С 1 марта 2025 года рынок грузоперевозок в России ждут большие перемены. Все автоперевозчики, работающие в коммерческом секторе, должны будут зарегистрироваться в едином реестре грузоперевозчиков, который будет частью государственной системы «ГосЛог».
Эти нововведения, предусмотренные новым законом о реестре грузоперевозчиков, обещают как положительные изменения, так и определённые сложности для участников рынка. Ожидается, что реестр повысит прозрачность и безопасность отрасли, однако его введение сопровождается множеством вопросов и критики.
Плюсы и минусы нового реестра грузоперевозчиков
Как любое крупное изменение, новый законопроект влечёт за собой как позитивные сдвиги, так и немало трудностей для бизнеса.
С одной стороны, создание единого реестра грузоперевозчиков поможет бороться с «серыми» схемами и уклонением от налогов, что выгодно для экономики и честных участников рынка.
С другой стороны, для многих перевозчиков это станет дополнительным бременем, ведь их и так уже обременяют растущие издержки на ведение бизнеса. Попробуем разобраться, что несут нам новые правила и как это повлияет на всех участников рынка.
Закон о реестре грузоперевозчиков: борьба с теневым бизнесом?
Основная причина создания реестра грузоперевозчиков — борьба с теневыми схемами в сфере грузоперевозок. По оценкам Федеральной налоговой службы, около 60% перевозок сегодня осуществляется в «серой» зоне.
Часто владельцами грузовиков выступают физические лица, что позволяет обходить налоги. ФНС утверждает, что более половины (56%) коммерческого автопарка числится на физических лиц, а это почти 450 миллиардов рублей недополученных налогов в год.
Введение реестра грузоперевозчиков направлено на выведение этих операций из тени и на создание прозрачной и безопасной системы. В итоге честные компании смогут работать на более равных условиях, а государство — получать налоговые поступления в полном объёме.
Исключение перевозчика из реестра приведёт к потере права на осуществление грузоперевозок, что делает это требование весьма серьёзным.
Единый реестр грузоперевозчиков: новые требования
Начиная с 2025 года, всем компаниям, занимающимся автоперевозками, придётся соответствовать ряду требований. Помимо регистрации в реестре грузоперевозчиков, перевозчики должны будут обеспечивать выполнение технических стандартов для транспортных средств, регулярно проводить медосмотры водителей и назначить ответственного за безопасность на дорогах.
В этом реестр грузоперевозчиков законопроект ориентирован на европейские нормы регулирования, но есть и отличия.
В Европе, например, требуется обязательная квалификация лиц, ответственных за грузоперевозки, а также наличие страхования ответственности перевозчиков. В российском же варианте пока таких норм нет, что вызывает вопросы у экспертов.
Вадим Филатов, представитель отрасли, считает, что более 80% рынка составляют небольшие компании с парком до 50 автомобилей, и для них выполнение этих требований может стать серьёзной нагрузкой.
Цифровизация: удобство или риск?
Цифровизация не обошла стороной и рынок автоперевозок. Введение электронных транспортных накладных и путевых листов подтолкнуло к необходимости создания единой системы учёта. Единый реестр грузоперевозчиков обещает стать этой системой, которая упростит документооборот и сделает его прозрачным. Но не всё так гладко.
Эксперты отмечают проблемы с интеграцией реестра с уже существующими IT-системами компаний. Будут ли данные легко переноситься, и насколько устойчива новая система к перегрузкам и кибератакам? Эти вопросы остаются без ответа, и до сих пор не ясно, насколько безопасна будет новая платформа для участников рынка.
Критика и неопределённости нового законопроекта о реестре грузоперевозчиков
Несмотря на поддержку части участников рынка, новый закон о реестре грузоперевозчиков вызывает немало критики.
Помимо уже упомянутых вопросов по интеграции с IT-системами, возникают и другие серьёзные опасения. Например, в документе не прописаны чёткие механизмы внесения данных в реестр, что создаёт неопределённость.
Кроме того, транспортные компании и так сталкиваются с ростом затрат на 30% ежегодно, и добавление новых требований может лишь усугубить их финансовое положение.
«Перевозчики не знают, сколько им это будет стоить, как они должны будут вести учёт и кто будет отвечать за правильность данных в реестре», — делится своими опасениями представитель отрасли. Такие вопросы требуют доработки и уточнений, особенно на этапе, когда реестр грузоперевозчиков законопроект ещё обсуждается.
Возможные последствия принятия закона о реестре грузоперевозчиков для рынка
Принятие закона несомненно окажет влияние на всю отрасль. Введение новых правил и создание реестра грузоперевозчиков может привести к увеличению расходов перевозчиков.
Небольшие компании, которые составляют большую часть рынка, могут не выдержать дополнительной нагрузки и уйти из бизнеса. Кроме того, остаётся неясным, насколько доступным и удобным окажется процесс регистрации и работы с реестром.
Однако те компании, которые смогут адаптироваться к новым требованиям, выиграют от более прозрачных условий работы и смогут конкурировать на равных с крупными игроками.
Ожидается, что создание единого реестра грузоперевозчиков повысит общую безопасность на дорогах, так как компании будут обязаны следить за техническим состоянием транспорта и здоровьем водителей. Это, в свою очередь, приведёт к снижению аварийности и улучшению качества предоставляемых услуг.
Как подготовиться к изменениям?
Пока реестр грузоперевозчиков законопроект ещё находится на стадии обсуждения, у перевозчиков есть время подготовиться к нововведениям. В первую очередь, необходимо оформить юридическое лицо, если компания работает неофициально. Также стоит навести порядок в документации, урегулировать вопросы с долгами и штрафами.
Ещё один важный шаг — это назначение ответственного за безопасность на дорогах. Это может потребовать найма дополнительного специалиста или переподготовки существующих кадров. В любом случае, перевозчикам стоит уделить особое внимание управленческому учёту и внутренним процессам, чтобы соответствовать новым требованиям.
Реестр грузоперевозчиков: когда введут?
На данный момент закон о реестре грузоперевозчиков принят в первом чтении в Государственной Думе, и с высокой долей вероятности его окончательное принятие не за горами. В законопроекте дата прописана четко – 1 марта 2025 года. Осталось только принять сам законопроект в трех чтениях в Государственной Думе, в Совете Федерации, и закон должен подписать Президент.
Государство нацелено на обеление рынка и получение дополнительных налогов. Ожидается, что после окончательного принятия закона грузоперевозчики получат точные инструкции по внесению данных в реестр грузоперевозчиков и смогут начать подготовку к новому порядку работы.
Когда реестр грузоперевозчиков введут, у перевозчиков будет возможность на практике оценить, насколько новые правила облегчат или усложнят их работу. До марта 2025 года остаётся ещё время, и компаниям стоит использовать его с умом, чтобы не оказаться за бортом рынка, когда новые требования вступят в силу.
Заключение
Создание реестра грузоперевозчиков — это шаг к цивилизованному рынку перевозок, где борьба с теневыми схемами и увеличение налоговых поступлений становятся приоритетами.
В то же время, процесс перехода к новым правилам будет сопровождаться трудностями для бизнеса. Грузоперевозчики столкнутся с необходимостью дополнительных затрат, изменений в операционной деятельности и новыми требованиями к учёту. Однако для тех, кто готов адаптироваться к изменениям, новый реестр может стать возможностью для роста и улучшения условий ведения бизнеса.