«КамАЗ Э 54101»: проект, так и не получивший реализации

Во второй половине прошлого века в СССР наблюдался большой строительный бум, который требовал соответствующей технической базы для перевозки тяжелых грузов. И такая техника у Союза была, если не считать одного «но»: для такого солидного веса грузовика дороги общего пользования попросту не подходили. Точнее сказать такого дорожного покрытия хватило бы совсем ненадолго. Поэтому пришлось срочно прорабатывать изменения в конструкции уже существующих грузовых автомобилей.

КамАЗ Э 54101

Результатом таких изменений стало появление седельных тягачей с полуприцепом, который имел под собой несколько осей. Это позволило выровнять нагрузку на дорожное полотно.

В 60-х гг. автопоездов становится все больше. В это же время открывается Камское предприятие. За основу для автопоезда взяли «КамАЗ 5410», а разработкой полуприцепа занялись отдельные специалисты. Общая грузоподъемность в 12000 кг была даже чуть выше, чем у знаменитого «КрАЗа», но все-таки ущерб дорожному полотну такой тяжеловес наносил заметный.

КамАЗ Э 54101-схема

К 1972 году уже готовый экземпляр автопоезда получил наименование «КамАЗ Э 54101», еще в течение шести месяцев он проходил тестовые мероприятия. В борьбе с лишним весом грузовик лишился спального места, и после всех корректировок было собрано еще 2 образца ««КамАЗ Э 54101». И, казалось бы, все уже было готово к массовому выпуску грузовика, но разработчики споткнулись об одну конструктивную особенность уже на этапе окончательной приемки.

КамАЗ Э 54101

А дело было в том, что самосвальный прицеп с задней разгрузкой не был застрахован от опрокидывания.

И если на ровной площадке таких ситуаций не возникало, то в полевых условиях никто не знал, как поведет себя грузовик. Ведь даже незначительная неровность на дороге могла спровоцировать аварию. И между водителями стали распространяться слухи о том, что новый грузовик имеет вот такую небезопасную особенность.

КамАЗ Э 54101

Соответственно желающих работать на такой машине было минимум. В итоге проект был обозначен как недоработанный и в работу его не пустили.  Конечно, разработчики могли бы предложить вариант сокращения длины грузовика или несколько подкорректировать показатели по грузоподъемности, но на практике до этого так и не дошло, и проект был спешно свернут.

Грузовик КамАЗ Э 54101

Также вашему вниманию предлагаем небольшое видео, посвященное первому советскому автопоезду-самосвалу КамАЗ Э 54101.

Ссылка на основную публикацию