Цепочка поставок по определению предполагает наличие двунаправленных потоков информации и материальных ценностей между ее участниками. Многие, если не большинство проблем в цепочках поставок – следствие плохо организованных информационных потоков, недостоверности, несвоевременного поступления информации и так далее.
На каждом участке цепочки доставок должно быть организовано надлежащее управление информацией.
Информационные системы — элементы, связующие и помогающие контактировать разным частям системы поставок. Они являются основной частью единой скоординированной системы, которая связывает и объединяет все остальные звенья цепочки поставок. При высокой конкуренции, сложившейся на рынке грузоперевозок, не остается никаких сомнений в высокой степени важности информации и информационных технологий (ИТ) для успешной работы, и для становления проектов, связанных с управлением системы поставок.
Результаты анкетирования группы из 2500 крупных и небольших организаций показали, что наибольшие перспективы будущих финансовых вложений ждут ИТ, связанные с системой поставок (SCM). (По сравнению с системами продаж и операционным функционированием).
Из данных рисунка очевидно, что умеренные и максимальные вложения в SCM (ИТ-технологии) планируют большее количество компаний, чем в систему развития продаж.
Лидеры мирового рынка грузоперевозок, такие как Walmart, Foderal Express и т.д. применяют в своей работе современные информационные системы, в которых использованы новейшие разработки, инновации и достижения технического прогресса.
Есть список основных ИТ-решений, которые предназначены для выхода из определенных возникающих проблем:
Проблема | ИТ-решение |
Последовательное исполнение операций занимает большое количество времени | Использовать программное обеспечение (ПО) для управления оперативной деятельностью, распараллелив исполнение отдельных операций |
Отдельные части системы поставок взаимодействуют между собой с долгими перерывами | Выявление причин задержек с помощью ПО, организация более тесной системы для взаимодействия (ПО для совместной коллективной работы, интрасети). |
Деятельность, не создающая добавленной стоимости | Внедрение ПО для анализа всех видов деятельности на уровень создаваемой добавленной стоимости, ПО для моделирования наиболее эффектных моделей бизнеса |
Медленные темп бумажного документооборота | Переход на электронные документы, электронный документооборот (ЭДО) между всеми частями системы и контрагентами |
Низкое качество услуг, ошибки в поставках приводят к повторным поставкам | Максимально ввести автоматизацию процессов для исключения ошибок от наличия человеческого фактора, ввести ПО для контроля правильности и качества отгрузок и поставок |
Объединение поставок в рамках отдельного этапа для получения экономии от масштаба (для снижения цены доставки и т.д.) | Внедрение ПО для управления этапов доставки, применение цифровых документов для онлайн-доставок |
Выявление проблем по факту свершения или с опозданием | Внедрение ПО для анализа и прогнозирования возникновения проблем, интеллектуальных систем для раннего анализа ситуации |
Административные препятствия согласования и утверждения документации из-за расположения подписантов в разных местах | Проведение анализа необходимости утверждения документации на разных этапах. Внедрение электронного утверждения документации, непараллельными путями. |
Недостаток информации, задержка в ее поступлении | Установка скоростных информационных каналов с использованием Интернета, внедрение системы наблюдения и оповещения о событиях. Внедрение системы штрих-кодирования и автоматической идентификации и прямой передачей данных в информационные системы |
Несогласованное движение материальных потоков | Внедрение системы планирования и управления материальными потоками |
Низкое качество координации, связи и совместной работы | Внедрение ПО для совместной работы, реализация мониторинга и своевременного оповещения об итогах деятельности |
Задержки отгрузок со складов | Внедрить роботизацию складской работы, установить систему управления и автоматизацию складов |
Слишком большой объем заказов для существующих мощностей | Организовать специальную информационную площадку для работы с партнерами-подрядчиками, на которые можно будет передавать отдельные заказы |
Моральное и техническое устаревание запасных частей при долгом хранении | Проведение анализа и сокращения товарных запасов с учетом реальных потребностей, разработка и внедрения автоматизированных систем для повышения эффективности управления запасами |
Одна из важнейших тем в сфере автомобильных грузоперевозок, связанная с ИТ, — это обмен информацией в цепочке поставок. Первоочередным (но ни в коем случае не единственным) мотивом для внедрения ИТ служит стремление улучшить связь и уменьшить ошибки при обработке заказов, прогнозировании, размещении заказов и планировании маршрутов перевозки. Чтобы лучше в этом разобраться необходимо рассмотреть явление, играющее центральную роль в цепочках поставок, — так называемый «эффект хлыста», о котором вы можете прочитать в статье: «Зачем нужны информационные технологии в грузоперевозках: эффект хлыста».