Какие марки машин только не ездят на российских дорогах, но, к сожалению, вид чешских грузовиков Tatra перестал пользоваться спросом еще со времен СССР. За последние пять лет насчиталось не более 20 машин за год.
Если сравнивать с 80-ыми годами, то импорт с Чехии составлял до 5000 единиц за 12 месяцев. Потом наступили тяжелые советские 90-ые, но к 2000-м снова производители пытались наладить поставки, и в год приезжало около 700 автомобилей.
Мне посчастливилось побывать на заводе, где занимаются выпуском моделей Татра. Это было в 2007 году, как раз в год празднования 110-летия с выпуска первого автомобиля. Специалисты устроили полную экскурсию по производству, испытательному полигону и их музею.
И что сказать? Это было невероятно, увидеть привычные татлеровские кабины, двигатели воздушного охлаждения, разные модели начиная с выпуска и по сей день. Классические современные версии, конечно же, отличаются, от старых остались только рамы с качающимися полуосями.
В музее было много того, о чем я не знал, каждая деталь меня завораживала. Как говорится, и трава зеленее и вода мокрее. Конечно, новые модели — это другие Татры с кабинами от DAF и двигателями Paccar.
И вот моя история спустя 15 лет посещения святилища.
Но сначала короткий рассказ о компании. Кстати, в этом году Tatra отмечает свой юбилей – 125 лет. Ранее предприятие называлось Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft и только позже переименовалось в Tatra. И стали заниматься производством автомобилей.
А если углубиться в историю образования фирмы, то, оказывается, что Игнац Шустала был владельцем мастерской по производству конных экипажей в городе Копрживнице. За небольшой промежуток времени мастерская превратилась в предприятие. С 80-ых годов 19 века стали выпускать железнодорожные вагоны.
А в 1897 году уже выпустили первый легковой автомобиль под названием Prasident.
Через год на свет появился первый грузовик.
Когда в фирму пришел конструктор Ганс Ледвинк, то конструкции машин кардинально изменяются.
Поворотным событием становится 1923 год, когда в свет появляется модель Tatra 11.
Это первый автомобиль с хребтовой рамой-трубой и независимой подвеской ведущих колес на качающихся полуосях. Благодаря этому появился новый стиль татлеровских машин, который и был определен на долгое время.
Если сравнивать с современными моделями, то концепция хребтовой рамы поддается сопротивлению в 10 раз больше и изгибу около пятикратной нагрузки. Еще одна важная деталь этого стиля – независимая подвеска колес, которая выглядит как качающийся полуось с приводом. Из-за этого машина может плавно ехать по дороге даже с незначительными ямками и осуществлять набор скорости за короткий промежуток времени.
И еще одна не менее значимая фишка – V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения с раздельными головками блока цилиндров и разборным коленчатым валом.
После 90-х годов компанию начала возглавлять американская группа компаний Terex, которая выкупила решающий пакет акции. Сначала был шанс, что такая крупная организация, занимающиеся строительной и дорожной техники сможет изменить положение фирмы.
Но после одного года и далее трех лет импорта становилось меньше, выпуск машин стал идти на убыль, и началось плавное сокращение работников. Инвестиции не оправдали надежд концерна. И в завершение в 2006 году Terex выставили контрольный пакет акций на продажу.
О покупке задумывались даже российские компании, но в итоге ее купила фирма под названием Tatra Holdings. Владельцем был американец Рональд Адамс.
Естественно, на нового собственника тоже были возложены большие надежды, которые, к радости, оправдались. И уже в этом же году продажи готовых автомобилей возросли на 300 штук по сравнению с прошлым годом. В 2007 году были поставлены цели в 2500 машин.
В предприятие инвестировали крупную сумму на работу конструкторов и закуп нового оборудования. Производство могло выпускать 3000 единиц годового объема. Но достичь уровня в 15000 машинам, как было в период социализма, все равно автопроизводитель не мог.
Владелец также обеспечил открытые рабочие места и нанял около 500 новых работников. Когда я был на производстве, то численность составляло уже 3700 человек. Было приятно наблюдать, как большое количество людей трепетно собирают каждую деталь и отдают себя делу.
К 2007 году был стабильный выпуск двух типов семейства машин – гражданские и армейские. Гражданские модели были с 8-ми цилиндровыми двигателями с воздушным охлаждением Tatra. Их мощность варьировалась от 230 – 300 кВт.
Армейские модели уже имели 12-ти цилиндровые моторы. А также по заказу от других производителей устанавливались моторы с жидкостным охлаждением. Какая-то часть автомобилей собиралась на подвески типа King Frame для устранения «косолапости» (отклонение осей по горизонтали из-за неравномерной нагрузки и, таким образом, происходит равномерный износ шин).
Бескапотные модели Т 815 TERRNO1 были представлены с разными колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. По индивидуальным заказам изготовлялись шасси с колесными формулами 10х8. Т 815 TERRNO1 производились как самосвалы, седельные тяги и шасси. Их грузоподъемность варьировалась от 9 до 28 т. А вот наиболее мощные модели могли тянуть 100 т.
Капотные модели, которые создавались специально для российских потребителей Т 163 Jamal (6х6) выпускались с самосвальной платформой. Их грузоподъемность 19-25 т.
Линейки армейских грузовиков моделей Armax, Force и T 815 пополнились еще двумя видами со сменой власти. Последний вид каркасно-панельными кабинами в последующем будем применяться на гражданке, как и грузовики T 810 (был создан специально для армии Чехии) с лонжеронной рамой, портальными мостами, кабиной и двигателем Renault.
С новым владельцем Tatra занималась поставками не только для Чехии и Словакии, но и для России. Спрос появился и в Индии, Австрии, Юго-Восточной Азии и странах бывшего Восточного блока с СНГ. Terex гарантировали отличное качество и были на рынке США.
В планах было использовать свою продукцию не только в вооруженных силах, но и в пожарной охране. Так и прожил 2007 год завод под новым руководством.
В 2011 году появляется новая серия автомобилей Tatra Phoenix с кабиной DAF и двигателем Paccar. К сожалению, спустя несколько лет появляется новый владелец, и снова происходят кардинальные перемены. Но это уже совсем другая история.
В дополнение статьи предлагаем вашему вниманию несколько видео обзоров чешских автомобильных грузовиков TATRA.