В далеком 1956 году государством было оформлено тех. задание на новый грузовик, который был бы способен поднимать 4 тонны и иметь мощный двигатель в 130 «лошадей». Во время создания грузовика на заводе внимательно ознакомились с аналогичными машинами того времени: «International», «Ford», «Dodge». Позже именно «Dodge» подтолкнул конструкторов «ЗИЛа» к оформлению кабины стеклом панорамного вида.
И все же кабина «ЗИЛ 130» является оригинальным продуктом. На порядок прочнее и крепче сделана рама грузовика, поскольку на заводе понимали, что загрузка машин будет максимальной. Первоначально для серийных грузовиков официальная грузоподъемность была порядка 5,5 тонн, позже ее снизили до 5 тонн. Но это небольшое отступление позволило «ЗИЛу» в дальнейшем работать уже с 6 тоннами груза.
Изначальная разработка двигателя «V6» была далека от идеала, на последующие прототипы устанавливали 6-цилиндровый мотор (5,6 л.) в 136 лошадиных сил. Его история берет свое начало с конца 1920-х годов от «Autocar». Пройдя неоднократную модернизацию, его прекратили выпускать лишь в 80-х годах.
Основной же выпуск грузовиков снабжался двигателем «V8», в основе которого был легковой мотор для «ЗИЛ 111». Его разработка проводилась в столице, взяв на вооружение агрегат от «Chrysler». Это был 6-литровый двигатель, мощностью 150 л.с. Изначально даже полагали, что грузовику нет необходимости иметь столько сил.
Если сравнивать «130-й» с предыдущими образцами, тем же «ЗИЛ 164», то в ту пору его внешний и внутренний вид стал действительно новым словом в производстве грузовиков. Он обладал просторной, 3-местной кабиной, удобной посадкой, качественной системой обогрева. Пневматические тормоза и стеклоочистители значительно облегчали работу водителя за рулем.
КП – 5-ступенчатая, с синхронизаторами на большой скорости. Первая передача (с числом 7, 44) применялась в условиях бездорожья, резкого подъема, либо основательной загрузки.
«ЗИЛ 130» мог развивать скорость в 90 км/час, тогда как «ГАЗ 53» (аналогично с мотором «V8») – на 10 км/час меньше. А дорожный просвет в 27 см и колесная формула 4х2 давали грузовику хорошие показатели по проходимости. Чаще всего водители старались получить работу именно на «ЗИЛе», он славился как прочный и надежный грузовик.
На территории всего Союза можно было встретить этот знакомый силуэт. А ведь вариантов «ЗИЛа» было представлено более 70-ти: бортовой автомобиль, самосвал, седельный тягач, разнообразные модификации спецмашин и др. «ЗИЛ 130» был тружеником как большого города, так и отдаленных поселений.
Единственный, пожалуй, минус, который был заметен уже с первых дней работы – это значительное превышение заявленного расхода топлива. По инструкции на 100 км грузовик потреблял примерно 27-29 л., реальность же отличалась от документов в 1,5-2 раза. Однако при СССР нехватки топлива на автобазах не наблюдалось.
Уже к 1970-м вариант бензинового «ЗИЛа» начал устаревать, Москва занималась выпуском легендарного грузовика до 1986 г., после с конвейера выходили уже модернизированные образцы («ЗИЛ 431410»). Последний грузовик был собран в г. Новоуральск, в 2010 г. За все время производства было собрано около 3,4 млн. грузовиков.