Еще в середине 1970-х гг. государством было закуплено порядка десяти тысяч грузовых автомобилей производства Германии – «Magirus-Deutz», которые были способны выдерживать экстремальные температуры, в первую очередь это были самосвалы.
Особенность немецкой техники заключалась в агрегате с воздушным охлаждением, такой механизм имел ряд плюсов: он был надежен, прост по своей конструкции и отлично подвергался ремонту. На тот момент ни один дизель серийного выпуска не мог конкурировать с «Magirus-Deutz».
Они выполняли тяжелые работы при строительстве БАМа и славились своими двигателями с воздушным охлаждением. Их работа проходила в основном в восточных областях Союза, где частые перепады температур и экстремальные погодные условия – не редкость.
Несмотря на тяжелые климатические условия машины мужественно выдерживали любые испытания и нагрузки, но регулярные закупки очередных партий грузовиков для государства было дорогостоящим удовольствием. Поэтому в начале 1980-х было принято решение о приобретении лицензии на дизель «F8L413 V8», с объемом 11,3 л. и мощностью в 232 лошадиные силы.
А чуть позже в Казахстане, на базе «Кустанайского дизельного завода» образовалось совместное предприятие по сборке этого мотора. Тогда завод «КДЗ» входил в объединение «УралАЗ», его производственные возможности позволяли собирать до 40000 двигателей ежегодно.
Первое семейство грузовиков УРАЛ-4322
Марки «Урал» и «ЗИЛ» были одни из самых популярных в Союзе, особенно в сфере строительства и военного дела. Визуально многие часто путают «Урал 4320» и «ЗИЛ 131», обе машины действительно схожи. Однако «Урал 4320» не имел бензинового двигателя, в отличие от «ЗИЛа».
С одной стороны это было преимущество, поскольку расход бензина на «ЗИЛах» был колоссальный. С другой – при низких температурах запуск дизельного двигателя «Урала» проходил не без труда. Опять же в далеких 1970-х еще не было серийного выпуска дизельных грузовиков.
Но пока шло строительство завода «КДЗ», первые образцы «Урал 4322» получили двигатели от «КАМАЗ 740». И только несколько прототипов смогли собрать к 1978 г.
В 1978 г. первый 3-осник «Урал 4322» (5,5 т.) был собран на базе «Урал 4320». Грузовик оснащался кабиной от «КАМАЗ 5320» и решеткой радиатора вертикального вида. Новинка включала в себя пневмоусилитель в КП и герметизацию базовых агрегатов. Такой прототип впоследствии дал название целой серии армейских грузовиков с названием «Суша».
К 1980-му году основные варианты грузовика были рекомендованы к выпуску, однако, по некоторым причинам, до серийного выпуска первое семейство «Суши» не дошло. К сожалению такая же судьба была уготовлена семейству военных амфибий. В 3-осной серии «Урал 4322» способностью передвигаться по воде обладал «Урал 43221» (4 т.) с лебедкой. При этом на обычной дороге грузовик мог развивать скорость до 85 км/час.
Визуально с первого взгляда амфибия и сухопутная версии были схожи, но первая обладала высокобортным герметизированным кузовом, а также гребными валами, имеющими привод от трансмиссии грузовика. Чтобы защитить моторный отсек от проникновения влаги, была предусмотрена установка съемного волноотражающего щита.
Второе семейство УРАЛ-43223
К 1986-87 гг. были собраны двигатели, мощностью в 234 «лошадей» «Урал-744.10» с воздушным охлаждением.
И, как логическое продолжение заводской работы, к 1987 г. предприятие представило новинку: грузовик-шеститонник с индексом «43223», колесная база которого составляла 3800 плюс 1400 мм. Он продолжил серию уже существовавшего семейства «Суша».

Второе поколение грузовых автомобилей имели более презентабельный внешний вид, кабины «КАМАЗ 5320» были доработаны. В них появились: автономная отопительная система, обновленная приборная панель, сидение водителя с функцией регулировки.
Бортовая платформа новинки – цельнометаллическая, 4,7 метров. Восьмитонная лебедка была модернизирована, и имела возможность выпускать трос в положении «вперед/назад». Грузовик мог развивать скорость до 92 км/час, тянуть за собой прицепы до 11 тонн, а топливные затраты на сто километров пути составляли порядка 35 литров.
Доработанные и преобразованные варианты грузовика
В 1980-х гг. на «УралАЗ» решили взяться за самые разнообразные версии грузового автомобиля. Классический вариант представлял собой машину с металлическим бортовым кузовом. Такая техника подходила под самые разнообразные задачи.
Далее дело дошло до создания специальных шасси «Урал 43222» и «Урал 43225», на которых уже монтировались кузов «К 4322» и «К2 4320» (кузов универсальный нулевого габарита).
Кроме этого, на заводе изготавливали грузовики для военных нужд с кузовом «Кунг». Для нефтяников были предусмотрены вахтовые автобусы. В линейке заводского производства значился и седельный тягач, и самосвал с 1-сторонней разгрузкой, а еще гоночная версия «Урал 4322». Этот грузовик собирали специально под соревнования «Париж-Москва-Пекин» 1991 г., сила его двигателя составляла 360 л.с.
Строительная техника с возможностью односторонней разгрузки, кузов получает подогрев от выхлопных газов.
К началу 1990-х гг. на заводе «УралАЗ» было начато промышленное изготовление базовых моделей грузовых автомобилей и шасси серии «43223» с двигателями «КАМАЗ 740» и «Урал 744».
А в 1991 году на заводе «КДЗ» перестали выпускать силовые агрегаты и совместное предприятие распалось. Финальным аккордом в этой истории стал тягач «Урал 44223», в его задачи входила буксировка полуприцепа «Урал 9516» (15 т.). То незначительное число «Уралов», пополнивших в военные ряды в те годы, уже к 1998 году были сняты с вооружения.
После распада СССР предприятие «КДЗ» еще трудилось над выпуском двигателей и всего их получилось создать чуть более четырехсот. Глобальный экономический кризис 1990-х подтолкнул «УралАЗ» к прямому сотрудничеству с немецкой стороной. Однако большая часть грузовиков «Урал 4322» были оборудованы двигателями и кабинами от «КАМАЗа». Постепенно совместная работа сошла на нет.
А что же дальше? Часть классических образцов от «УралАЗ» все еще можно встретить на дорогах Челябинской области. Военные же образцы сегодня являются частью музейных выставок, либо были в свое время отправлены в утиль.