Мы уже писали ранее об грузовиках AVIA и истории компании-производителе в статье: Столетняя марка «AVIA»: история и наши дни. Но в одной статье не удалось уместить все, что происходило в непростой судьбе данного бренда, поэтому подготовили для вас очередной материал.
В 80-90е гг. на просторах бывшего СССР и в странах Восточной Европы можно было встретить сотни грузовиков с приметной синей кабиной. Они были узнаваемы и популярны. Чехословацкая марка «AVIA» пользовалась высоким спросом, как в своей стране, так и в дружественных социалистических государствах.
На основе взаимных договоренностей, тысячи машин поступали в СССР каждый год. Это обеспечивало стойкое финансово-экономическое сотрудничество для обеих сторон. Но к концу 80-х число грузовиков стало сокращаться, а с распадом Союза поставки «AVIA» полностью прекратились не только в Россию, но и в другие социалистические страны.
Начало 90-х годов стало для завода тяжелым периодом: снижение производства почти в 3 раза, минимальное число заказов, финансовый кризис, грозящая безработица на производстве. Предприятие пыталось вести совместную работу с такими гигантами, как «Mercedes-Benz» и с французским «Auverland».
В планах значилось освоение новых видов грузовиков, которые можно было бы представить на европейском рынке. Однако все старания завода успехом не увенчались.
С 1995 года корейский «Daewoo» берет под свое крыло концерн «AVIA», что помогло заводу наладить выпуск грузовых автомобилей нового типа.
С 2000 года «Daewoo AVIA» уже представлено как самостоятельное предприятие. Но, к большому сожалению, новый модельный ряд не помог заводу удержаться на плаву, число выпущенных автомобилей падало из года в год.
Сравните: 5 тыс. единиц в 1996-97 годах против 500 шт. в начале 2000 года. Колоссальное сокращение объемов производства за такой небольшой промежуток времени!
C 2005 года «AVIA» включили в состав инвесткомпании «Odien», но год спустя, признав свою ошибку, компания «Odien» уступает завод индийскому холдингу «Ashok Leyland Motors». С этого момента полное наименование завода звучит так: «Avia Ashok Leyland Motors».
Это сотрудничество оказалось более прочным и продлилось 7 лет. В 2010 году завод оформил контракт с московской организацией «Блок КомТранс», которая на правах представителя могла продавать и заниматься техническим обслуживанием техники «AVIA» в Московской области.
И, казалось, у завода есть все шансы занять долю российского грузового рынка. Однако, в какой-то момент, руководители посчитали, что пражский завод работает не в полную силу, и было решено перевезти все оборудование из Чехии в Индию.
Но на этом судьба предприятия не подошла к концу. В 2016 году на завод обратил внимание холдинг «Czechoslovak Group» (CSG).
Его руководитель, бизнесмен Ярослав Стрнад, покупает «AVIA» у индийской стороны и решает вопрос с возобновлением выпуска грузовиков, но уже на новой территории.
Принимая во внимание всю сложность ситуации, Я.Стрнад решил, что площадка, расположенная в Праге будет слишком большой. При всем желании едва ли можно будет рассчитывать даже на тысячу грузовых автомобилей ежегодно. Поэтому производство стали налаживать на собственной площадке, которая находилась в г. Пршелоуч, на бывшем военном заводе «VOP Prelouc».
Старое-новое предприятие делало исключительно сборку, сварку и окраску деталей, т.к. штамповки, оборудование для изготовления кабины находились… в Индии! Все дело в том, что предыдущий владелец при переводе производства в свою страну, забрал к себе на родину львиную долю оборудования.
Кроме того, все комплектующие и запчасти (коробки передач, рамы, мосты и др.) закупались у производителей со стороны.
В серийном выпуске пока оставались грузовые автомобили серии D (скромное наследство со времен работы «Daewoo»). Они претерпели некоторые видоизменения и выглядели уже более современно. Кабина получила новый пластиковый бампер, а также актуальное световое оборудование.
Изначально завод замахнулся на выпуск грузовиков от 7 до 12 тонн, но оценив свои возможности, по итогу пришлось остановиться на базовой модели «AVIA D 120 Initia», масса которой составляла 12 тонн.
А колесная формула шла в варианте 4х2 и 4х4. Кабина: классическая и двухрядная. Грузовой автомобиль оснастили дизелем » Cummins ISB 4.5″, экологического стандарта Евро 6. Доступная мощность составляла 180 л.с или 207 л.с. Коробка передач в 6 ступеней немецкой марки «ZF».
С сентября 2017 года было запущено производство грузовиков с колесной формулой 4х2. А уже в следующем году вышел полноприводный вариант. Но перед началом серийного выпуска «AVIA D 120 Initia» презентовали для российской публики на выставке «Строительная техника и технологии 2017» (СТТ), которая проходила в Москве с 30 мая по 3 июня.
Предприятие «AVIA» очень рассчитывало не только на рынки сбыта Чехии и Словакии, но и интерес со стороны России. Выгодное сотрудничество во времена СССР, а также регулярные поставки в Союз своей грузовой техники, давало «AVIA» надежду на возобновление торгово-финансовых отношений с Россией.
Но спустя пару лет руководство завода было вынуждено признать, что задуманные планы едва ли могут быть реализованы. На территории Чехии и Словакии конкуренция была слишком высока.
Грузовые автомобили других европейских марок имели у потребителей большую популярность, поэтому достигнуть запланированных показателей у «AVIA» не получилось. Российский рынок грузовиков знакомому производителю не отказывал, но реальность была такова, что там и без «AVIA» хватало грузовой техники.
Пришлось корректировать свои планы. Так, с 2019 года в производственной линейке «AVIA» остался лишь полноприводный вариант «AVIA» D 120 Initia» с колесной формулой 4х4. Такое решение было принято в связи с падением объема продаж.
Кроме того, этот же год принес европейцам обновленные экологические нормативы, согласно которым в конструкцию машин нужно было вносить технические правки, а после еще проходить дополнительную сертификацию. Что потянуло бы за собой дополнительные финансовые расходы.
Для компании «AVIA Motors» такие затраты были не по силам. А новые экологические требования усложнили и без того тяжёлое положение предприятия.
Но сфера среднетоннажников была представлена в Чехии в меньшем объеме, поэтому «AVIA» решила сосредоточиться именно на такой полноприводной модели с колесной формулой 4х4. Такие модели снискали высокую популярность в строительной и коммунальной сферах.
Отдельно для мобильных пожарных бригад и хозяйственно-бытовых служб автомобиль снабдили удобной кабиной на семь мест. Она позволяла оперативно доставить группу рабочих к месту службы. М. Шустек, генеральный директор компании «AVIA Motors», сообщил, что в планах завода занять около 40% производства подобными автомобилями.
Кроме этого, предприятие могло бы сосредоточиться на выпуске отдельных комплектующих для прочих производителей.
Хорошие перспективы обещали дать электромобили. С 2010 года, когда они начинали набирать популярность, «AVIA» занималась поиском бизнес-партнеров для организации выпуска коммерческих электромобилей.
У «AVIA» уже был опыт работы с английским партнером, компанией «Smith», когда на шасси серии D изготавливались электрокары. Впоследствии эти автомобили активно продвигались на рынках США и Великобритании.
Но как же живет марка «AVIA» в наши дни? На сегодняшний день возрождение состоялось лишь частично.
И если на территории Чехии эта марка еще узнаваема, то выход на зарубежные рынки и расширение производственной линейки, к сожалению, не получились. Изготовление электромобилей также не особо изменило ситуацию.
Поэтому сегодня в основе работы «AVIA»- создание в незначительных количествах марки «AVIA D 120 Initia» с колесной формулой 4х4, продажи запчастей собственного производства, а также сервисное обслуживание своей продукции.
Ниже представляем вашему вниманию небольшой видео обзор грузовика AVIA D 120.