Санкционные меры со стороны европейских стран привели к остановке поставок грузовых автомобилей из Европы на территорию РФ. Руководитель развития сети дилеров МЗ «ТОНАР», Ю. Ерохин, рассказывает, как смог преодолеть данную ситуацию российский рынок.
По результатам 2023 г. показатели продаж грузовиков били все известные рекорды. Покупателям было передано порядка 143000 грузовых автомобилей, массой более 3500 кг, а годовой прирост в процентном соотношении приблизился к показателю в семьдесят процентов.
На пике популярности – тягачи-магистральники и самосвалы. Такая тенденция плавно перешла и на начало 2024-го г., только за январь прирост продаж составил более 115% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Всему виной уход большой «7-ки» (начиная с 2022 г.) и резко прекратившееся сотрудничество между российской стороной и западными компаниями. Но внезапно освободившееся поле пустовало недолго: в Россию стали активно заходить китайские производители и уже к 2023 году доля их продукции достигала 65 процентов.
Российский рынок оказался перенасыщен грузовой техникой и уже к осени дело пошло на спад.
Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) представило данные по продажам за 2023-2024 гг.
Такой взлет продаж объясняется в первую очередь фактором отложенного спроса, который начал складываться еще четыре года назад и достиг своего пика к 2022 году, в год вступления в силу санкционной политики со стороны ЕС.
Вплоть до сентября 2023 г. спрос был выше предложения, а технические характеристики машин, вопрос их обслуживания и наличие необходимых запчастей отходили на дальний план. При этом отмечался рост ставки ЦБ РФ (более, чем в 2 раза за 2022 г.), повышение утилизационного сбора.
Что же получилось к завершению 2023 года? Однозначно стала прослеживаться тенденция в падении спроса на грузовики. Это вынуждало многих дилеров идти на снижение цены, а такие меру, в свою очередь, приводили к убыткам.
Опять же китайские партнеры оперативно наладили развитие сервисных центров на территории РФ для своей техники. Так, например, сегодня в России нет ни одного региона, где бы ни присутствовали центры ТО марки «FAW».
Регионы-лидеры по запросам грузовой техники сегодня – это Центральный, Поволжский и Южный ФО. В первую очередь это связано с концентрацией больших логистических узлов. Однако регион спроса и место, где техника будет работать фактически – понятия разные.
Относительно китайских грузовых автомобилей сегодня прослеживается определенная тенденция. В свое время они оперативно помогли закрыть острую потребность при нехватке грузовиков, поскольку российская промышленность едва ли могла справиться с нахлынувшим спросом.
И сегодня отношение к ним простого потребителя можно считать вполне лояльным. Кроме того, производители из Поднебесной сразу озадачились вопросом организации станций ТО и своевременной поставки нужных запчастей. То есть, фактически, скопировали европейский подход к ведению бизнеса.
По прогнозам НАПИ на 2024 год тенденция по числу автомобилей будет колебаться в пределах 110-130000 грузовиков выше 14 т. Основная доля рынка так и останется за китайскими марками, порядка 30 процентов будет занято российскими брендами, а уже оставшаяся часть будет поделена между иными участниками грузового сектора.