работы, могут задавать любые вопросы. По мере возможности я стараюсь отвечать на все комментарии. Так у меня постепенно собралась группа из постоянных подписчиков и их число ежедневно растет.

Ж.: — Подводя итоги нашей беседы, как бы ты кратко охарактеризовал свою работу?

Е.: — Дальнобойщик – это больше, чем работа. Это сложившийся стиль жизни, как у моряков, летчиков и т.д., это своеобразная субкультура, которая жива и по сей день. Лично для меня водители-дальнобойщики — это романтики дальних дорог, которые просто не могут жить без движения и всегда рвутся в путь. Многие, кто пришел в эту профессию, говорят, что это была их мечта. Наверное, именно с таким позитивным настроем нужно садиться за баранку грузовика и только тогда дело пойдет хорошо.

Ссылка на основную публикацию