Экономическую ситуацию в мире сегодня сложно назвать стабильной. Известная поговорка гласит: выживает сильнейший. И современные сложности требуют поиска путей для их преодоления.
В связи с чем, транспортные компании все чаще принимают решение об объединении прежде, чем окажутся на грани банкротства. Особенно это касается небольших предприятий с малой долей автопарка и небольшим оборотом.
Охват большей части рынка — хороший шанс на стабильную работу и дальнейшее развитие компании. Опять же, чем не способ для расширения клиентской базы?!
Своим видением ситуации поделился коммерческий директор ООО «Полуприцеп», Е. Поправка. Компания занимается арендой новой техники и передачей ее в лизинг и не понаслышке знакома с особенностями развития транспортной отрасли и разнообразными запросами клиентов.
Быстрее! Выше! Крупнее!
Тенденции к укрупнению прослеживаются в каждом секторе экономики РФ. Например, в банковской сфере число небольших банков не превышает 20%, все остальные уже давно взяли курс на объединение. Торговые площадки, вместо разрозненной торговли, предпочитают работать совместно.
В автомобильных перевозках заметен тренд: сокращается доля малых предприятий, и их место на рынке занимают крупные корпорации.
«Динамика укрупнения хорошо прослеживается на примере автотранспортных компаний, где число сцепок превышает 50. Возьмем простую статистику: на 2015 год крупные компании имели в распоряжении около 11,5 тыс. единиц техники. А уже спустя 6 лет это число выросло до 43,5 тысяч. При этом за тот же период число новых компаний увеличилось всего в два раза» — сообщает Е. Поправка.
И получается, что происходит слияние мелких автопарков. На рынке все больше начинают лидировать крупные игроки, которые забирают себе большинство клиентов и расширяют географию своих поездок.
Сила – в росте!
Сегодня перевозчики ставят рентабельность и оптимизацию процессов компании на второй план, на первое место выходит вопрос увеличения автопарка. По словам Е. Поправки, крупные компании активно стремятся преодолеть рубеж в 1 тыс. сцепок.
В настоящий момент на территории РФ существует 25 подобных автомобильных грузоперевозчиков. Однако их доля в общероссийском грузовом автопарке не превышает и 5%, что указывает на еще незавершенный процесс консолидации.
Но крупные компании не останавливаются на достигнутом и пытаются преодолевать новые рубежи по числу сцепок: 3 тыс., 5 тыс. и это еще не предел. И возможности для роста, несомненно, есть. Так, Е. Поправка приводит в пример европейские транспортные компании, где масштаб сцепок в автопарке достигает числа в 10 тыс. Есть к чему стремиться!
Большие начинают и выигрывают
Почему в плюсе оказываются крупные грузоперевозчики? Статьи расходов в любой транспортной компании практически одинаковые, однако, у больших предприятий – солидные объемы. Это дает существенные скидки при закупке топлива, запчастей, при обслуживании в автосервисах.
Получается, что одна сцепка им обходится дешевле, в сравнении с компаниями меньших масштабов. И крупные транспортники вполне могут устанавливать тарифы чуть дешевле, чем у конкурентов, тем самым наращивая клиентскую базу и получая новые заказы.
Е. Поправка приводит наглядный пример того, как важно оценивать динамику увеличения числа сцепок и меньше обращать внимание на общий % прироста.
«Возьмите две транспортные компании, где есть в наличии 10 и 100 сцепок. На конец года обе они показывают увеличение автопарка на 20%. Сам по себе процент прироста неплохой. Однако, по факту, это означает следующие цифры: крупная компания прибавляет по 20 сцепок ежегодно, тогда так меньшая увеличивает свой автопарк всего на две единицы ТС» — сообщает руководитель.
Если финансы поют романсы
Но легко сказать: увеличить автопарк. На практике это удается далеко не всем. Классический вариант решения такой задачи это оформление техники в лизинг. Но денежные средства на внесение авансового платежа есть не у всех, и большинство перевозчиков выбирают вариант без первоначального взноса. При таком договоре автоматически возрастает сумму платежа в месяц.
А если посчитать все сопутствующие затраты: топливные расходы, техобслуживание и др., то сцепка, взятая в лизинг, уже рискует превратиться в убыточное дело. Ведь средства на покрытие этих расходов придется брать из иных источников.
«Конечно, можно рассматривать вариант привлечения сторонних инвестиций. Но грузоперевозки сегодня это не тот сектор, который интересен потенциальным спонсорам. Для вложения средств существуют куда более прибыльные и окупаемые отрасли» — отмечает Е. Поправка.
За последние несколько лет на финансовом рынке был представлен новый вариант для получения полуприцепов: «операционная аренда». Как это работает? При заключении сделки исключается посредник, т.е. договор оформляется только между покупателем и продавцом. Поэтому платеж для клиента получается меньше.
Это позволяет компании увеличивать свой автопарк без риска получить убыток, как в случае с лизингом. Сэкономленные деньги от отсутствия первоначального платежа могут быть направлены на приобретение тягачей.
Удобен комплексный подход, когда комбинируются способы приобретения техники: лизинг/аренда. Т.к. тягачи покупают в лизинг, а полуприцеп можно взять в аренду. И если взять определенную сумму затрат, то в одном случае получается десять сцепок, взятых в лизинг, в другом — 13 сцепок, которые компания приобретет по договору аренды. В свою очередь, большее число техники определенно позволит увеличить прибыль.
Но, помимо, такого финансового инструмента, автомобильным грузоперевозчикам требуются новые решения, чтобы иметь возможность увеличивать свой автопарк. И при этом быть минимально зависимыми от собственных накоплений. Вероятно, это мог бы быть формат рассрочки, либо повышение эффективности самих перевозок.
В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Но, однозначно, подобные решения могли бы помочь многим транспортным компаниям и дать отличный стимул роста отрасли грузоперевозок.