Сегодня на грузовом рынке России большая часть продаж приходится на разнообразные марки тягачей и самосвалов. В каждом сегменте есть свои бренды-лидеры. Однако последние изменения на мировом экономическом рынке отразились и на сфере купли-продажи грузовых автомобилей.
Известно, что с 10 июля текущего года ввоз грузовиков из стран Евросоюза в Россию будет запрещен. Но когда запреты были фатальными для русского человека? И в целом, если размышлять логически, что за ними может последовать? Попробуем проанализировать ныне существующие тенденции, а так же сделать небольшой прогноз по развитию грузового рынка в России.
На сегодняшний день происходит реализация государственного проекта «Безопасные и качественные дороги». Кроме того, сюда же включены дороги региональных трасс. Все эти программы сейчас действуют и будут продлены на следующий год. И, конечно же, такая активность даст закономерный спрос на грузовую технику, а именно машины спецназначения и самосвалы.
А кто в России главный по самосвалам? Конечно же «Камаз»! С его стороны уже есть предложение в виде моделей 65115 и 6520 с двигателем экологического класса Евро 2.
Не отстает от «Камаза» и известный автомобильный завод «Урал», который готов предложить новинку в виде строительных самосвалов. Какое-то определенное мнение о них работники сферы строительства пока еще не сложили. Просто не было возможности использовать их в полном объеме. Поэтому данные модели нуждаются в поддержке и дополнительном продвижении на российском рынке грузовых машин.
Помимо отечественных предложений, свои модели четырехосных самосвалов и полуприцепов предлагает и Минский автомобильный завод. Их грузовики снабжены китайскими двигателями марки «Weichai», поэтому вполне вероятно, что и они найдут на российском рынке своих покупателей.
И скорее всего, присутствие именно этих марок будет неуклонно возрастать.
Что примечательно, такая ситуация дает отличный шанс для производителей из Китая. По результатам статистики за март 2022 в первую десятку грузовиков по числу продаж вошли марки «Shaanxi» и «JAC». А годом ранее они даже не вошли в общий список рейтинга.
Поэтому опасения, что строительная сфера останется без грузовой техники, совершенно напрасны. Выбор есть, при этом он весьма неплохой. Лишь перспективы развития рынка седельных тягачей пока не до конца определены.
Осуществление грузоперевозок в европейские страны сейчас закрыто. Отдельные направления в страны Закавказья, Турции еще действуют, но надолго ли? Европа давала большой спрос на тягачи, а сейчас приходится осваивать и продумывать иные варианты. Переориентировка машин в направлении Китая, конечно, идея неплохая, однако его дорожная инфраструктура не идет ни в какое сравнение с западным направлением.
Львиная доля автопарка тягачей (свыше 80%) относится к странам «большой семерки». Большая часть европейских моделей традиционно занимала строчки в первой десятке по числу продаж. Если рассматривать прошлогоднюю статистику, на первых позициях расположены модели «Scania» и «MAN». Немного отстает «Volvo», за ним следует «Mercedes» и «DAF». Замыкают список марки «Renault» и «IVECO».
Но что происходит ровно через год, в марте 2022? «Renault» и «IVECO» выбывают из списка, а все прочие марки существенно снизили свои рейтинги. Так, можно видеть что еще до запретов поставок грузовиков из Европы, их позиции на территории России заметно сдали.
Да, челнинский автозавод бодро пообещал представить всей стране «Камаз 54901» 5-го поколения, основанный на полном импортозамещении. Но как в реальности будут обстоять дела и хватит ли Камазовских сил на покрытие потребностей в рамках всей страны? Поживем-увидим.
Грузовые автомобили (лидеры продаж в 2021 и 2022 году)
Марка | Март 2022 (ед.) | Доля (%) | Марка | Март 2021 (ед.) | Доля (%) |
КАМАЗ | 3356 | 44,3 | КАМАЗ | 3022 | 37,1 |
ГАЗ | 646 | 8,5 | ГАЗ | 932 | 11,5 |
УРАЛ | 573 | 7,6 | Scania | 623 | 7,7 |
МАЗ | 498 | 6,6 | МАЗ | 518 | 6,4 |
Shaanxi | 276 | 3,6 | MAN | 480 | 5,9 |
MAN | 244 | 3,2 | УРАЛ | 472 | 5,8 |
Isuzu | 213 | 2,8 | Volvo | 457 | 5,6 |
Scania | 208 | 2,7 | Mercedes-Benz | 309 | 3,8 |
Mercedes-Benz | 192 | 2,5 | DAF | 230 | 2,8 |
HINO | 185 | 2,4 | FAW | 152 | 1,9 |
JAC | 182 | 2,4 | Isuzu | 140 | 1,7 |
Hyundai | 173 | 2,3 | Hyundai | 110 | 1,4 |
Volvo | 139 | 1,8 | Renault | 102 | 1,3 |
HOWO | 136 | 1,8 | HINO | 94 | 1,2 |
DAF | 114 | 1,5 | Iveco | 90 | 1,1 |
Итого (TOP-15) | 7136 | 94,3 | Итого (TOP-15) | 7731 | 95,0 |
Другие | 434 | 5,7 | Другие | 405 | 5,0 |
Всего: | 7569 | 100 | Всего: | 8136 | 100 |
На основании статистики от Russian Automotive Market Reseach