Термин «дефицит» известен многим гражданам еще по 1980-м гг. прошлого века. Кто же мог предположить, что и в 21 веке такое понятие не утратило своей актуальности. И если ранее речь шла о товарах широкого потребления, продуктах, то сегодня это определение все чаще относят к водителям грузовых автомобилей.
Мы уже писали ни одну статью на тему дефицита водителей в грузоперевозках. Нехватка ощущалась и год назад, и два, и три года назад. Что у нас в 2024 году? Разбираемся в статье ниже.
По данным статистики только в начале 2024 г. нехватка водителей грузовиков составила порядка 25 процентов!
Крупные кадровые компании в России отмечают, что на сегодняшний день (в сравнении с началом 2023 г.), число вакансий выросло в 1,5 раза. В отдельных автопарках складывается ситуация простоя транспорта просто потому, что на нем некому работать.
Кто виноват и что делать? Попробуем разобраться далее.
Острая нехватка водителей: что говорит статистика?
Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков представила следующие данные: нехватка водителей категории С и Е за год возросла на 4 процента. В. Филатов, руководитель «Ассоциации»: «Если говорить о конце 2023 года, то число вакансий по этим направлениям варьировалось от 90 до 160 000!».
Чтобы хоть как-то поправить ситуацию был отмечен рост заработной платы для привлечения сотрудников: до 150 000 рублей.
Но такие меры не смогли перекрыть значимую часть вакантных мест, а это значит, что не за горами очередное увеличение зарплат.
Интернет портал «Работа.РУ» также подтвердил активность работодателей в поиске водителей для своих грузовиков. Е. Артемьева, директор по аналитике «Data Science» сообщает: «Сравнивая два периода 1 квартала 2023 и 2024 годов можно увидеть рост числа вакансий на семь процентов. При этом зарплатные предложения в данном сегменте поднялись на 30 процентов за аналогичный период».
Среди регионов, остро нуждающихся в водителях, в списке: Ленинградская область (увеличение спроса в 2,5 раза), ЯНАО (2,3 раза), республика Татарстан (61%), Свердловская (56%) и Воронежская области (53%).
К чему приводит нехватка водителей грузовиков: сроки поставки грузов увеличиваются, растет цена услуг, происходит сбой в логистических системах. Сегодня многие организации вынуждены использовать труд водителей с небольшим стажем, что в свою очередь создает повышенный риск ДТП.
Почему не хватает водителей грузовиков?
В первую очередь здесь есть прямая связь со сроками и стоимостью обучения. Сегодня молодые специалисты не стремятся обучаться на категорию С, Е и это не удивительно: длительность подготовки доходит до 1,5 лет, а ее цена – порядка 150 тыс. руб.
Кроме того, далеко не все автошколы готовы выдавать права такой категории, ощущается нехватка тренировочных площадок по всей стране. За период с 2021-22 гг. число таких автошкол уменьшилось с 7000 до 5900.
Отдельного внимания заслуживает и автопарк, на котором происходит подготовка молодых специалистов. Сегодня это устаревшие тягачи, нет возможности показать современную технику. Также здесь не затрагиваются масса сопутствующих вопросов, например, как правильно закрепить перевозимый груз или заполнить необходимую документацию.
Помимо этого, сам престиж профессии сегодня находится далеко не на первых строчках желаемых вакансий.
Часто при слове «дальнобойщик» мы представляем себе человека в видавшем виды спортивном костюме, слушающего радио «Шансон» и оставляющего за собой мусор на каждой автостоянке. Конечно, такая визуализация применима далеко не ко всем, но и подобные водители все еще встречаются за рулем большегрузов. Кроме этого, работа дальнобойщика – это частое отсутствие дома, ненормированный график, что под силу не каждому.
Еще одна причина, по которой водители сегодня не бегут трудиться по первому зову, это устаревший автопарк. При всем уважении к «КАМАЗу» и некоторым китайским маркам грузовиков, проводить длительное время в пути все же комфортнее за рулем «Мерседеса» или «Вольво».
Ассоциация автоперевозчиков предполагает, что возможным вариантом преодоления кадрового голода может стать изменение сроков обучения для водителей большегрузов. Так, речь идет о сокращении этого периода с 1,5 лет до 3 месяцев. Сейчас этот проект находится на стадии разработки.
Вот только тут появляется вопрос к такому рода предложениям: а что будет с безопасностью и качеством подготовки таких водителей? Не будем забывать, что грузовой автомобиль — это источник повышенной опасности на дорогах общего пользования. А значит и контроль должен быть на самом высоком уровне: начиная от подготовки водителей, заканчивая техническим состоянием транспортного средства.