За последние несколько месяцев рынок грузоперевозок в России сотрясался под натиском санкций со стороны стран Европы и Америки. Какие грузовики останутся в строю, и какая работа им предстоит, узнаем далее.
Известно, что сегодня грузовикам, тяжелее 9 тонн, а также двигателям, более 400 «лошадей» доступ в Россию закрыт. Такие недружественные шаги в наш адрес были предприняты странами Евросоюза. Их поддержали Америка и Канада.
Кроме запрета на поставки грузовиков, весь бизнес, совместная предпринимательская деятельность и прочие контакты между странами сегодня также попадают под санкции. Для сферы грузоперевозок это означает блокаду в поставке запчастей и компонентов для автомобилей, а также потерю работы для многих водителей, работающих на международных направлениях.
Что же получается? Фактически, до введения жестких ограничительных мер, доля европейской «большой 7-ки» в продажах на территории РФ составляла порядка 25%.
Так же не стоит забывать про год пандемии, который изначально привел к проседанию рынка продаж. Однако в 2021 году ситуация стала выправляться, наметилась положительная динамика в сфере продаж грузовой техники. И, конечно же, резкое сокращение такой тенденции приведет к экономическим последствиям для самих европейских стран.
Взять, например, холдинг » Volkswagen Traton Group», куда входят такие марки как «Scania» и «MAN». По информации от «Автостат-Инфо» в 2021 году было реализовано чуть более 7 тыс. грузовиков «Scania» и около 5 тыс. автомобилей «MAN».
Не отстают от немецкой корпорации и шведы с «Volvo Truck». Объем проданной техники на территории РФ составил 5,7 тыс. экземпляров. И даже «Mercedes-Benz» смог провести продажу 4,5 тыс. своих автомобилей. Чуть меньшие цифры показали: «DAF» — 2,2 тыс. грузовиков, «Renault» — 831 автомобиль и «Iveco» — 567 шт.
А вот данные уже по российскому рынку грузовой техники (информация предоставлена «Автостат-Инфо» на период с января по декабрь 2021 года).
Место по количеству грузовиков в РФ | Марка грузовика | Количество (шт.) |
1 | КАМАЗ | 36.394 |
2 | GAZ | 10.230 |
3 | Scania | 7.341 |
4 | Volvo | 5.991 |
5 | MAN | 4.849 |
6 | Ural | 4.595 |
7 | Mercedes-Benz | 4.569 |
8 | MAZ | 4.351 |
9 | Isuzu | 3.294 |
10 | Shaanxi | 2.781 |
Давно известно, что европейские тягачи уже давно являются лидерами в международных грузоперевозках. И уход этих грузовых автомобилей с российской территории скажется на всей отрасли самым негативным образом.
Таким образом, выходит, что закрыть спрос на такие тягачи будет просто невозможно. Некоторые эксперты полагают, что с этой задачей в некоторой степени сможет справиться «КАМАЗ», однако о полной замене «европейцев» на «КАМАЗы» говорить пока не приходится.
Теоретически потребности российского сектора грузоперевозок смогут закрыть «КАМАЗы 54901» 5-го поколения, либо белорусские грузовики «МАЗ». Но не будем забывать, что «КАМАЗ» со своей стороны намеревался поставить свою технику на широкий поток лишь к 2023 году, а белорусы сегодня тоже переживают не лучшие времена.
Да, есть надежда на китайских партнеров в плане поставок компонентов и запчастей, но все равно продукция «МАЗ» не сможет перестроиться на новый лад одномоментно. В любом случае, для китайских производителей сотрудничество с «МАЗ» — это новые горизонты и весьма неплохой потенциал.
Не секрет, что на страны «большой 7-ки» оказывается весьма неслабое давление. Иначе, как объяснить недавнее заявление от «Daimler» о продаже своих акций корпорации «КАМАЗ» в размере 15%? Или вот еще пример: Министерство финансов Соединенных Штатов ввели санкции против группы «ГАЗ». Именно тогда немецкий деловой партнёр по сборке «Mercedes-Benz Sprinter» (Классик) очень оперативно разобрал нижегородский конвейер.
Но не только европейские страны внедряют санкционные ограничения против России. Японские партнеры «Isuzu», «HINO» и вслед за ними «Ford Truck» на сегодняшний день приостановили свою деятельность. Так что, дорогие россияне, для грузового рынка в ближайшем будущем наступает время серьезных перемен.