Крадущийся тигр, затаившийся дракон или великий путь китайского грузовика

Содержание

В последние несколько лет китайская промышленность прочно заняла свои позиции, что особенно показательно в сфере транспорта. Как сегодня развивается сфера грузовых автомобилей на китайском рынке, с чего все начиналось, и кто стал первым в рейтинге по продаже грузовиков по итогам 2020 года, давайте разбираться.

Китайский грузовик

Небольшая историческая справка: до конца 40-х годов прошлого века на территории Китая шла гражданская война. И только в 1949 году была провозглашена Китайская народная республика (КНР) во главе с Мао Цзэдуном. Тогда победа правящей группировки была во многом обусловлена регулярной помощью со стороны Советского Союза. Не секрет, что и в транспортной промышленности верные союзники не оставили своих китайских братьев. После длительных военных действий страна нуждалась во многом, в т.ч. и в надежных автомобилях. Так, со стороны Союза поступила помощь в поставке необходимого оборудования, чертежах, схемах, а также обучении специалистов. Результатом такой активной поддержки стал выпуск в 1956 году первого грузовика под названием «Свобода» (он же «Jiefang-CА10»). Его производство было налажено на востоке страны, в г. Чанчунь, где расположился первый автомобильный завод «FAW». И не удивительно, что свою внешность машина получила от советского ЗИС-150. Такой вариант грузовика оказался настольно актуален, что его изготовление продолжалось вплоть до конца 80-х годов.

В 1958 году с конвейера сошла модель «Jiefang-CA-30». Она была скопирована с советского «ЗИЛ-157». Отличие заключалось лишь в незначительных изменениях в решетке радиатора и формы крыльев: у «Jiefang-CA-30» они были более угловатые. Машина обладала дизельным двигателем, мощность которого составляла 90 л.с., грузоподъемностью 2500-4500 кг, имела 5-ступенчатую коробку передач и колесную формулу 6х6. Грузовик был способен развить скорость до 65 км/час.

В первую очередь автомобили использовались для народно-освободительной армии Китая с целью перевозки грузов и военных. Помимо этого, на базе уже протестированных грузовиков выпускались спецмашины (ремонтные, бензовозы и др.).

Своими воспоминаниями о работе с китайскими коллегами поделился автор книги «Два лица Востока», В.В.Овчинников. Более десяти лет он проработал в Китае, чуть меньше – в Японии. И был свидетелем пуска первого завода по производству автомобилей в Чанчуне. Это был 1956 год. Под всеобщее ликование из цеха торжественно выехал первый грузовой автомобиль «Jiefang». Его популярность тогда можно было сравнить с известной в Союзе «полуторкой». А совсем недалеко от меня (вспоминает В.В.Овчинников) стоял тогда еще молодой китайский инженер, недавно прошедший обучение на заводе «ЗИЛ». Это был Цзян Цзэминь, ставший в дальнейшем председателем КНР. Вернувшись в Китай спустя полвека, было большой радостью узнать, что завод живет и процветает.

Чудо-Юдо – китайский грузовик

Сегодня китайская промышленность – впереди планеты всей. Это касается практически всех сфер, особенно производства техники и запасных частей к ней. Китайцы весьма предприимчивы и с легкостью перенимают опыт других стран. При этом они славятся не только копированием каких-либо торговых марок, но и созданием собственных вариаций на различную тематику. Такая же ситуация сложилась и в сфере производства грузовиков. Есть несколько брендов, известных во всем мире, они уверено держат пальму первенства из числа китайских производителей. Но, кроме них, существуют и более мелкие компании, которые решают организовать выпуск собственной модели грузовика в надежде, что их затраты оправдаются. Благо, Китай изобилует разнообразными запчастями и комплектующими, которые можно приобрести без труда. Продается абсолютно все: двигатель, коробка передач, кабина и т.д., как большой конструктор в натуральную величину. И очень часто даже сами производители не могут опознать, что за автомобиль перед ними. Отдельные детали, формы кажутся знакомыми, но идентифицировать машину не представляется возможным. Нанесенная и, при этом, неизвестная эмблема, ситуацию не проясняет.

Российско-китайская дружба

Современные китайские грузовики уже давно не являются исключением на российских дорогах. Близость границ, рост экономического сотрудничества Китая и России, популярность среди покупателей дают КНР значительное преимущество. Особенно много китайских машин можно увидеть на приграничной территории.

С 2018 года в России был дан старт национальному проекту «Безопасные, качественные дороги», подразумевающему создание качественной транспортной инфраструктуры в 84 субъектах РФ. На этом фоне солидный противовес местному «КАМАЗу» успела составить разнообразная грузовая техника из Китая. Рассмотрим некоторые особенно популярные марки, которые можно встретить на российских дорогах:

Грузовой автомобиль «Shacman» (он же «Shaanxi»), представленный с 2004 года, прототипом которому был немецкий «MAN». «Shacman» взял от немца знакомые очертания кабины, комфортный интерьер и добавил от себя демократичную цену.  Грузоподъёмность до 35 тонн, колесная формула в вариантах 6х4, 6х6, 8х4 и шестицилиндровый дизельный двигатель сделали данную марку весьма популярной.

сии он представлял марку «Howo». Производство такой машины началось еще в 2004 году, она была разработана китайской компанией. Однако часть деталей были взяты от зарубежных коллег. Так, кабина грузовика была скопирована от среднетоннажника «Volvo», а ряд деталей позаимствован у шведов. В 2011 году грузовик претерпел ряд обновлений и теперь может похвастаться экономичным двигателем до 375 л.с.

Не меньшую популярность имеют и грузовики компании «JAC». Предприятие работает с 1999 года и стабильно входит в десятку лучших автозаводов Китая. Его производственные ресурсы позволяют выпускать до полумиллиона машин в год. Грузовики данной компании отличаются привлекательным экстерьером, панорамным видом из кабины и увеличенными зеркалами заднего вида. Грузовики могут быть оснащены различными надстройками, а именно: бортовой платформой, фургоном и т.д.

«Dongfeng Motor Corporation», основанная в 1969 году, знаменита производством одноименных грузовиков разных классов. Аналитическое агентство «J.D.Power» регулярно включает машины «Dongfeng» в число самых качественных автомобилей КНР. А российские покупатели голосуют рублем за самосвалы и тягачи «Kinland T-lift». Благодаря сотрудничеству с моторостроительной компанией «Cummins» (США), надежный дизельный двигатель всегда под рукой. Марка «Dongfeng» располагает обширным модельным рядом (более 60 видов), грузоподъемностью до 220 тонн.

Еще одна известная китайская марка «САМС Automobile Co» начала работу еще в 1980 году. Предприятие занималось сборкой бетоносмесителей на шасси «Mitsubishi», а с 2003 года приступило к сборке грузовиков на базе марки «Mitsubishi FUSO». Модельный ряд техники составляют самосвалы и седельные тягачи. Пять лет спустя «CAMC» уже активно отправлял свою продукцию в Россию и регионы СНГ. И сейчас машины этой марки можно встретить на наших дорогах.

В 1996 году на китайский рынок выходит новый бренд «Foton Motor Group». Компания считается одним из крупнейших производителей промышленного и легкового транспорта. Особую популярность приобрели их крупнотоннажные грузовики «Auman», с использованием американских запчастей. С 2001 года компания вошла в топ-10 лучших машиностроителей Китая.

В легком весе, от 1 до 1,5 тонн, в Китае лидирует компания «Yuejin», истоки которой прослеживаются аж с 1947 года. Изначально завод специализировался на копировании некоторых моделей «ГАЗ» Многие эксперты  и сейчас приводят аналогию данной марки с российской «Газель». В настоящее время компания создает малотоннажные грузовики, однако на рынке РФ их доля сравнительно невысока.

Отдельную нишу среди машин среднего тоннажа занимает марка «BAW». Еще вначале 2000-х эти грузовики подверглись значительным реновациям. Улучшенная подвеска, система кондиционирования, отопления и измененный общий дизайн кабины способствовали увеличению продаж данной машины. На территории России завод компании располагается в г. Ульяновск, там производят сборку известной марки «Фenix».

Помимо марки «Yuejin», упомянутой выше, передовиками в производстве малотоннажных грузовиков является «JAC». Это название компания получила в 1999 году, а ранее выпускала автомобили как госкорпорация, которая ведет свою историю с 60-х годов прошлого века. Сегодня в России через официальных дилеров идет активная продажа этих грузовиков.

Касательно крупнотоннажных автомобилей: в КНР их производством по лицензии занимается «Beifang-Benchi». Эта марка появилась далеко не вчера. Еще в 1988 году компания подписала соглашение с концерном «Daimler-Benz» и начала выпуск своих грузовиков. Машины собирались по аналогии с Mercedes-Benz SK. При этом сегодня компания стремится максимально использовать запчасти, произведенные именно в Китае.

А в сфере специальной техники и карьерных самосвалов пальму первенства на сегодня удерживает компания «XCMG». Что примечательно, изначально машины XCMG плохо подходили для российского климата. Техника быстро выходила из строя и требовала постоянного ремонта. Однако с 2013 года на экспорт вышли уже доработанные модели, и ситуацию удалось поправить в лучшую сторону. Как в России, так и в КНР основной упор делается на производство, безопасное для экологии. Так, по статистике, выброс вредных веществ со стороны этой компании является минимальным.

Экономичный и экологичный метанол

Китайские предприниматели всегда стремятся идти в ногу со временем и, в первую очередь, это относится к производству. Нередко ситуация складывается так, что компании осваивают новые направления, перепрофилируют свои мощности и выпускают совершенно новый продукт. Одним из таких примеров может служить марка «Geely». Компания активно взялась за производство автомобилей на метаноле и не собирается останавливаться на достигнутом. Напомним, компания начинала с выпуска скутеров, а сейчас делает упор уже на грузовые машины. Предусмотрены модели и для повсеместного пользования, для перевозок между городами и отдельно для горных районов.

Речь идет о трехосном грузовике М100, который многие за внешнее сходство сравнивают с автомобилем марки «Вольво». И не зря! Ведь не секрет, что несколько лет назад компания приобрела 8% акций у «Volvo Trucks». Совместно со специалистами Volvo был представлен двигатель, созданный для работы на метаноле. По мощности он доходит до 460 л.с. и соответствует категории Евро-6. При этом на грузовик поставлены два топливных бака объемом 510 и 620 литров, его заявленный ресурс составляет около миллиона километров. Создатели называют метаноловый двигатель более экономичным и экологически дружелюбным.

2020 – год китайских грузовиков в России

Если верить статистике от «Автостата», 2020 год был непростым для многих марок. Падение спроса ощутили большинство компаний, но при этом некоторые из них смогли не только удержаться не плаву, но и увеличить экспорт своей техники. Так, по итогам года, наибольшее число продаж показал грузовой автомобиль «Shacman», модель SX3258. Почетные второе и третье место в рейтинге занимают «JAC» и «FAW». Также в пятерку лучших показателей по сбыту своей продукции вошли марки «Howo» и «Foton».

По завершении 2021 года, вероятно, расстановка сил в рейтинге может поменяться. Все будет зависеть, в первую очередь, от покупательского спроса. Но одно можно сказать наверняка: благодаря стремительному экономическому и промышленному росту, Китай еще долго будет одним из лидеров в сфере автомобилестроения.

Ссылка на основную публикацию