Не секрет, что изначально китайский автопром в своей основе опирался на поддержку СССР. Союзные инженеры и разработчики познакомили китайских коллег с такими марками, как: «ЗИС», «ЗИЛ», «ГАЗ», БелАЗ» и др.
Но Китайская народная республика опиралась не только на надежное плечо СССР. Соцстраны, объединенные идеологией и политическим устройством, были рады оказать всестороннюю поддержку своему восточному соседу.
В развитии собственного автопрома Китая большую роль сыграла Чехословакия. Она предоставила лицензию, по которой Китай начал выпуск грузовых автомобилей Skoda и Tatra.
В провинции Хэбэй располагался автомобильный завод Чанчжэн. Именно на нем и началось производство грузовиков-клонов от грузовика ТАТРА Т 111. Только в китайском варианте он уже именовался как ChangZheng XD 250.
В отличие от своего чехословацкого собрата, при создании ChangZheng XD 250 использовалась кабина собственного производства. Классическая рама-труба с движущимися полуосями, привод на 6 колес, V — образный дизель («12V110F» 14, 8л.) на 12 цилиндров, мощностью в 170 «лошадей». Грузовик был способен транспортировать груз до 10000 кг.
Помимо этого, автозавод в г. Чанчжэн производил еще и балластный тягач ChangZheng XD 980. Хоть он и являлся репликой грузовика ТАТРА 141, однако кабину китайские автостроители предпочли добавить от себя, без оглядки на первоначальный чехословацкий вариант.
Но время шло и на головном предприятии Tatra произошла смена выпускаемой продукции и модели грузовиков ТАТРА. Конечно же, это не могло не отразиться на китайских грузовиках ChangZheng.
Грузовик ChangZheng XD 160, он же грузовик ТАТРА 138, имел очень примечательную кабину с характерными китайскими признаками: слегка сплюснутым капотом, крыльями и оригинальной облицовкой. V-образный дизельный мотор XD8V120 (11,7 л.) выдавал мощность в 180 л.с. Грузоподъемность составляла 12000 кг.
Но уже марка ChangZheng CZ 160 (копия грузовика ТАТРА 148) получила свою оригинальную кабину. Типичная округлость форм постепенно изменилась на правильные и четкие линии. И в итоге вышел эдакий кирпичик на колесах, но это уже скорее вопрос личных предпочтений отдельно взятого водителя. Общая стилистика кабины 148-й модели была сохранена.
Модель ChangZheng CZ 161 сохранила за собой раму с движущимися полуосями как и у прототипа грузовика ТАТРА 148. Вариант кабины у ChangZheng CZ 161 был уже не такой угловатый, как у 160-й модели. А почетное место дизельного мотора занял V-образный Deutz в 8 цилиндров.
В целом, выпуск китайских грузовиков Tatra был весьма небольшим по объему. Начиная с 1973 года, за 12 лет производства было собрано всего лишь 1318 грузовиков. Если перевести это число в ежегодное производство, получится не более сотни машин за год. Конечно же, такой показатель для большой Китайской республики был крайне мал.
Очередной виток тесного сотрудничества Китая и Чехословакии наблюдался в 1985 г. Именно в это время Tatra и ChangZheng договорились об обмене опытом в производстве грузовиков ТАТРА 815, а также заключили соглашение о передаче производственных технологий.
Специалисты из Чехословакии помогали налаживать выпуск грузовиков ТАТРА 815 в Китае, а сотрудники китайского автомобильного завода проходили обучение в г. Копржовниц на предприятии Tatra.
В 1985 году были собраны около двухсот грузовиков из модельных рядов CZ 160 и T 815. В течение последующих двух лет китайские специалисты собрали около 1тыс. грузовиков ТАТРА 815. А, начиная с 1988 года и вплоть до начала 90-х, китайская сторона приобрела более 1тыс. грузовиков ТАТРА 815 и свыше 990 машинокомплектов. Число продаж уже готовых автомобилей в 1991 году достигло 500 шт., а уже через год было реализовано порядка 800 машин.
Середина 90-х годов обозначилась для предприятия ChangZheng выпуском собственной версией грузовик ТАТРА. Только вот уже с оригинальной моделью у нее было мало общего: лишь рама с движущимися полуосями и полный привод.
Шасси снабжались соответствующими китайскими двигателями и самыми разнообразными кабинами. Что примечательно, для Китайской народной республики выпуск кабин является отдельной отраслью и с одного, отдельно взятого предприятия кабины расходятся по машиностроительным заводам.
В результате, вполне реально встретить грузовые автомобили совершенно разных типов, но с одинаковыми кабинами. Для примера можно взять ChangZheng CZ 1260, который снабжался кабиной Steyr. Она же шла в комплектации для Shaanxi и SinoTruk.
Но на моделях грузовиков ТАТРА китайского производства были и иные оригинальные кабины, поставленные на ChangZheng CZ3251 SU315.
Вот вариант на ChangZheng CZ1250 SU375
Или вот такой ChangZheng CZ1240 SU455
А здесь ChangZheng CZ 3250
Новое возвращение грузовиков Tatra состоялось в формате соглашения производства по лицензии с Tatra Trucks в 2017 году. Традиционное шасси и движущиеся полуоси остались неизменными, с чешского завода Tatra. А изготовить кабину было поручено компании Hubei Qixing, которая ранее уже собирала кабины для грузовиков «БАЗ», «КрАЗ», «Тонар».
Грузовик ChangZheng CZ2250 SU56 бортовая модель с колесной формулой 6х6. На нем установлен китайский дизель Weichai WP10H350 E62, 9, 5 л., мощность 350 л.с., а также механическая коробка передач Kuai 12JSD160TA в 12 ступеней.
Самосвал – 4-осник ChangZheng CZ2310 SU76 с колесной формулой 8х8 снабжен двигателем Weichai WP10H400 E62 в 400 «лошадей» и 12-ступенчатой коробкой передач Kuai 12JSD200TA-B.
Также предлагаем вашему вниманию видео про модели грузовиков ТАТРА из Китая.