Единый реестр грузоперевозчиков: прозрачность или дополнительные хлопоты?

С 1 марта 2025 года рынок грузоперевозок в России ждут большие перемены. Все автоперевозчики, работающие в коммерческом секторе, должны будут зарегистрироваться в едином реестре грузоперевозчиков, который будет частью государственной системы «ГосЛог».

Эти нововведения, предусмотренные новым законом о реестре грузоперевозчиков, обещают как положительные изменения, так и определённые сложности для участников рынка. Ожидается, что реестр повысит прозрачность и безопасность отрасли, однако его введение сопровождается множеством вопросов и критики.

Грузовики на дорогах России

Плюсы и минусы нового реестра грузоперевозчиков

Как любое крупное изменение, новый законопроект влечёт за собой как позитивные сдвиги, так и немало трудностей для бизнеса.

С одной стороны, создание единого реестра грузоперевозчиков поможет бороться с «серыми» схемами и уклонением от налогов, что выгодно для экономики и честных участников рынка.

С другой стороны, для многих перевозчиков это станет дополнительным бременем, ведь их и так уже обременяют растущие издержки на ведение бизнеса. Попробуем разобраться, что несут нам новые правила и как это повлияет на всех участников рынка.

Закон о реестре грузоперевозчиков: борьба с теневым бизнесом?

Основная причина создания реестра грузоперевозчиков — борьба с теневыми схемами в сфере грузоперевозок. По оценкам Федеральной налоговой службы, около 60% перевозок сегодня осуществляется в «серой» зоне.

Часто владельцами грузовиков выступают физические лица, что позволяет обходить налоги. ФНС утверждает, что более половины (56%) коммерческого автопарка числится на физических лиц, а это почти 450 миллиардов рублей недополученных налогов в год.

Введение реестра грузоперевозчиков направлено на выведение этих операций из тени и на создание прозрачной и безопасной системы. В итоге честные компании смогут работать на более равных условиях, а государство — получать налоговые поступления в полном объёме.

Исключение перевозчика из реестра приведёт к потере права на осуществление грузоперевозок, что делает это требование весьма серьёзным.

Единый реестр грузоперевозчиков: новые требования

Начиная с 2025 года, всем компаниям, занимающимся автоперевозками, придётся соответствовать ряду требований. Помимо регистрации в реестре грузоперевозчиков, перевозчики должны будут обеспечивать выполнение технических стандартов для транспортных средств, регулярно проводить медосмотры водителей и назначить ответственного за безопасность на дорогах.

В этом реестр грузоперевозчиков законопроект ориентирован на европейские нормы регулирования, но есть и отличия.

В Европе, например, требуется обязательная квалификация лиц, ответственных за грузоперевозки, а также наличие страхования ответственности перевозчиков. В российском же варианте пока таких норм нет, что вызывает вопросы у экспертов.

Вадим Филатов, представитель отрасли, считает, что более 80% рынка составляют небольшие компании с парком до 50 автомобилей, и для них выполнение этих требований может стать серьёзной нагрузкой.

Грузовики на дорогах России

Цифровизация: удобство или риск?

Цифровизация не обошла стороной и рынок автоперевозок. Введение электронных транспортных накладных и путевых листов подтолкнуло к необходимости создания единой системы учёта. Единый реестр грузоперевозчиков обещает стать этой системой, которая упростит документооборот и сделает его прозрачным. Но не всё так гладко.

Эксперты отмечают проблемы с интеграцией реестра с уже существующими IT-системами компаний. Будут ли данные легко переноситься, и насколько устойчива новая система к перегрузкам и кибератакам? Эти вопросы остаются без ответа, и до сих пор не ясно, насколько безопасна будет новая платформа для участников рынка.

Критика и неопределённости нового законопроекта о реестре грузоперевозчиков

Несмотря на поддержку части участников рынка, новый закон о реестре грузоперевозчиков вызывает немало критики.

Помимо уже упомянутых вопросов по интеграции с IT-системами, возникают и другие серьёзные опасения. Например, в документе не прописаны чёткие механизмы внесения данных в реестр, что создаёт неопределённость.

Кроме того, транспортные компании и так сталкиваются с ростом затрат на 30% ежегодно, и добавление новых требований может лишь усугубить их финансовое положение.

«Перевозчики не знают, сколько им это будет стоить, как они должны будут вести учёт и кто будет отвечать за правильность данных в реестре», — делится своими опасениями представитель отрасли. Такие вопросы требуют доработки и уточнений, особенно на этапе, когда реестр грузоперевозчиков законопроект ещё обсуждается.

Грузовики на дорогах России

Возможные последствия принятия закона о реестре грузоперевозчиков для рынка

Принятие закона несомненно окажет влияние на всю отрасль. Введение новых правил и создание реестра грузоперевозчиков может привести к увеличению расходов перевозчиков.

Небольшие компании, которые составляют большую часть рынка, могут не выдержать дополнительной нагрузки и уйти из бизнеса. Кроме того, остаётся неясным, насколько доступным и удобным окажется процесс регистрации и работы с реестром.

Однако те компании, которые смогут адаптироваться к новым требованиям, выиграют от более прозрачных условий работы и смогут конкурировать на равных с крупными игроками.

Ожидается, что создание единого реестра грузоперевозчиков повысит общую безопасность на дорогах, так как компании будут обязаны следить за техническим состоянием транспорта и здоровьем водителей. Это, в свою очередь, приведёт к снижению аварийности и улучшению качества предоставляемых услуг.

Как подготовиться к изменениям?

Пока реестр грузоперевозчиков законопроект ещё находится на стадии обсуждения, у перевозчиков есть время подготовиться к нововведениям. В первую очередь, необходимо оформить юридическое лицо, если компания работает неофициально. Также стоит навести порядок в документации, урегулировать вопросы с долгами и штрафами.

Ещё один важный шаг — это назначение ответственного за безопасность на дорогах. Это может потребовать найма дополнительного специалиста или переподготовки существующих кадров. В любом случае, перевозчикам стоит уделить особое внимание управленческому учёту и внутренним процессам, чтобы соответствовать новым требованиям.

Реестр грузоперевозчиков: когда введут?

На данный момент закон о реестре грузоперевозчиков принят в первом чтении в Государственной Думе, и с высокой долей вероятности его окончательное принятие не за горами. В законопроекте дата прописана четко – 1 марта 2025 года. Осталось только принять сам законопроект в трех чтениях в Государственной Думе, в Совете Федерации, и закон должен подписать Президент.

Государство нацелено на обеление рынка и получение дополнительных налогов. Ожидается, что после окончательного принятия закона грузоперевозчики получат точные инструкции по внесению данных в реестр грузоперевозчиков и смогут начать подготовку к новому порядку работы.

Когда реестр грузоперевозчиков введут, у перевозчиков будет возможность на практике оценить, насколько новые правила облегчат или усложнят их работу. До марта 2025 года остаётся ещё время, и компаниям стоит использовать его с умом, чтобы не оказаться за бортом рынка, когда новые требования вступят в силу.

Грузовики на трассах России

Заключение

Создание реестра грузоперевозчиков — это шаг к цивилизованному рынку перевозок, где борьба с теневыми схемами и увеличение налоговых поступлений становятся приоритетами.

В то же время, процесс перехода к новым правилам будет сопровождаться трудностями для бизнеса. Грузоперевозчики столкнутся с необходимостью дополнительных затрат, изменений в операционной деятельности и новыми требованиями к учёту. Однако для тех, кто готов адаптироваться к изменениям, новый реестр может стать возможностью для роста и улучшения условий ведения бизнеса.

Ссылка на основную публикацию