Экскурсия по заводу «Татра» во времена выпуска первых моделей

Какие марки машин только не ездят на российских дорогах, но, к сожалению, вид чешских грузовиков Tatra перестал пользоваться спросом еще со времен СССР. За последние пять лет насчиталось не более 20 машин за год.

Автомобильный грузовик Tatra

Если сравнивать с 80-ыми годами, то импорт с Чехии составлял до 5000 единиц за 12 месяцев. Потом наступили тяжелые советские 90-ые, но к 2000-м снова производители пытались наладить поставки, и в год приезжало около 700 автомобилей.

Автомобильный грузовик ТАТРА

Мне посчастливилось побывать на заводе, где занимаются выпуском моделей Татра. Это было в 2007 году, как раз в год празднования 110-летия с выпуска первого автомобиля. Специалисты устроили полную экскурсию по производству, испытательному полигону и их музею.

И что сказать? Это было невероятно, увидеть привычные татлеровские кабины, двигатели воздушного охлаждения, разные модели начиная с выпуска и по сей день. Классические современные версии, конечно же, отличаются, от старых остались только рамы с качающимися полуосями.

 

В музее было много того, о чем я не знал, каждая деталь меня завораживала. Как говорится, и трава зеленее и вода мокрее. Конечно, новые модели — это другие Татры с кабинами от DAF и двигателями Paccar.

И вот моя история спустя 15 лет посещения святилища.

Но сначала короткий рассказ о компании. Кстати, в этом году Tatra отмечает свой юбилей – 125 лет. Ранее предприятие называлось Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft и только позже переименовалось в Tatra. И стали заниматься производством автомобилей.

А если углубиться в историю образования фирмы, то, оказывается, что Игнац Шустала был владельцем мастерской по производству конных экипажей в городе Копрживнице. За небольшой промежуток времени мастерская превратилась в предприятие. С 80-ых годов 19 века стали выпускать железнодорожные вагоны.

А в 1897 году уже выпустили первый легковой автомобиль под названием Prasident.

Первый легковой автомобиль Prasident
Первый легковой автомобиль Prasident

Через год на свет появился первый грузовик.

Первый грузовик от TATRA
Первый грузовик от TATRA

Когда в фирму пришел конструктор Ганс Ледвинк, то конструкции машин кардинально изменяются.

Поворотным событием становится 1923 год, когда в свет появляется модель Tatra 11.

Это первый автомобиль с хребтовой рамой-трубой и независимой подвеской ведущих колес на качающихся полуосях. Благодаря этому появился новый стиль татлеровских машин, который и был определен на долгое время.

Если сравнивать с современными моделями, то концепция хребтовой рамы поддается сопротивлению в 10 раз больше и изгибу около пятикратной нагрузки. Еще одна важная деталь этого стиля – независимая подвеска колес, которая выглядит как качающийся полуось с приводом. Из-за этого машина может плавно ехать по дороге даже с незначительными ямками и осуществлять набор скорости за короткий промежуток времени.

И еще одна не менее значимая фишка – V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения с раздельными головками блока цилиндров и разборным коленчатым валом.

После 90-х годов компанию начала возглавлять американская группа компаний Terex, которая выкупила решающий пакет акции. Сначала был шанс, что такая крупная организация, занимающиеся строительной и дорожной техники сможет изменить положение фирмы.

Но после одного года и далее трех лет импорта становилось меньше, выпуск машин стал идти на убыль, и началось плавное сокращение работников. Инвестиции не оправдали надежд концерна. И в завершение в 2006 году Terex выставили контрольный пакет акций на продажу.

О покупке задумывались даже российские компании, но в итоге ее купила фирма под названием Tatra Holdings. Владельцем был американец Рональд Адамс.

Естественно, на нового собственника тоже были возложены большие надежды, которые, к радости, оправдались. И уже в этом же году продажи готовых автомобилей возросли на 300 штук по сравнению с прошлым годом. В 2007 году были поставлены цели в 2500 машин.

В предприятие инвестировали крупную сумму на работу конструкторов и закуп нового оборудования. Производство могло выпускать 3000 единиц годового объема. Но достичь уровня в 15000 машинам, как было в период социализма, все равно автопроизводитель не мог.

Владелец также обеспечил открытые рабочие места и нанял около 500 новых работников. Когда я был на производстве, то численность составляло уже 3700 человек. Было приятно наблюдать, как большое количество людей трепетно собирают каждую деталь и отдают себя делу.

К 2007 году был стабильный выпуск двух типов семейства машин – гражданские и армейские. Гражданские модели были с 8-ми цилиндровыми двигателями с воздушным охлаждением Tatra. Их мощность варьировалась от 230 – 300 кВт.

Армейские модели уже имели 12-ти цилиндровые моторы. А также по заказу от других производителей устанавливались моторы с жидкостным охлаждением. Какая-то часть автомобилей собиралась на подвески типа King Frame для устранения «косолапости» (отклонение осей по горизонтали из-за неравномерной нагрузки и, таким образом, происходит равномерный износ шин).

Бескапотные модели Т 815 TERRNO1 были представлены с разными колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. По индивидуальным заказам изготовлялись шасси с колесными формулами 10х8. Т 815 TERRNO1 производились как самосвалы, седельные тяги и шасси. Их грузоподъемность варьировалась от 9 до 28 т. А вот наиболее мощные модели могли тянуть 100 т.

Капотные модели, которые создавались специально для российских потребителей Т 163 Jamal (6х6) выпускались с самосвальной платформой. Их грузоподъемность 19-25 т.

Грузовик Tatra T163
Грузовик Tatra T163

Линейки армейских грузовиков моделей Armax, Force и T 815 пополнились еще двумя видами со сменой власти. Последний вид каркасно-панельными кабинами в последующем будем применяться на гражданке, как и грузовики T 810 (был создан специально для армии Чехии) с лонжеронной рамой, портальными мостами, кабиной и двигателем Renault.

С новым владельцем Tatra занималась поставками не только для Чехии и Словакии, но и для России. Спрос появился и в Индии, Австрии, Юго-Восточной Азии и странах бывшего Восточного блока с СНГ. Terex гарантировали отличное качество и были на рынке США.

В планах было использовать свою продукцию не только в вооруженных силах, но и в пожарной охране. Так и прожил 2007 год завод под новым руководством.

В 2011 году появляется новая серия автомобилей Tatra Phoenix с кабиной DAF и двигателем Paccar. К сожалению, спустя несколько лет появляется новый владелец, и снова происходят кардинальные перемены. Но это уже совсем другая история.

В дополнение статьи предлагаем вашему вниманию несколько видео обзоров чешских автомобильных грузовиков TATRA.

Ссылка на основную публикацию