В конце 50-х годов прошлого века на автомобильном заводе в г. Кутаиси (Грузия) началась разработка новых грузовых автомобилей КАЗ. В послевоенное время государство развивалось с удвоенной силой, и грузовые машины требовались в больших количествах.
Во главе с ведущим конструктором завода, Д.Л. Картвелишвили к 1958 году был представлен первый образец, а уже год спустя машины стали доступны для просмотра широкой аудитории на выставке ВДНХ. С 1961 года начинается масштабный выпуск КАЗ-606, грузовик получает имя «Колхида». Это был первый пример выпуска бескапотных грузовиков в СССР. Народная молва рассказывает, что когда-то один инженер из Кутаиси был переведен на завод ЗИЛ. Работая на предприятии, он убедил руководство в целесообразности бескапотника, так появилась кабина современного КАМАЗа. Так ли это было на самом деле – история умалчивает.
Возвращаясь к «Колхиде», следует отметить довольно интенсивный темп ее создания. Однако любая спешка неизбежно приводит к недочетам, переделкам и неодобрению потребителей. Какие только прозвища не давали этому автомобилю водители: «грузин на балконе», «метр над пропастью», «месть за Сталина» и т.д. Многие в отчаянии называли «Колхиду» грузовиком, чтобы только чай с горы возить. «Нет страшнее зверя-рыси и машины с Кутаиси», «Слезы России» и т.д. Народное творчество не обошло стороной данный грузовой автомобиль. При этом в создании этой машины принимали участие и Научно-исследовательский автомобильный институт, и моторный завод в г. Ярославль. А сборка передана на Кутаисский автомобильный завод. Сама идея такой машины на то время была довольно инновационной. Новый грузовик для нужд сельского хозяйства был не похож ни на один другой, выпущенный ранее. Но отчего же грузовик не был оценен по достоинству? Пройдемся по техническим характеристикам:
КАЗ-4540 был запущен в производство в 1984 году. До него были КАЗ-606 и 608, которые выпускались ограниченными партиями. Новый грузовик обладал двумя ведущими осями, колесной парой 4х4, рулевым управлением с гидроусилителем. А также широкой, трехместной кабиной, нависающей над передними колесами, которая действительно выглядит как балкон у дома. Подобное конструкторское решение позволило получить водителю больший угол обзора, что особенно актуально при движении в горной местности. С помощью гидравлики кабина могла откидываться, но если заклинит, то вернуть ее в начальное положение было проблематично. Также было необходимо тщательно рассчитывать угол для разворота.
Кузов предназначен именно для сельскохозяйственных нужд, борт открывался как с правой, так и с левой стороны. В целом автомобиль должен был решать сразу несколько задач: забрать готовую сельхозпродукцию с поля, обеспечить удобную погрузку и выгрузку, а также доставку груза до конечного потребителя. Кроме того, грузовик был способен вытягивать за собой прицеп, весом более 10 т. По принципу автопоезда для него был специально сконструирован прицеп ГКБ-8535.
Сердце автомобиля — шестицилиндровый дизельный двигатель, мощностью в 160 л.с. Он был разработан на основе КАМАЗовского восьмицилиндрового мотора и в целом стандартизирован под двигатель этой марки. Это дало значимый плюс в использовании запчастей, что существенно упростило ремонт автомобиля. Механическая, 8-ступенчатая коробка передач и продуманная ходовая часть позволяли грузовику двигаться по дорогам разного типа.
А что же внутри кабины? Отдельная ступенька для подъема, удобное сиденье и простор для водителя. Казалось бы, работай и радуйся. Однако бывалые автомобилисты указывают на несовершенную систему кондиционирования и отопления. Получается, что летом – душно, а зимой – мерзнешь. Приборная панель оформлена в стиле 80-х, справа: манометр, спидометр, указатель уровня масла, топлива и т.д. Правее – переключатели для подъема кузова, блокировки моста и бардачок. Также было предусмотрено место для радиоприемника.
Первая партия машин, числом в 500 единиц, была выпущена с завода в 1984 году. В последующие годы предприятие выпускало около 5 тыс. грузовиков. Автомобили поставлялись в колхозы в добровольно-принудительном порядке, поскольку в технике нуждались, отказы не принимались. Она была непроста в эксплуатации, а достать запчасти для нее было трудновыполнимой задачей. Так и получалось, что машины быстро выходили из строя, а чинить их умели далеко не все. Как следствие – грузовик вставал на стоянку, часто уже окончательно. КАЗ-4540 на момент своего выпуска был еще «сырым» и недоделанным. Ему не повезло появиться в момент, когда страна был на пороге краха. Да, в умелых руках и при хорошем технике машина могла бы себя проявить, однако не все могут быть мастерами. В начале 90-х годов автомобиль еще выпускался минимальными партиями, а позже спрос на него окончательно упал.
На сегодняшний день едва ли можно встретить подобный грузовик на дороге. Однако в клубе «Авто-ретро» (г. Красноярск) любители-энтузиасты смогли сохранить один экземпляр. Более того, он все еще на ходу и в рабочем состоянии! Эта модель, несомненно, привлекает внимание посетителей регулярных ретро выставок, как образец грузинской автомобильной промышленности далеких восьмидесятых.
В продолжение статьи предлагаем несколько весьма занимательных видео, которые расскажут и покажут о грузовике КАЗ-4540 Колхида еще более подробно.