Грузовики TATRA в стране Поднебесной

Не секрет, что изначально китайский автопром в своей основе опирался на поддержку СССР. Союзные инженеры и разработчики  познакомили китайских коллег с такими марками, как: «ЗИС», «ЗИЛ», «ГАЗ», БелАЗ» и др.

Грузовик ТАТРА 815

Но Китайская народная республика опиралась не только на надежное плечо СССР. Соцстраны, объединенные идеологией и политическим устройством, были рады оказать всестороннюю поддержку своему восточному соседу.

В развитии собственного автопрома Китая большую роль сыграла Чехословакия. Она предоставила лицензию, по которой Китай начал выпуск грузовых автомобилей Skoda и Tatra.

В провинции Хэбэй располагался автомобильный завод Чанчжэн. Именно на нем и началось производство грузовиков-клонов от грузовика ТАТРА Т 111. Только в китайском варианте он уже именовался как ChangZheng XD 250.

Changzheng-XD-250, он же грузовик ТАТРА Т 111
Changzheng-XD-250, он же грузовик ТАТРА Т 111

В отличие от своего чехословацкого собрата, при создании ChangZheng XD 250 использовалась кабина собственного производства. Классическая рама-труба с движущимися полуосями, привод на 6 колес, V — образный дизель («12V110F» 14, 8л.) на 12 цилиндров, мощностью в 170 «лошадей». Грузовик был способен транспортировать груз до 10000 кг.

Помимо этого, автозавод в г. Чанчжэн производил еще и балластный тягач ChangZheng XD 980. Хоть он и являлся репликой грузовика ТАТРА 141, однако кабину китайские автостроители предпочли добавить от себя, без оглядки на первоначальный чехословацкий вариант.

ChangZheng XD 980, он же грузовик ТАТРА 141
ChangZheng XD 980, он же грузовик ТАТРА 141

Но время шло и на головном предприятии Tatra произошла смена выпускаемой продукции и модели грузовиков ТАТРА. Конечно же, это не могло не отразиться на китайских грузовиках ChangZheng.

Грузовик ChangZheng XD 160, он же грузовик ТАТРА 138, имел очень примечательную кабину с характерными китайскими признаками: слегка сплюснутым капотом, крыльями и оригинальной облицовкой. V-образный дизельный мотор XD8V120 (11,7 л.) выдавал мощность в 180 л.с. Грузоподъемность составляла 12000 кг.

ChangZheng XD 160, он же грузовик ТАТРА 138
ChangZheng XD 160, он же грузовик ТАТРА 138

Но уже марка ChangZheng CZ 160 (копия грузовика ТАТРА 148) получила свою оригинальную кабину. Типичная округлость форм постепенно изменилась на правильные и четкие линии. И в итоге вышел эдакий кирпичик на колесах, но это уже скорее вопрос личных предпочтений отдельно взятого водителя.  Общая стилистика кабины 148-й модели была сохранена.

ChangZheng CZ 160, он же грузовик ТАТРА 148
ChangZheng CZ 160, он же грузовик ТАТРА 148
ChangZheng CZ 160, он же грузовик ТАТРА 148
ChangZheng CZ 160, он же грузовик ТАТРА 148

ChangZheng CZ160, он же грузовик ТАТРА-148
ChangZheng CZ 160, он же грузовик ТАТРА 148

Модель ChangZheng CZ 161 сохранила за собой раму с движущимися полуосями как и у прототипа грузовика ТАТРА 148. Вариант кабины у ChangZheng CZ 161 был уже не такой угловатый, как у 160-й модели. А почетное место дизельного мотора занял V-образный Deutz в 8 цилиндров.

ChangZheng CZ 161
ChangZheng CZ 161

В целом, выпуск китайских грузовиков Tatra был весьма небольшим по объему. Начиная с 1973 года, за 12 лет производства было собрано всего лишь 1318 грузовиков. Если перевести это число в ежегодное производство, получится не более сотни машин за год. Конечно же, такой показатель для большой Китайской республики был крайне мал.

Очередной виток тесного сотрудничества Китая и Чехословакии наблюдался в 1985 г. Именно в это время Tatra и ChangZheng договорились об обмене опытом в производстве грузовиков ТАТРА 815, а также заключили соглашение о передаче производственных технологий.

Специалисты из Чехословакии помогали налаживать выпуск грузовиков ТАТРА 815 в Китае, а сотрудники китайского автомобильного завода проходили обучение в г. Копржовниц на предприятии Tatra.

Грузовик ТАТРА 815
Грузовик ТАТРА 815

В 1985 году были собраны около двухсот грузовиков из модельных рядов CZ 160 и T 815. В течение последующих двух лет китайские специалисты собрали около 1тыс. грузовиков ТАТРА 815. А, начиная с 1988 года и вплоть до начала 90-х, китайская сторона приобрела более 1тыс. грузовиков ТАТРА 815 и свыше 990 машинокомплектов. Число продаж уже готовых автомобилей в 1991 году достигло 500 шт., а уже через год было реализовано порядка 800 машин.

Грузовик ТАТРА 815
Грузовик ТАТРА 815

Середина 90-х годов обозначилась для предприятия ChangZheng выпуском собственной версией грузовик ТАТРА. Только вот уже с оригинальной моделью у нее было мало общего: лишь рама с движущимися полуосями и полный привод.

Шасси снабжались соответствующими китайскими двигателями и самыми разнообразными кабинами. Что примечательно, для Китайской народной республики выпуск кабин является отдельной отраслью и с одного, отдельно взятого предприятия кабины расходятся по машиностроительным заводам.

В результате, вполне реально встретить грузовые автомобили совершенно разных типов, но с одинаковыми кабинами. Для примера можно взять ChangZheng CZ 1260, который снабжался кабиной Steyr. Она же шла в комплектации для Shaanxi и SinoTruk.

ChangZheng CZ 1260
ChangZheng CZ 1260

Но на моделях грузовиков ТАТРА китайского производства были и иные оригинальные кабины, поставленные на ChangZheng CZ3251 SU315.

ChangZheng-CZ3251-SU315
ChangZheng-CZ3251-SU315

Вот вариант на ChangZheng CZ1250 SU375

Changzheng-CZ1250SU375
Changzheng-CZ1250SU375

Или вот такой ChangZheng CZ1240 SU455

Changzheng-CZ1240SU455
Changzheng-CZ1240SU455

А здесь ChangZheng CZ 3250

Changzheng CZ3250
Changzheng CZ3250

Новое возвращение грузовиков Tatra состоялось в формате соглашения производства по лицензии с Tatra Trucks в 2017 году. Традиционное шасси и движущиеся полуоси остались неизменными, с чешского завода Tatra. А изготовить кабину было поручено компании Hubei Qixing, которая ранее уже собирала кабины для грузовиков «БАЗ», «КрАЗ», «Тонар».

Грузовик ChangZheng CZ2250 SU56 бортовая модель с колесной формулой 6х6. На нем установлен китайский дизель Weichai WP10H350 E62, 9, 5 л., мощность 350 л.с., а также механическая коробка передач Kuai 12JSD160TA в 12 ступеней.

Грузовик ChangZheng CZ2250 SU56
Грузовик ChangZheng CZ2250 SU56

Самосвал – 4-осник ChangZheng CZ2310 SU76 с колесной формулой 8х8 снабжен двигателем Weichai WP10H400 E62 в 400 «лошадей» и 12-ступенчатой коробкой передач Kuai 12JSD200TA-B.

ChangZheng CZ2310 SU76
ChangZheng CZ2310 SU76

Также предлагаем вашему вниманию видео про модели грузовиков ТАТРА из Китая.

Ссылка на основную публикацию