Четырехосник «МАЗ-6516»: для России ничего не жалко!

Уже пятнадцать лет с конвейера «Минского автомобильного завода» сходят самосвалы с колесной формулой 8х4. Они очень популярны в строительной области, в горнодобывающей промышленности, поскольку могут перевозить свыше 20 тонн груза. А началось все с выпуска в 2007 году «МАЗ 6516», который задал хороший старт для самосвалов-четырехосников.

Грузовик МАЗ-6516

Как развивалась техника с формулой 8х4 в Союзе

Начиная с 1960-х годов в СССР проводились работы по разработке колесной формулы 8х4 для грузовых автомобилей. В те годы Союз крепко стоял на ногах и до его распада было еще очень далеко.

МАЗ 500
В некоторых населенных пунктах еще можно встретить «МАЗ 500»

В те годы на заводе «МАЗ» велась активная работа над моделью «МАЗ 500». У советских конструкторов были все возможности для того, чтобы включить в производство четырехосные модели грузовиков, однако на тот момент в рамках плановой экономики им, к сожалению, массового применения не нашлось.

Завод сосредоточился на выпуске «МАЗ 500», да и другие заводы в рамках Союза трудились на производстве тяжелой техники. Более подробно о советском грузовике МАЗ-500 можно прочитать в нашей статье: Любимец дальнобойщиков СССР: «МАЗ 500».

Однако специалисты завода «МАЗ» все таки выпустили документацию для нового шасси формулы 8х4. Для какой же техники оно предназначалось?

Расчет был сделан на тяжелую спецтехнику строительного назначения, самосвалы, А также на машины для перевозки крупногабаритных ТС например экскаваторов, бульдозеров. Однако на тот момент дело забуксовало на этапе бумажной работы и ряда согласований. Пришлось новое, перспективное шасси отложить в дальний ящик.

НАМИ-0145
«НАМИ-0145» (фотография из архива)

В какой-то момент разработками подобного шасси заинтересовался научно — исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). В институте подробно изучили имеющуюся документацию, а также взяли за основу уже существующий «МАЗ 500».

Таким образом, специалисты смогли собрать свой прототип, который получил название «НАМИ 0145». Образец даже успели испытать на полигоне, где машина проявила себя наилучшим образом.

Но, несмотря на все эти усилия, наладить конвейерное производство грузовых автомобилей с формулой 8х4 не удалось. В отдельных случаях грузовики с подобным шасси уходили на службу в армейские подразделения, однако они были недоступны для гражданского применения.

После развала СССР

В 1994 году «Минский завод колесных тягачей» представил модель «МЗКТ 6515». Период 90-х годов изначально был непростым для каждого предприятия, трудности не обошли стороной и «МЗКТ». Вплоть до 1991 года он был в составе завода «МАЗ», основной его специализацией являлся выпуск тяжелой техники.

К моменту развала Союза военных заказов на предприятие практически не поступало, завод рисковал стать банкротом.

Но так сложилось, что изначально «МЗКТ» специализировался на многоосной технике, поэтому разработка новой модели не стала для предприятия неразрешимой проблемой.

МЗКТ 6515
МЗКТ 6515

Таким грузовым автомобилем для перевозки сыпучего груза стал «МЗКТ 6515». После сборки он был представлен на многих выставках строительной техники и привлек внимание потенциальных покупателей. Год спустя грузовик «МЗКТ 6515» вошел в серию.

К новинке пристально присмотрелся «Камский автомобильный завод» и в 1996 году был собран собственный вариант похожего грузовика. На самосвал-трехосник были добавлены дополнительные колеса и, как результат, публике был представлен «КАМАЗ 6540», грузоподъемностью в 18.5 т.

Четыре года спустя «Камский автомобильный завод» расширил свой модельный ряд выпуском самосвала «КАМАЗ 65201», который мог поднимать грузы уже до 25 т.

Немного проспал общую тенденцию автозавод «КрАЗ». Его четырехосный грузовик «7133 С4» появился лишь в 2004 году. А двумя годами позже и «Урал» пожелал включиться в эту гонку большегрузов, выпустив на рынок грузовиков свою модель «6563».

Cовременная кабина «МАЗ»
Cовременная кабина «МАЗ»

А как же обстояли дела у Минского автозавода? Невероятно, но факт: предприятие, которое имело все возможности для производства четырехосников, очнулось позже всех. И лишь после того, как «Урал» представил свою модель «6563», Минский завод поспешил с выпуском своего «МАЗ 6516».

Догнать и перегнать

С 2007 года на заводе стартовал выпуск «МАЗ-6516 А8-321». Новинку оснастили 400-сильным дизелем «ЯМЗ-6581.10.», объемом 4,9 литра. Грузовик мог поднимать до 25000 кг при допустимой полной массе ТС 41000 кг. Сцепление было взято от «ZF Sachs», коробка передач от «Shaanxi».

МАЗ-6516 А8-321
МАЗ-6516 А8-321

Модернизация грузовика расположила передние оси дальше друг от друга.

Созданный грузовик обрел широкую популярность. Большое количество готовых машин уходило за рубеж, в страны, дружественные Белоруссии, часть поступала и в Россию. В частности «МАЗ-6516 А8-321» принимал самое активное участие в строительных работах при подготовке к проведению чемпионата «СОЧИ 2014». Что примечательно: выпуском грузовиков занималось совместное предприятие «МАЗ – MAN».

Грузовые автомобили на регулярной основе проходили доработку и обновление. Это хорошо прослеживается по индексам, которые присваивались очередной модели. Одно оставалось без изменений: цифры 6516. Начиная с 2010 года было принято решение об увеличении расстояния между первой и второй осями, что дало несомненный плюс в распределении осевой нагрузки.

Грузовик МАЗ-6516

Год спустя на «МАЗ» начали устанавливать новые кабины, кузов же представляет собой стандартный прямоугольник или U-образную форму. Объем кузова – 18 либо 21 куб. м.

Современный грузовик

В 2016 году завод представил свой новый грузовой автомобиль «МАЗ-6516 М9-620». Одной из его особенностей стал немецкий двигатель от «Mercedes-Benz», который по экологическому классу относился к группе Евро6. Аналогичный производитель был выбран и для коробки передач.

МАЗ-6516 М9-620
МАЗ-6516 М9-620. Сравним с моделью от «КАМАЗ»

Однако на заводе поступили предусмотрительно. Начиная с 2020 года «Минский автозавод» начал уходить от агрегатов европейского производства в пользу китайских аналогов. Тем самым, снизив себестоимость автомобилей. Вместе с себестоимостью ушла вниз и степень надежности грузовиков, однако это относится к машинам, чей пробег составляет 100000 км и более.

Такая дальновидная стратегия, судя по ситуации с февраля 2022 года, оказалась довольно выигрышной. Сегодня против «Минского автозавода» свои санкции направили страны ЕС и Соединенные Штаты Америки.

Главная задача, которую должен решать «МАЗ-6516 М9-620», это работа на строительных площадках, оборудованных хорошими подъездными путями. Бездорожье и глубокая грязь — не для его низкого бампера и скромного клиренса. Сюда же можно отнести значительные неровности на дорогах, поэтому рыцарем «внедорожником» назвать его довольно проблематично.

Грузовик китайского автопрома

По заявлениям производителей кабина – исключительно собственного изготовления, лишь дизайн и общие черты подсмотрены у своих европейских коллег. В настоящий момент на все 4-осники устанавливаются российские двигатели от «ЯМЗ», либо от китайских партнеров, а именно: «FAW», «Weichai» и «Shacman». Кроме того, из Китая в адрес завода «МАЗ» идут регулярные отгрузки коробок передач, комплектующих и других запчастей.

Мнение потребителей

В основном относительно новых 4-осников от «МАЗ» звучат только положительные отзывы. Сложности начинаются спустя пару лет после приобретения грузовика.

МАЗ 6516
«МАЗ 6516» за работой

Проблема, которая встречается чаще всего это плохая устойчивость кабины к коррозии. В регионах с повышенной влажностью такой показатель, конечно же, будет существенным минусом. Еще один момент – ограниченная проходимость, также есть нарекания относительно маневренности (здесь идет сравнение с 3-осниками).

Очень часто водители жалуются на электрику, а особо опытные владельцы грузовика советуют уже с момента покупки проверять все соединения и контакты.

Грузовик МАЗ-6516

Отдельные негативные оценки приходят относительно прочности рамы. Но здесь ситуация двоякая: если работать на машине без перегрузок, соблюдать положенные 25000 кг, то грузовик не доставит каких-то проблем. Другое дело – расход топлива. Заявленных в технических характеристиках сорока литров явно не хватает.

Реальная цифра оказывается на пять литров больше.

Но даже несмотря на упомянутые недостатки, «МАЗ 6516» получился весьма достойным четырехосником. По изначальной задумке грузовики планировалось отправлять в страны Евросоюза как экспортный товар. А сегодня основным покупателем «МАЗ 6516» является Российская Федерация.

В заключение предлагаем вашему вниманию небольшой видеообзор грузовика-самосвала МАЗ-6516.

Ссылка на основную публикацию