Характеристики трассы М-5 «Урал», стоимость проезда и как его оплатить

Автотрасса «Урал» – федеральная дорога нашей страны, одна из важнейших магистралей протяженностью 2036 км. Она проходит от Москвы до Челябинска через ряд крупных городов (Рязань, Пенза, Самара, Уфа). Поэтому по «Уралу» передвигаются не только обычные водители в личных целях: трассу активно используют для перевоза грузов по стране.

Трасса М5

Ниже приведены основные характеристики автодороги М-5.

Описание автотрассы «Урал»

Как сказано выше, автомагистраль М-5 – дорога федерального значения. Отправная точка трассы находится в Москве, конечная – в Челябинске. Помимо уже перечисленных областных центров с дороги можно съезжать в направлении Екатеринбурга, что также подтверждает ценность пути с точки зрения логистики. Вдобавок трасса является частью крупных международных маршрутов в Европе и Азии: шоссе Е30 и А-102, соответственно.

Примечательно, что «Урал» – одна из старейших дорог России. Первая часть пути от Москвы до Рязани функционировала еще до появления автомашин. В 30-е годы прошлого века трасса начала бурно развиваться. Во время Великой Отечественной войны потребовалось бесперебойное транспортное сообщение между центральными регионами, Уралом и Сибирью. Поэтому в эти тяжелые годы проводилось активное строительство трассы. После окончания войны темпы строительных работ несколько снизились. Полноценное движение по магистрали стало возможным только к 1965 году.

В 90-е годы XX века водители столкнулись с трудностями при передвижении по дороге Москва-Челябинск. Это было связано с постоянным ростом транспортной нагрузки: дорога не справлялась с увеличившимся транспортным потоком. За 10 лет, начиная с 1996 года, интенсивность трафика возросла до двадцати тысяч машин в сутки, что превзошло норму более, чем в пять раз. Вплоть до 2006 года доля не соответствующего требованиям нормативов километража составляла до 84 % от всей длины дороги. Поэтому в этот период трасса считалась неподходящей для грузоперевозок на дальние расстояния и обладала высоким аварийным потенциалом.

В последние годы автотрасса активно ремонтируется, перестраивается. Прежде всего, уделяется особое внимание качеству покрытия. Также в приоритете стоят вопросы о развитии инфраструктуры и повышении пропускной способности федеральной дороги М-5. Водители уже отметили улучшение условий проезда по шоссе: с каждым годом эксплуатация автомагистрали становится все более комфортной.

Маршрут трассы «Урал»

Чтобы попасть на магистраль М-5 необходимо съехать со МКАД на развязке с Волгоградским шоссе. Это начало дороги на Челябинск. Первый участок до крупного узла – г. Рязани – составляет 165 км. Здесь дорога представляет собой современный тракт с покрытием высокого качества.

Следующие 613 км трассы – путь на г. Пензу. От Рязани до Пензы по «Уралу» расстояние составляет 448 км. Пропускная способность участка справляется с потоком: пробки здесь образуются редко. Для удобства проезда ремонт покрытия производится регулярно.

Далее на пути следования – г. Самара. Расстояние от Пензы до Самары по магистрали не превышает 422 км. Если в город не заезжать, через 465 км после объезда Самары можно достигнуть Уфы. Своевременное обслуживание дороги делает движение стабильным, аварийность снижается. Этому способствуют и установленные фото- и видеокамеры для фиксации нарушений ПДД.

Последующие 379 км от Уфы – заключительный участок трассы, заканчивающейся в Челябинске. Здесь, к сожалению, возможны заторы из-за большого скопления грузовых автомобилей. К тому же, это наиболее опасный с точки зрения аварийности этап маршрута по причине сложности рельефа и суровых погодных условий. На этом участке от автовладельцев требуется повышенная концентрация. Сотрудники ГИБДД также внимательно контролируют трафик на этом отрезке пути.

Платный участок

На автомагистрали М-5 есть участок, входящий в состав Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). «Урал» — Домодедово пролегает от развязки ЦКАД – М-5 до съезда на Домодедово. Несмотря на необходимость внесения платы, движение по участку комфортно для автовладельцев: покрытие отличается хорошим качеством, состояние дороги соответствует современным стандартам.

На платном участке действует система «Свободный поток», которая предполагает непрерывный проезд через пункты оплаты. Внесение средств производится по карте «транспондер». Если у водителя нет транспондера, оплатить можно по факту пересечения платной зоны по безналичному расчету: специально установленные камеры зафиксируют госномер машины и в течение пяти рабочих дней водителю поступит уведомление о необходимости оплаты. Перевод денег можно осуществить в центре обслуживания Центральной кольцевой дороги или в мобильном приложении. Однако расценки для держателей транспондера дешевле на 10 %.

Стоимость проезда «по платке» варьируется в зависимости от категории транспортного средства.

В таблице приведены значения, согласно классу машины.

Класс ТС Тариф по транспондеру, рублей Тариф по методу постополаты, рублей
1 121,5 135
2 180 200
3 243 270
4 391,5 435

Особенности автотрассы М-5

Наиболее качественным считается участок от Рязанской области до Пензы: ширина дороги составляет четыре полосы; покрытие ровное, без видимых дефектов. После проезда Самары асфальт становится хуже, вблизи города могут образовываться пробки в связи с часто встречающимися фурами. На территории Башкирии ситуация улучшается.

Трасса М5 Урал

Отсутствие единого качественного уровня дорожного покрытия объясняется большой протяженностью и прохождением трасы через разные регионы. Таким образом, в каждом субъекте за состояние дороги и обслуживание отвечает местная администрация. График ремонтных работ по этой же причине может не совпадать, поэтому периодически на пути попадаются зоны реконструкции.

Ремонт автомагистрали

В 4-м квартале 2020 г. губернатором Челябинской области был утвержден план масштабной реконструкции всех дорог федерального значения, проходящих через регион. Трасса «Москва-Челябинск» также вошла в этот список. Для эксплуатирующих эту магистраль данное решение имеет большое значение, поскольку именно на конечном этапе М-5 порой превращается в «дорогу смерти» ввиду своей аварийности.

Срок проведения ремонтных работ в области – 8 лет, согласно документам. За это время автострада должна быть увеличена в ширину до 4-х полос минимум, а асфальт полностью обновлен. В план реконструкции включены ответвление на Екатеринбург и участок от границы Башкортостана до самого Челябинска.

Наряду с работами на уральской части ведется обслуживание М-5 на всей протяженности и в других регионах. В Самарской области введен в эксплуатацию с объездной путепровод мимо Тольятти.

Опасные участки трассы М-5

На магистрали «Урал» выделяют два участка, представляющих наибольшую опасность. Всем, кто планирует путешествие по М-5, необходимо знать об этих рисках.

Первый сложный участок проходит по горной территории Челябинской области: дорога превращается в серпантин с ограниченной видимостью. Учитывая плотный транспортный поток, состоящий на 40 % из грузовых машин, водителю стоит быть особенно внимательным. Именно здесь происходит большинство аварий.

Вторым потенциально опасным участком считается расстояние между Уфой и Челябинском. Здесь дорожное полотно узкое, и пропускная способность дороги падает. Именно об этом отрезке говорят: «дорога смерти»: часто происходят лобовые столкновения. Для снижения риска ДТП не следует нарушать запрет на обгон по встречной полосе.

Ожидается, что после реконструкции удастся снизить аварийность указанных отрезков.

Инфраструктура трассы

Несмотря на экономическую ценность дороги М-5, развитию инфраструктуры долгое время не уделялось достаточного внимания. Работы в этом направлении начали активно вести только в 2013 году. Доступность бытовых объектов вблизи дороги существенно облегчает комфортность езды на дальние расстояния.

Сегодня по ходу движения водитель может сделать остановку не только для отдыха или заправки машины, но и для посещения кафе, ночевки в мотеле, совершения покупок. На трассе открыты также автосервисы, пункты шиномонтажа, автомойки. Поскольку цены могут различаться, перед поездкой лучше заранее выбрать места остановок для личных нужд и отдыха. При выборе маршрута можно воспользоваться отзывами на водительских форумах в интернете или рекомендациями знакомых, ранее посещавших эти заведения. При желании на М-5 предусмотрены площадки для ночного сна в своем автомобиле.

Появление новых пунктов дорожной инфраструктуры сделало магистраль объектом усиленного контроля сотрудников Госавтоинспекции. По ходу движения выросло число постов ГИБДД и патрульных машин, курсирующих по трассе. Увеличилось количество камер фотофиксации административных правонарушений, особенно вблизи съездов в сторону населенных пунктов.

При необходимости пополнить запас топлива у водителя есть выбор, на АЗС какой компании заправить автомобиль. Сейчас на автотрассе «Урал» работают бензоколонки таких крупных продавцов горючего, как «Лукойл», «Газпром», Shell и т. д. Заправочные станции расположены на М-5 равномерно с интервалом 30-50 км, что практически исключает возможность полного опустошения бака прямо в пути.

Также о других федеральных трассах России можно прочить в следующих информационных материалах:

Трасса «Украина»: стоимость проезда, маршрут, инфраструктура.

Трасса «Беларусь»: описание, маршрут, стоимость проезда.

Из столицы в Петербург: цена и особенности передвижения в 21 веке.

М-4 «Дон» – платная дорога. Тарифы, варианты оплаты.

Путешествие из Петербурга… до белорусской границы: трасса Р23.

Ссылка на основную публикацию