Долгая дорога в истории грузовиков компании British Leyland

В 1970-м году Майкл Эдвардес, руководитель «British Leyland» предпринял отчаянную попытку убедить Правительство Великобритании вложиться в филиал «British Leyland» — «Truck and Bus Division». Почему отчаянную? Дело в том, что ранее государство уже оказывало неоднократную поддержку автомобильной отрасли, однако каких-то весомых улучшений в ней замечено не было.

Грузовик Leyland Marathon

Финансирование в «никуда» уже начинал вызывать вопросы у госчиновников. И вот очередной запрос денежных средств мог закончиться неудачей, однако, на удивление, Правительство решило поддержать подразделение «Truck and Bus Division», которое уже к тому времени постепенно угасало. Такое финансовое вливание помогло в создании новых производственных мощностей, тестовых площадок. Как дело развивалось далее, узнаем ниже.

«Leyland Roadtrain» T 45

Для понимания общей ситуации, происходящей в британском машиностроении, вернемся в 60-е гг. В то время все разработки из соседних стран, германские, голландские и шведские, воспринимались в некотором роде чужеродными. Британия стремилась оставаться верной своим, отечественным разработкам «Associated Equipment Company», «Atkinson», «ERF Trucks» и «British Leyland».

Все эти компании, исключая «Associated Equipment Company», могли предложить дизельные моторы от производителя «Gardner». В те годы даже бытовал такой термин, как «gaffer’s lorry», который можно перевести как «старый, надежный товарищ», недорогой по цене и экономичный в эксплуатации. При этом, показывающий свою надежность, проверенную временем.

British Leyland грузовик

С началом 1970-х гг. автомобильный рынок грузовиков начал стремительно меняться. Прокладывались новые трассы, дорог становилось больше и водители уже обращали большее внимание не только на технические характеристики машин, но также и на их комфорт.

Постепенно британский рынок стали заполонять грузовики из соседних стран. Конкурирующие фирмы использовали любой шанс, лишь бы превзойти уже созданные британские автомобили. Так, компания «Volvo» с 1965 по 1977 год выпускала модели «Volvo F86» и «Volvo F88», которые перегоняли британцев не только по мощности мотора, но и по значительно улучшенному комфорту для водителя.

Volvo F 88
Volvo F 88

Голландский производитель «DAF» презентовал свои грузовики 2000-й серии и предлагал своим клиентам лучший пакет услуг по гарантийному обслуживанию грузовика. Конечно, изначально к новинкам было осторожное отношение. Британцы полагали, что раз производитель предлагает такую расширенную гарантию, вероятно, что грузовик может быть проблемным в обслуживании.

DAF FT 2600
DAF FT 2600

Однако опасения британских потребителей не подтвердились. «DAF» показал себя отличным грузовиков, который требовал минимум вмешательства и служил своим покупателям долгое время. И сегодня система обслуживания автомобилей «DAF-AID» считается одной из лучших в европейской автопромышленности.

DAF FTT 2600
DAF FTT 2600

А что же насчет компании «British Leyland»? К 1970-м годам в своем распоряжении компания имела грузовик «Marathon». Основным его предназначением было утереть нос производителям-европейцам. Однако нехватка финансирования, плюс уже устаревающие технологии десятилетней давности, не оставили грузовику «Marathon» ни единого шанса.

Да и среди покупателей не было повышенного спроса на эту модель. Все дело в том, что у грузовика одной из основных проблем была трудность с приобретением запчастей. Кроме того, покрытие металла не было достаточно качественным, чтобы препятствовать появлению ржавчины. И это, на минутку, страна – производитель данного грузовика!

Грузовик Leyland Marathon
Грузовик Leyland Marathon
Грузовик Leyland Marathon
Грузовик Leyland Marathon
В кабине грузовика Leyland Marathon
В кабине грузовика Leyland Marathon

Бытовало даже такое мнение, что имя «Марафон» было дано грузовику лишь потому, что он был способен проехать не более 25 миль, после чего неизбежно ломался. Немного позже компания представила второй вариант «Marathon» и в нем на самом деле были учтены все недостатки его предшественника. Однако репутация первого грузовика сыграла с маркой злую шутку и доверие потребителей к «Leyland Marathon» было основательно подорвано. Требовалось совершенно новое, технически свежее решение и как можно скорее.

Грузовик Leyland Marathon 2
Грузовик Leyland Marathon 2

На проведение разработки нового грузовика потребовалось около 2 лет, работы проводились в сотрудничестве с «Ogle Design». И к 1980-му году компания смогла представить свою новую модель «Leyland Roadtrain T 45». К моменту его выпуска была проведена обширная рекламная компания. Грузовик смог получить звание лучшего грузовика года, а на внешних рынках собрал солидное количество наград.

Грузовик Leyland Roadtrain T 45
Грузовик Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45
В кабине грузовика Leyland Roadtrain T 45

С момента старта продаж нового грузовика, компания регулярно проводила социологические исследования, опрос мнения покупателей и брала на заметку все недочеты, которые указывались клиентами. Новый грузовик отличали и совершенные новинки: двигатели «Rolls Royce Eagle» в 350 лошадиных сил и «Cummins» серии «NTE», 325-350 «лошадей».

Предыдущий двигатель «TL 12» в 280 л. с. ушел в прошлое. Коробки передач были взяты у «Eaton Fuller» и «Spicer». Кроме того, была усовершенствована рама «Marathon», при необходимости ее высоту можно было отрегулировать. Даже тот факт, что в те годы новинка проходила испытания в аэродинамической трубе, уже ставило ее на голову выше своих современников.

В производстве кабины были отдельные нюансы. На предприятии было решено использовать максимальное число общих компонентов. И получилось, что по расчетам производителей для всего модельного ряда «Т 45», массой 10000-38000 кг, нужно было порядка 120 деталей, среди которых сорок — взаимозаменяемых. Изменился и внешний облик грузовика. Новая серия была довольно приятной и привлекательной для потребителей, что вызывало к новинке повышенный интерес.

Грузовик Leyland Roadtrain T 45
Грузовик Leyland Roadtrain T 45

В случае неисправности, например, в приборном блоке, ее устранение могло занимать до 5 минут. Детали в серии «Т 45» были взаимозаменяемыми. Все прочие элементы, подверженные скорому износу, также менялись довольно оперативно.

«Multipart» — филиал по поставке запасных частей для «British Leyland» — уверял, что львиную долю запчастей он может доставить в течение суток. Центральный склад комплектующих располагался в г. Чорли. Во время производства «Marathon» о такой оперативности приходилось только мечтать. И сегодня «Multipart» занимает в Великобритании лидирующие позиции.

Грузовик Leyland Roadtrain T 45
Грузовик Leyland Roadtrain T 45

Одной из самых знаковых версий «Leyland Roadtrain» стала модель «Interstate». Первоначально планировалось выпускать ее как отдельный грузовик, однако позже все же было решено включить грузовик в ряд «Roadtrain». Максимальная комплектация включала в себя: двигатель «Rolls Royce Eagle 800 Li» (350 л.с.), диски «Alcoa» в 22 дюйма, пневматическая подвеска на пассажирских сидениях, а также варианты покраски кабины.

Грузовик Leyland Roadtrain T 45 Interstate
Грузовик Leyland Roadtrain T 45 Interstate

Коммерческое издание «Commercial Motor» смогло протестировать «Interstate» с двигателем в 350 «лошадей» и было приятно удивлено. Для своих читателей журнал отмечал экономный расход топлива, изящный внешний вид грузовика, а также удачное аэродинамическое решение для кабины. За счет незначительного расширения кабины, грузовик немного прибавил в весе, порядка 150 кг, однако это дало снижение расхода топлива на десять процентов.

Грузовик Leyland Roadtrain T 45 Interstate
Грузовик Leyland Roadtrain T 45 Interstate

«Leyland T 45 Interstate» был с восторгом встречен критиками и выглядел на самом деле достойно и по-деловому. Но и к новинке вскоре возник вопрос: давняя проблема коррозии на кабине снова замаячила на горизонте. Частично удалось решить эту проблему с 1987 года: в сборке кабин начали применять компоненты из оцинкованной стали.

Leyland Roadtrain T 45
Leyland Roadtrain T 45

Но пока «Leyland Roadtrain» уверенно держал свою марку, другие автопроизводители не сидели на месте. Постоянное совершенствование своей техники привело к тому, что конкуренты стали перегонять «Leyland Roadtrain» и продажи «британца» начались снижаться. В итоге небольшая кабина у «Т 45» не могла более конкурировать с уже существующими «Globetrotter» от «Volvo» и маркой «Space» от «DAF». А грузоперевозчики Великобритании все чаще засматривались в сторону иностранного автопрома.

Leyland Roadtrain T 45
Leyland Roadtrain T 45

После объединения компаний «DAF» и «Leyland» в начале 90-х, «Roadtrain» стал знаменитым под именем «Leyland DAF 80 Series».

В производство он был выпущен с одним вариантом двигателя «DAF», объемом 11,6 и мощностью 300-330 «лошадей». Однако уже к 1994 году выпуск 80 серии было прекращено, а ей на замену пришел новый «DAF 85», изготовление которого продолжалось вплоть до 2000-х годов.

Грузовик Leyland DAF FTG 85. 360 A Ti
Грузовик Leyland DAF FTG 85.360 A Ti
Ссылка на основную публикацию