Дорогой 2022 год и цены: куда ещё выше?!

Еще в конце 2021 года аналитики прогнозировали взлет цен  практически на все группы товаров. Обещанное повышение стоимости грузоперевозок последовало за ростом цен на топливо, запчасти и расходные материалы. Хотя кто первый начал — это еще нужно разобраться.

Грузовые автомобили

Но однозначно можно говорить о том, что бизнес сегодня испытывает значительные потрясения.  Если взять статистику за первые 6 месяцев 2021 года, то виден колоссальный рост на большинстве самых продаваемых позиций.

Вид продукции Удорожание (на %)
Арматура 73,5%
Прокат горячий и холодный 85%
Алюминий 15%
Кирпич 30%
Древесные материалы 30%
Кабельная продукция 45%

Второй квартал не стал отставать от своего предшественника и в едином порыве накинул еще несколько процентов к каждой позиции.

А после уже начался эффект домино, когда вслед за одним подорожавшим товаром последовали и остальные, зачастую даже не связанные друг с другом. Вспомнить хотя бы недавнюю историю с продажей микрочипов.

Временные перебои с поставками электрокомпонентов, потянули за собой сбои в логистике, что, в свою очередь, привело к удорожанию всего коммерческого транспорта. Эта ситуация затронула как малотоннажные  грузовики, так и крупные ТС.

По информации от Росстат, уровень инфляции в  прошлом году держался на 8, 4 процентах. Оптимистичный Центробанк России в унисон с Правительством пообещал инфляцию в рамках 4-4,5%.

Но вот незадача: за период с 1 по 21 января цены подросли на 0,88%. Если взять аналогичный период прошлого года, там общий прирост составил 0,67%. Так, за три недели первого месяца в году инфляция рванула вверх аж на 8, 64%. И останавливаться, по всей видимости, не собирается.

С декабря 2021 года цена дизельного топлива начала стремиться в космос. Восточные регионы РФ уже к январю 2022 года с удивлением обнаружили дизель «по цене золота»: до 60 рублей за литр. Самым главным антирекордсменом в такой гонке стал Сахалин: в этот регион дизельное топливо пришло по цене 78 рублей/литр.

Но не только топливо участвует в ценовом соревновании: сезонные шины прибавили в цене свыше 45%, ГСМ немного отстают, их прирост в стоимости составил «всего» 40%.

На фоне таких ценовых гонок логичным продолжением станет удорожание аренды грузовых ТС. И по предварительным данным может составить до 25%.

Не остался в стороне и бензин марки АИ, который очень популярен среди малотоннажных коммерческих машин. Существенный рост его стоимости отмечался еще летом 2021 года, а уже декабрю литр АИ-92 переваливал за 48 рублей.

В процентном соотношение рост составил 8% на марку АИ и 10% на дизельное топливо.

Логично предположить, что такая тенденция приведет к удорожанию всех товаров/услуг в транспортной и других экономических отраслях.

По прогнозам экспертов в 2022 году следует ожидать очередного повышения цен на топливо, примерно на 8%.

Несомненно, в таком положении дел можно обвинить инфляцию. Но не будем забывать, что в России нет единой установленной цены на топливо и от региона к региону стоимость может отличаться в разы.

Также существуют частные автозаправки, которых  2021 год вогнал в убытки. Вот и стараются они хоть как-то перекрыть свои потери. Например, та же солярка в отдельных АЗС стала аж на 30% дороже.

По предварительным прогнозам самый значительный рост цен нас ожидает к концу текущего года. Экономисты предсказывают цену на АИ-92 свыше 50 руб., АИ-95 – более 56 руб., диз. топлива – 57 руб.

Да, рост ожидается немалый на все группы товаров. А что же касательно  заработной платы для водителей? По существующему положению дел она должна возрасти хотя бы на 30%, но, к сожалению,  сейчас едва ли кто-то из перевозчиков может себе это позволить. Только вот долго обходить этот вопрос стороной все равно не получится.

Кадровые ресурсы водителей грузовиков сегодня находятся в крайне истощённом состоянии. Мы уже писали про эту общемировую проблему в нашей статье: Машин не будет: водители закончились.

На каждую 4-ю машину нет водителя, общая нехватка кадров подбирается к цифре в 25%. И шансов, что в этом году ситуация улучшится — нет.

По данным от «HeadHunter», профессия водителя грузовика становится все более возрастной. Молодежь не спешит осваивать работу дальнобойщика.

Грузовые автомобили

Статистика показывает лишь 13% людей в возрасте до 30 лет. В два раза больше водителей возраста до 40 лет, но и они едва ли могут закрыть потребности отрасли даже наполовину. Самая весомая по численности категория водителей 40-50 лет, она занимает 35% от числа всех вместе взятых водителей.

Но, учитывая сложность профессии и специфику работы, ждать притока свежих кадров, к сожалению,  пока не приходится.

Но не только стремительный рост цен и нехватка водителей вызывает озабоченность грузоперевозчиков. Не остался в стороне и известный всем «Платон», который на общей волне поспешил увеличить свои тарифы на 4%. Об этом можно прочитать здесь: Индексация оплаты в системе «Платон».

Проезд по федеральным трассам стал дороже, а в отдельных случаях даже  отмечается рост на 15 и более процентов.

Как проводился расчет тарифа? Был выбран определенный период, с 10 января в течение десяти дней был произведен анализ текущих цен. За основу были взяты данные по индексу потребительских цен за прошлый год, предоставленные Росстатом.

Прежде размер оплаты проезда за 1 км составлял 2,34 руб. А с 1 февраля текущего года удорожание составит на 20 копеек больше (2,54 руб. за км).

Напомним, что сегодня через «Платон» проходит огромное число грузовых автомобилей (свыше 1,5 млн), чей вес превышает 12 тонн.

В системе задействовано более 700 тыс. перевозчиков, которые ежедневно отправляют грузы по платным региональным дорогам.

Система «Платон» начала свою работу в 2015 году и за эти годы успела собрать для Дорожного Фонда более 170 млрд. руб.

Сам проект давным давно вышел на уровень самоокупаемости. Так, первоначально на начало работы «Платона» было затрачено 29 млрд. руб.

Как распределились эти средства? Ремонт и обновление получили 3.300 км дорог, среди которых свыше 500 км были расширены до 4 полос. Также уделили внимание мостам и путепроводам: свыше 130 из них подверглись модернизации.

Если тарифы «Платона» и далее будут стремиться вверх, вполне предсказуемо, что многие большегрузы просто начнут избегать платных дорог. Сегодня есть альтернатива в виде бесплатных дорог, но если не будет возможности ими пользоваться по какой-либо причине,  перевозчики будут вынуждены повышать цены на транспортировку груза.

А вслед за этим с большой долей вероятности возрастут сроки доставки. Кроме того, перевозка груза по дорогам сомнительного качества едва ли может стать безопасной.

Не так давно в СМИ проскакивали сообщения о возможном пересмотре цен на транспортный налог. Который, к  великому огорчению для Минтранса, остается неизменным аж с 2014 года. Но этот вопрос так и остался в формате разового предложения.

И если рассматривать перечень затрат, которые несут перевозчики, то сегодня налог на ТС составляет около 1% от всех расходов. Чего нельзя сказать о «Платоне», который не стесняется и «откусывает» от общих доходов перевозчика примерно 5-7%.

Но, пожалуй, самая больная тема для всех транспортных компаний — это топливо, на которое в среднем приходится выделять около 38% от дохода. И это еще далеко не предел!

Дорожает абсолютно все: комплектующие, расходники, обслуживание на тех. станциях. В отдельные месяцы до 10% от дохода может уйти на ремонт грузовика.

Не стоит забывать и про заработную плату водителей-дальнобойщиков. Регулярные выплаты, плюс расходы на командировки, разовые премии — в процентном соотношении такие затраты составляют свыше 20% для перевозчика.

И на общем фоне тотального удорожания всех затрат, у транспортников был период, когда ставки некоторое время не повышались и перевозчики терпели убытки. Но не только прямое влияние высоких цен дает нам такую ситуацию.

Существует еще масса косвенных факторов, которые также воздействуют на общее положение дел.

Взять, к примеру, алюминий, который только за январь вырос в цене почти на 10% за тонну. Вслед за ним подтянулся металлолом и дотянул свою ставку до ста евро/тонна. Немногим раньше стоимость 1 тонны варьировалась в пределах 70 евро. Логично предположить, что и в смежных отраслях цены пойдут вверх.

В целом 2022 год уже успел преподнести нам массу сюрпризов и сегодня многие аналитики не берутся делать долговременные прогнозы, поскольку все может одномоментно измениться.

Вполне вероятна ситуация с заморозкой цен на некоторые материалы. Уже сейчас, к примеру, идет корректировка стоимости руды. Экономика, которую подкосили месяцы пандемии, берет курс на восстановление. Но скорых результатов ожидать пока не приходится, это процесс не быстрый. Самое лучшее, что можно сделать в нынешней ситуации, рассчитывать только на свои силы.

Ссылка на основную публикацию