Грузовики семейства «Суша» от УРАЛАЗа

Еще в середине 1970-х гг. государством было закуплено порядка десяти тысяч грузовых автомобилей производства Германии – «Magirus-Deutz», которые были способны выдерживать экстремальные температуры, в первую очередь это были самосвалы.

Особенность немецкой техники заключалась в агрегате с воздушным охлаждением, такой механизм имел ряд плюсов: он был надежен, прост по своей конструкции и отлично подвергался ремонту. На тот момент ни один дизель серийного выпуска не мог конкурировать с «Magirus-Deutz».

Грузовики Magirus-Deutz
Грузовики Magirus-Deutz

Они выполняли тяжелые работы при строительстве БАМа и славились своими двигателями с воздушным охлаждением. Их работа проходила в основном в восточных областях Союза, где частые перепады температур и экстремальные погодные условия – не редкость.

Отправка грузовиков Magirus-Deutz в СССР
Отправка грузовиков Magirus-Deutz в СССР

Несмотря на тяжелые климатические условия машины мужественно выдерживали любые испытания и нагрузки, но регулярные закупки очередных партий грузовиков для государства было дорогостоящим удовольствием. Поэтому в начале 1980-х было принято решение о приобретении лицензии на дизель «F8L413 V8», с объемом 11,3 л. и мощностью в 232 лошадиные силы.

Испытания Урала 4322 в 1978 году (архивная фотография С. Орлова)
Испытания Урала 4322 в 1978 году (архивная фотография С. Орлова)

А чуть позже в Казахстане, на базе «Кустанайского дизельного завода» образовалось совместное предприятие по сборке этого мотора. Тогда завод «КДЗ» входил в объединение «УралАЗ», его производственные возможности позволяли собирать до 40000 двигателей ежегодно.

Первое семейство грузовиков УРАЛ-4322

Марки «Урал» и «ЗИЛ» были одни из самых популярных в Союзе, особенно в сфере строительства и военного дела. Визуально многие часто путают «Урал 4320» и «ЗИЛ 131», обе машины действительно схожи. Однако «Урал 4320» не имел бензинового двигателя, в отличие от «ЗИЛа».

УРАЛ похож на ЗИЛ-131
УРАЛ похож на ЗИЛ-131

С одной стороны это было преимущество, поскольку расход бензина на «ЗИЛах» был колоссальный. С другой – при низких температурах запуск дизельного двигателя «Урала» проходил не без труда. Опять же в далеких 1970-х еще не было серийного выпуска дизельных грузовиков.

Но пока шло строительство завода «КДЗ», первые образцы «Урал 4322» получили двигатели от «КАМАЗ 740». И только несколько прототипов смогли собрать к 1978 г.

В 1978 г. первый 3-осник «Урал 4322» (5,5 т.) был собран на базе «Урал 4320». Грузовик оснащался кабиной от «КАМАЗ 5320» и решеткой радиатора вертикального вида. Новинка включала в себя пневмоусилитель в КП и герметизацию базовых агрегатов. Такой прототип впоследствии дал название целой серии армейских грузовиков с названием «Суша».

К 1980-му году основные варианты грузовика были рекомендованы к выпуску, однако, по некоторым причинам, до серийного выпуска первое семейство «Суши» не дошло. К сожалению такая же судьба была уготовлена семейству военных амфибий. В 3-осной серии «Урал 4322» способностью передвигаться по воде обладал «Урал 43221» (4 т.) с лебедкой. При этом на обычной дороге грузовик мог развивать скорость до 85 км/час.

Урал 43221 готов к погружению
Урал 43221 готов к погружению

Визуально с первого взгляда амфибия и сухопутная версии были схожи, но первая обладала высокобортным герметизированным кузовом, а также гребными валами, имеющими привод от трансмиссии грузовика. Чтобы защитить моторный отсек от проникновения влаги, была предусмотрена установка съемного волноотражающего щита.

Второе семейство УРАЛ-43223

К 1986-87 гг. были собраны двигатели, мощностью в 234 «лошадей» «Урал-744.10» с воздушным охлаждением.

Немецкий двигатель с воздушным охлаждением
Немецкий двигатель с воздушным охлаждением

И, как логическое продолжение заводской работы, к 1987 г. предприятие представило новинку: грузовик-шеститонник с индексом «43223», колесная база которого составляла 3800 плюс 1400 мм. Он продолжил серию уже существовавшего семейства «Суша».

Кабина от «КАМАЗа» подверглась основательным конструктивным изменениям, приборная панель – оригинальная
Кабина от «КАМАЗа» подверглась основательным конструктивным изменениям, приборная панель – оригинальная

Второе поколение грузовых автомобилей имели более презентабельный внешний вид, кабины «КАМАЗ 5320» были доработаны. В них появились: автономная отопительная система, обновленная приборная панель, сидение водителя с функцией регулировки.

Базовая модификация грузовиков второго поколения
Базовая модификация грузовиков второго поколения

Бортовая платформа новинки – цельнометаллическая, 4,7 метров. Восьмитонная лебедка была модернизирована, и имела возможность выпускать трос в положении «вперед/назад». Грузовик мог развивать скорость до 92 км/час, тянуть за собой прицепы до 11 тонн, а топливные затраты на сто километров пути составляли порядка 35 литров.

Урал-43223 (архивная фотография Л. Шугурова)
Урал-43223 (архивная фотография Л. Шугурова)
Грузовик УРАЛ-43223
Грузовик УРАЛ-43223
Грузовик УРАЛ-43223
Грузовик УРАЛ-43223
Технические характеристики грузовика УРАЛ-43223
Технические характеристики грузовика УРАЛ-43223

Доработанные и преобразованные варианты грузовика

В 1980-х гг. на «УралАЗ» решили взяться за самые разнообразные версии грузового автомобиля. Классический вариант представлял собой машину с металлическим бортовым кузовом. Такая техника подходила под самые разнообразные задачи.

Далее дело дошло до создания специальных шасси «Урал 43222» и «Урал 43225», на которых уже монтировались кузов «К 4322» и «К2 4320» (кузов универсальный нулевого габарита).

Грузовик УРАЛ с КУНГ
Грузовик УРАЛ с КУНГ

Кроме этого, на заводе изготавливали грузовики для военных нужд с кузовом «Кунг». Для нефтяников были предусмотрены вахтовые автобусы. В линейке заводского производства значился и седельный тягач, и самосвал с 1-сторонней разгрузкой, а еще гоночная версия «Урал 4322». Этот грузовик собирали специально под соревнования «Париж-Москва-Пекин» 1991 г., сила его двигателя составляла 360 л.с.

Грузовики УРАЛ для перевозки людей

Вариант для работы в северных регионах РФ
Вариант для работы в северных регионах РФ
Вахтовые автобусы на основе УРАЛа
Вахтовые автобусы на основе УРАЛа
Автомобиль-самосвал УРАЛ-55224
Автомобиль-самосвал УРАЛ-55224

Строительная техника с возможностью односторонней разгрузки, кузов получает подогрев от выхлопных газов.

Грузовик УРАЛ-55224
Грузовик УРАЛ-55224
Тягач и строительный самосвальный полуприцеп
Тягач и строительный самосвальный полуприцеп
Грузовик УРАЛ с возможностью 3-сторонней разгрузки сельскохозяйственного назначения
Грузовик УРАЛ с возможностью 3-сторонней разгрузки сельскохозяйственного назначения
УРАЛ с возможностью 3-сторонней разгрузки сельскохозяйственного назначения
УРАЛ с возможностью 3-сторонней разгрузки сельскохозяйственного назначения

К началу 1990-х гг. на заводе «УралАЗ» было начато промышленное изготовление базовых моделей грузовых автомобилей и шасси серии «43223» с двигателями «КАМАЗ 740» и «Урал 744».

Гоночный Урал 43223
Гоночный Урал 43223

А в 1991 году на заводе «КДЗ» перестали выпускать силовые агрегаты и совместное предприятие распалось. Финальным аккордом в этой истории стал тягач «Урал 44223», в его задачи входила буксировка полуприцепа «Урал 9516» (15 т.). То незначительное число «Уралов», пополнивших в военные ряды в те годы, уже к 1998 году были сняты с вооружения.

Урал-44223 с удлиненной кабиной
Урал-44223 с удлиненной кабиной

После распада СССР предприятие «КДЗ» еще трудилось над выпуском двигателей и всего их получилось создать чуть более четырехсот. Глобальный экономический кризис 1990-х подтолкнул «УралАЗ» к прямому сотрудничеству с немецкой стороной. Однако большая часть грузовиков «Урал 4322» были оборудованы двигателями и кабинами от «КАМАЗа». Постепенно совместная работа сошла на нет.

А что же дальше? Часть классических образцов от «УралАЗ» все еще можно встретить на дорогах Челябинской области. Военные же образцы сегодня являются частью музейных выставок, либо были в свое время отправлены в утиль.

Автопоезд для перевозки опасных грузов
Автопоезд для перевозки опасных грузов
Образец в музее военной техники (г. Рязань)
Образец в музее военной техники (г. Рязань)
Ссылка на основную публикацию