Газотурбинный КрАЗ: история одного грузовика

Еще с 1892 года как инженер Кузьминский П.Д. сконструировал свой первый газотурбинный двигатель, началось его регулярное изучение и усовершенствование. В период существования Советского Союза многие предприятия рассматривали ГТД в качестве рабочего варианта.

Не остался в стороне и автозавод «КрАЗ». Какими же достоинствами обладал газотурбинный двигатель?

КрАЗ-Э 260 Е

Во-первых — для данного двигателя подходил практически любой вид топлива. Это было особенно актуально для отдаленных местностей, где варианты горючего выбирать не приходилось. И если внезапно заканчивалось топливо, водитель бы мог быстро поправить такую затруднительную ситуацию.

Во-вторых — возможность работать в самых суровых климатических условиях, например в регионах Крайнего Севера. Эти аргументы в пользу газотурбинного двигателя были, несомненно, очень весомыми. Так, в 70-х гг. на заводе ГАЗ решили совместить грузовик КрАЗ с данным типом мотора.

Первоначально предполагали поставить двигатель «Газ-99» на модель «КрАЗ 256 Б», однако его деревометаллическая кабина делала невозможным применение на ней такого мотора. Да и мощности было маловато.

Тогда разработчики обратили внимание на новую модель «КрАЗ 260». У него была цельнометаллическая кабина, а также обновленный двигатель «Газ- 99 Д» в 260 «лошадей».

КрАЗ-Э 260 Е

Чем был примечателен этот двигатель? Его турбина за минуту совершала порядка 33 тыс. оборотов, а вот трансмиссия могла справиться лишь с 2500 оборотами максимально. Потребовался редуктор, который смог бы существенно снизить обороты.

Кроме того, его еще нужно было как-то вписать в существующий моторный отсек. Это создавало немалые сложности для конструкторов.

Чуть позже двигатель был доработан и получил индекс » ГАЗ-99 ДМ«. А вот коробку передач и сцепление пришлось позаимствовать у венгерской компании » Autokut», поскольку на просторах Союза подходящих компонентов не нашлось. Так появился бортовой грузовик «КрАЗ-Э 260 Е».

В 1974 году были проведены испытания нового грузовика. Он преодолел 2,5 тыс. км. и силовой агрегат проявил себя весьма достойно. А вот венгерские компоненты испытаний не выдержали.

КрАЗ-Э 260 Е

Два года спустя удалось повысить мощность двигателя до 360 л.с. Одним из его основных плюсов стала возможность поместиться в моторном отсеке. А к концу 1976 г. производитель представил новую модель грузовика «КрАЗ-2Э 260 Е». При полной массе 21500 кг его грузоподъемность составляла 10000 кг, а топливный расход не превышал 175 грамм на л.с. в час.

В целом, мероприятия по тестированию данного грузовика были признаны состоявшимися. Ложку дегтя добавляла коробка передач, которая часто выходила из строя. Кроме того, это были довольно шумные двигатели и стоили они немало.

Примечателен еще и тот момент, что широкого распространения в мире газотурбинные двигатели все же не получили. И к началу 80-х годов проект грузовика с газотурбинным двигателем был свернут.

Ссылка на основную публикацию