Когда мы видим слово «Хант», первая мысль: это один из северных народов. Но не так давно этот термин приобрел еще одно значение. «Хантом» стали именовать российские вездеходы, предназначенные для работы в северном климате. Едва ли можно встретить эти машины на дорогах общественного пользования. Их выпуск лимитирован: всего несколько десятков за весь год и, чаще всего, по спецзаказу.
Откуда же взялись эти новоиспеченные «Ханты»? А началось все с компании «Скат — Югра» (г. Сургут), которая занималась продажей специальной техники для нужд газовой и нефтяной промышленности. Некоторое время спустя компания стала производить монтаж отдельных надстроек от сторонних изготовителей, а также специальные прицепы, предназначенные для транспортировки длинных грузов, преимущественно леса. Для этих целей было решено зарегистрировать 2 компании: «Спецкомпания Автотехники — Югра» и ООО «Белорусские машиностроители – Югра».
Постепенно пришло понимание того, что техника собственного производства наиболее точно соответствует рабочим задачам, нежели чем любой другой готовый грузовик. Выпускать вездеходы было решено в г. Миасс (Челябинская обл.). Старт строительства был объявлен весной 2015 года и название для предприятия выбрали незатейливое: «Завод тяжелых машин». А коренное население Югры дало наименование для бренда «Хант».
Самая первая модель, которая прошла сертификацию еще в 2016 году, «Хант 805 1Н». Это полноприводный 4-осник, созданный на основе «Урала 4320», кабина от «Iveco». В процессе создания была учтена особенность крупного оборудования, которое выставлялось на шасси, поэтому кабина оказалась сдвинутой в передний предусмотрительно удлиненный свес рамы.
Что же взял от «Урала» новый «Хант»? В первую очередь это дизельный, 6-цилиндровый двигатель «ЯМЗ 53602 10» в 311 л.с., КП может быть в исполнении «ЯМЗ», «Fast Gear» или «ZF». Нагрузка на ведущие мосты в передней части 6,5 т. и задней – 8, 7 т. Причем для задних мостов была применена рессорно-балансирная подвеска, тогда как для передних мостов – отдельная рессорная. Грузоподъемность такого ТС составляет около 20000 кг, плюс возможность транспортировать прицеп до 6500 кг.
В дальнейшем было решено выпускать специальный вид передвижных платформ, необходимых для проведения монтажа нефтяного оборудования. Так появились «ППМ». Их конструкция перекликается с маркой «53602 10», кабина также сдвигалась на передний свес. Но в этом случае ТС уже не считается габаритным (длина – 18 метров, ширина – более 3 м.), поэтому и сертифицировано оно было как «самоходная машина». В разработках предприятия значится ряд платформ, где задействовано от 2 до 7 осей. Однако сегодня в активной работе лишь пара вариантов: 8х8 и 14х14.
Изначально на «ППМ 410» (формула 8х8) использовали кабину «МАЗ-МАН», а в дальнейшем на предприятии разработали «МКП 2» — кабину каркасно-панельного типа своего производства. Такая платформа может поднимать груз до 42000 кг при своей полной массе в 56000 кг. Учитывая такой значительный вес, для подобной техники используют мосты 16-тонники от «Hande», а также шины низкого давления «ВИ-3» («КРАЗ»). Сердце тяжеловеса – «ЯМЗ 652» на 11 литров, 412 л.с. Кроме того, для новой разработки использовали КП «Fast Gear» в 12 ступеней, а также раздаточную коробку «ZQC 2000».
Можно, конечно, на «ППМ 410» поставить мосты «Урала», в этом случае параметр грузоподъемности изменится до 24000 кг, а полная масса – до 37000 кг. А двигатель будет от «ЯМЗ 238 ДЕ2» в 330 «лошадей». И что весьма удобно: ППМ не является автомобилем, поэтому и экологические нормативы к ней не применяются.
Еще один мощный образец техники – «ППМ 710» (14х14), ее грузоподъемность составляет от 47000 до 75000 кг. Наиболее массивной версией семиосной платформы является ППМ весом в 28000 кг. Для нее применяется дизельный двигатель «ЯМЗ 7511» (400 л.с.). Мосты ставятся по аналогии с вариантом «ППМ 410».
С 2018 года на заводе выпускаются грузовики «Хант — 8051 S», с колесной формулой 8х8. Для них было решено применять кабины «МАЗ-МАН». Машины были сертифицированы для самого разнообразного применения: здесь и платформа с краном-манипулятором, и цистерна, и бортовая платформа. Но по факту шла сборка самосвальных установок (19 куб.) «Хант — 8051 S5», для перевозки горных пород, а также буксиров для тяжелых прицепов «Хант – 8051 S4».
В варианте задних мостов с односкатной ошиновкой масса ТС может составлять 44000 кг, при двускатной – 48000 кг. И если говорить о «Хант — 8051 S5», то его грузоподъемность будет составлять 26200 ил 30000 кг.
Для тяжеловеса «Хант-8051 S» могли быть применены разные варианты КП: «Fast Gear» (12 ступеней), «Allison» или же «Xian». Раздаточная коробка от «ZF» или «ZQC» (китайский производитель). И только ведущие мосты в исполнении «Hande»: проверенные и надежные.
Годом позже семейство «Хантов» пополнилось еще двумя новинками: «Хант 8051 В» (8х8) и «Хант 8051 Т» (6х6). Отличие этих 2 большегрузов друг от друга лишь в длине рамы и числе передних мостов.
На «Хант 8051 Т» можно поставить как дизельный «Weichai WP12» (12 л.), так и «WP10» (10 л.). А для марки «8051 В», кроме дизелей на 12 литров, добавился также и «Weichai WP13» (13 л.). Все тот же производитель готов предоставить для «Хантов» большой ряд КП: как автоматов, так и механических.
Вариации полной массы для «Хант-8051 В» составляют от 40300 до 50000 кг., а для «Хант-8051 Т» от 32800 до 41000 кг. Все зависит от ошиновки и вида надстроек.
Летом 2019 года машины из семейства «Хантов» с формулой 6х6 и 8х8 смогли пройти сертификацию. Поскольку их сборка проходила в рамках ООО «УралАЗ – Югра», для таких ТС были выданы новые обозначения. Так увидели свет «Хант 7751 В4» (4 оси) и «Хант 7751 Т4» (3 оси).