Не так давно российская экономика столкнулась с беспрецедентными санкциями со стороны недружественных государств.
Кризис навис над всеми отраслями и, в особенности над сектором грузоперевозок. Удалось ли стране перешагнуть этот сложный период и чего ожидать далее? Давайте разбираться.
Как бы не старались отдельные политические элиты, но логистический потенциал России сохранил свою целостность.
Рынок грузоперевозок не просто восстановился, но на отдельных направлениях даже вышел в плюс.
Прибавку в росте отмечают большинство транспортных организаций и это пока предварительные итоги первых шести месяцев 2023 года.
У перевозчиков добавилось количество клиентов, активно идет освоение новых логистических направлений, отдельные компании могут похвалиться ростом чистой прибыли.
Возьмем для примера компанию «ПЭК», которая только за последние пару лет смогла открыть свыше сотни филиалов не только в России, но также и в странах СНГ, Турции, КНР и Эмиратах. Со-основатель компании «ПЭК», В. Филатов, отмечает, что в текущем году существенно вырос спрос на товары бытового плана (вещи, мебель и др.), в связи с чем, число автомобильных перевозок между странами СНГ стало значительно больше.
Подтверждает высокую логистическую активность и компания «АльянсАвто». Ее руководитель, А. Морозов, особенно подчеркнул рост числа молодых компаний, которые прошли регистрацию в 2022-23 гг.
«Сегодня мы можем наблюдать некий перевес: если грузооборот за год добавил 15 процентов, то число отгрузок возросло аж на 25 процентов. А это значит, что выросло число грузополучателей, при этом заказы стали мельче. Львиную долю заказов сегодня занимают товары с популярных торговых площадок» — поделился А. Морозов.
ГК «Деловые линии» отмечают увеличение объема грузоперевозок в два раза и это только в секторе маркетплейсов. По словам одного из руководителей «ДЛ», уверенный рост сегодня идет и в сфере доставки товаров в торговые сети, прибавка здесь составила 33 процента.
Также не отстает и сегмент авиаперевозок: с начала года число рейсов увеличилось на 26 процентов. Популярными направлениями сегодня являются Москва – Калининград, а также рейсы из столицы в Дальневосточный регион.
Генеральный директор «ЕвротрансЭкспедиция», К. Рассадкин поделился мнением, что именно благодаря разработке новых направлений и оперативной перестройке всего сектора на новый формат работы, результаты нынешнего года во многом опережают те показатели, которые можно было наблюдать в предыдущие пару лет.
А что с ценами на рынке автомобильных грузоперевозок?
По предварительным итогам рост цен на автомобильные грузоперевозки в 2023 году составил от 20 до 40 процентов, а в отдельных секторах даже больше.
Взять для примера перевозку груза фурой из столицы в Ростов-на-Дону. Так, если ранее владелец груза оплачивал около 90 тыс. рублей, то в нынешних реалиях цена выросла до 130 тыс. рублей.
Но, что удивительно, есть и «подешевевшие» направления: например, международные грузоперевозки. Здесь снижение стоимости составило примерно 20 процентов.
Значимым плюсом для удешевления доставки будет и новый порт в Петербурге: доставка через него обойдется выгоднее, чем через порт Владивостока или Новороссийска.
Какие перспективы рынка автомобильных грузоперевозок?
А далее, по прогнозам аналитиков, грузоперевозки будут только расти в цене. Ведь затраты на заработную плату сотрудников, техобслуживание транспорта, а также неизбежное повышение налоговой базы никто не отменял.
М. Белоусов, основатель «Академии логистики» поделился мнением по данному вопросу: «Конец текущего года, особенно декабрь, как и во все предыдущие года обозначится пиком цен в сфере грузоперевозок. Далее ожидается небольшое затишье по стоимости доставки и уже к февралю она постепенно начнет набирать обороты. Однако такого резкого скачка, как в нынешнем году, уже не ожидается. Ведь большая часть перевозчиков уже успешно перешли на китайские грузовики, с которыми нет затруднений в обслуживании».
В новом году в сфере автомобильных грузоперевозок дадут о себе знать уже традиционные сложности: нехватка опытных водителей, хороших грузовиков и высокая цена на технику.
По прогнозам специалистов 2024 год станет годом ориентира на Турцию, Индию, КНР и Иран.
Сегодня можно наблюдать стабильный рост в дальневосточном направлении, а также в Новороссийске.
Обороты контейнерных перевозок уже вышел на докризисный уровень.
А вот относительно грузопотоков в сторону Европы мало кто готов давать даже примерные прогнозы. Вероятнее всего на фоне усиления санкций против России этот сектор будет лишь сокращаться.