Одним из самых продаваемых грузовиков на заводе «КАМАЗ» стала модель 65115. Только за период с весны 2020-2021 г. в условиях экономической нестабильности предприятие смогло увеличить продажи этой модели почти на 60%! Ниже речь пойдет об удивительной истории «КАМАЗа 65115».
Начиная со 2-й половины 90-х гг. на заводе принялись за создание модели 65115. Руководить этой непростой задачей было поручено Жабину Анатолию Николаевичу, заместителю гл. конструктора «КАМАЗ» по техническому развитию.
«КАМАЗ 65115» создавался для транспортировки разнообразных промышленных, тяжелых, сыпучих грузов. Его технические характеристики обеспечивали грузовику стабильную работу на скользкой дороге и таких поверхностях, как карьерный песок, щебень и т.д.
В свое время самосвал был единственным в своем роде на всей территории бывших Союзных республик. Все технические параметры «КАМАЗа» (по весу, осевым нагрузкам и т.д.) показывали практически максимальные характеристики.
Среди своих собратьев по конвейеру, «КАМАЗом 55111» и «КАМАЗом 6520», он занял достойное место. Его грузоподъемность составляла 15000 кг, против «КАМАЗа» 55111 и его 13000 кг, и модели 6520, где самосвал справлялся с весом в 20000 кг.
Основные конструктивные особенности грузовика «КАМАЗа 65115» можно видеть на схеме:
Любопытный момент: оказывается, проектирование самосвала «КАМАЗ 65115» велось не в бумажно-чертежном варианте, а с применением специальной автоматизированной системы. Это значительно упростило и ускорило работу разработчиков, сократив время на проектировку грузовика.
В 1998 году в Москве состоялась 5-я международная выставка автомобилей «МоторШоу 98». На этом мероприятии «КАМАЗ 65115» получил достаточно высокую оценку от экспертов и пристальное внимание от посетителей выставки.
При этом, вспомним, что 1998-й год был достаточно сложным периодом не только для заводов и предприятий, но и для всех отраслей промышленности. В г. Набережные Челны доходило до забастовок и акций протеста, на восемь месяцев останавливался основной конвейер «КАМАЗа». И именно на этот период пришлось создание нового грузовика.
На 1998 год планировался выпуск 20 грузовиков и, судя по информации в заметке, сборка первых машин шла в ручном режиме. Однако по документам от 13.04.1999 года можно говорить о том, что на 1998 год пришелся выпуск лишь одного опытного экземпляра.
Еще вначале 1999 г. на площадке «МосСтроймеханизация 1» первые 2 грузовика проходили свои тестовые испытания. В подшивках «Вести «КАМАЗа»» сохранился отзыв начальника Управления механизации-2, Н. Смекалкина, о новом грузовом автомобиле. Заметка датируется февралем 1999 года.
Известный лозунг о танках, которые не бояться грязи, относился именно к этому грузовику.
В 2004 году грузовик КАМАЗ-65115 стал самым популярным и продаваемым из всей линейки камазовских автомобилей челнинского производителя. О чем рекламирует журнал «Вестник для дилеров и сервисных центров ОАО «КАМАЗ», который был выпущен в начале 2005 года.
В период 2007-08 гг. «КАМАЗ 65115» подвергся технической модернизации. В первых выпусках журнала за 2009 год можно найти подробное техническое описание грузовика. Важно: разработчики увеличили мощность двигателя (до 280 л.с.), который был приведен в соответствие с экологическим стандартом Евро 3.
А вот рекламный проспект, выпущенный в 2010 году:
Обо всех последующих преобразованиях и модернизациях последовательно рассказывает корпоративное издание за 2012 год. Чуть ниже представлена статья из него, выпуск первый.
В 2016 году в архивах корпоративного издательства можно найти описание варианта грузовика «КАМАЗ 65115» при работе на газу (выпуск № 2).
И еще одна статья за 2017 год (выпуск № 2), где речь идет о «КАМАЗе 65115» с колесной формулой 6х4 и самосвальным кузовом «НЕФАЗ».
Подробный рассказ о модели «КАМАЗ 65115» в корпоративном журнале за 2020 год (выпуск № 2):
Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о «КАМАЗе» как о самом продаваемом грузовике начала 21 века. Начиная с 1998 года, более чем за 20 лет с заводского конвейера сошло свыше 135 тыс. грузовиков «КАМАЗ 65115». Почетное второе место по результатам продаж занял «КАМАЗ 43118», третье место – у «КАМАЗа 6520».