1959 год для Минского автозавода ознаменовался седельного тягача-тяжеловоз «МАЗ 537». Модель МАЗ 537 с высокой проходимостью в первую очередь был рассчитан на нужды военных и разрабатывался в СКБ 1 на Минском заводе. Его автором стал Борис Львович Шапошник, который в годы войны стоял у руля конструкторского бюро Ульяновского завода, а уже с 1949 года трудился на предприятии «МАЗ».
Тягач МАЗ 537 был способен перемещать бронетанковую технику, доставлять баллистические ракеты к месту запуска по самым разнообразным дорогам, а также по бездорожью. Но только лишь армейской сферой работа этого тягача не ограничивалась.
Военный МАЗ 537 активно использовали в хозяйственных нуждах при транспортировке неделимых, тяжелых грузов. Кроме того, тягач экспортировался в соседние, дружественные СССР страны.
Устройство седельного тягача МАЗ 537
В основе модели МАЗ 537 лежит модель МАЗ 535, колесная база увеличена на 30 см. Рама состоит из сварных и штампованных компонентов, отдельные элементы соединяются между собой сварными швами. Ее боковую часть составляют лонжероны.
Кабина тягача МАЗ 537 4-местная, металлическая, оснащена обзорным люком для дополнительной вентиляции.
Позади кабины спроектирован моторный отсек, где располагается дизельный двигатель МАЗ 537: «Д-12А-525 А» (12-цилиндров). Его «прародителем» стал танковый двигатель В-2, применявшийся на знаменитом Т-34. Мощность мотора составляла 525 л.с.
Трансмиссия военного МАЗ 537
Позволяет передавать механическое усилие от двигателя к колесам. Сюда входит: сцепление, коробка передач, ведущий мост и др. В случае с моделью МАЗ 537 в наличии 3-ступенчатая коробка передач, передние управляемые оси и гидроусилитель руля.
В состав каждого моста тягача входит центральный редуктор, полуосевые карданы (2 шт). При движении тягача МАЗ 537 без нагрузки дополнительно может использоваться повышающий редуктор.
Одноступенчатый гидротрансформатор соединен с двигателем. От трансформатора крутящий момент поступает на планетарную 3-ступенчатую коробку передач, а распределение момента между осями происходит с помощью раздаточной коробки.
Пневматический привод обеспечивает переключение передач. Также для военного МАЗ 537 были разработаны отдельные прицепы «2 ППТ-50», которые могли тянуть груз до 50000 кг.
Но разработчики не ограничились лишь одним вариантом и периодически совершенствовали прицепные устройства. Также и сам тягач претерпевал технические доработки и выпускался в различных модификациях.
Разновидности моделей МАЗ 537
Военный МАЗ 537 является базовой моделью тягача.
Модель МАЗ 537 с литерой А являлся балластным тягачом, с установленной металлической сварной платформой. Он мог транспортировать тяжелые орудия, ракетные системы, как по ровной дороге, так и в полевых условиях, при соблюдении массы до 75000 кг. Такие тягачи были выпущены небольшой партией и собирались всего пару лет, начиная с 1964 года.
Еще один вариант, предназначенный именно для тактических ракет Р 17, тягач МАЗ 537 Б. К сожалению, он не прошел тестовых испытаний, поэтому в производство он так и не был запущен.
Следующий модель МАЗ 537В имела также весьма узкую специализацию. Первоначально он должен был обеспечивать перемещение на 2-осной платформе разведчика-беспилотника «Ту-123 Ястреб».
Кроме того, он служил для перевозки полуприцепов с пусковыми контейнерами, в которых размещались межконтинентальные баллистические ракеты УР 100 и ракеты 5В61, входящие в систему ПРО А-35 полигонного комплекса «Алдан». Также он должен был транспортировать топливозаправщик «АТЗ-30», общая вместимость которого составляла 30000 л.
Военный МАЗ 537В начался выпускаться с 1965 года продолжался в течение 20 лет и ограничивался исключительно заявками со стороны Министерства обороны СССР.
Многозадачный тягач МАЗ 537Г являлся наиболее массовой модификацией, производимой с 1964 года. Обновленная 15-тонная лебедка, возможность нагружать его опорно-сцепное устройство до 27000 кг позволяло военному МАЗу 537Г трудиться в составе автопоезда. К нему подходил любой тип войскового полуприцепа, тягач МАЗ 537Г легко перемещал бронетанковую технику, ракетные комплексы и др.
Он также был взят за основу для эвакуационного колесного тягача «КЭТ-Т», машины технической помощи «МТП-А4», а также как база для последующих выпусков седельных тягачей.
А вот уже тягач МАЗ 537 с литерой К (крановое оборудование) разрабатывался непосредственно для тактического ракетного комплекса (ТРК) «Темп-С» с ракетой 9М76.
Однако, по причине неудовлетворительного конструкторского решения, в серийное производство этот тягач так и не вошел.
Также предлагаем вашему вниманию видео про МАЗ 537.