Этот пугающий грузинский автопром и его грузовики Колхида, многие советские водители вспоминают грузовик с содроганием. На него пересаживали провинившихся шоферов, тягач Колхида породил массу шуток и забавных прозвищ на свой счет. И сегодня кое-где еще можно отыскать этого зверя, причем во вполне рабочем состоянии. Каково нынешнее состояние Кутаисского автомобильного завода — расскажем далее.
Кутаисский автозавод: история и первый КАЗ 606 Колхида
Кутаисский автомобильный завод был запущен еще в 1947 г. В высших эшелонах власти посчитали, что именно машиностроительного завода и не хватает данному региону. Начали с малого: выпуска комплектующих, а потом, взяв за основу знаменитый ЗИЛ, приступили уже к сборке грузовиков.
К слову, именно на этом предприятии впервые был освоена бескапотная компоновка грузовика. А некоторые образцы, подсмотренные у Шкоды, дали возможность создать первый грузовик со спальным местом. Но все эти прорывные решения тех лет не добавили благодарности от водителей.
Самой первой моделью Кутаисского автомобильного завода стал грузовик КАЗ 606. Серию решено было назвать Колхида, так называлась историческая область на западе Закавказья. Дизайн грузовика КАЗ 606 Колхида напоминал Шкоду, а в техническом отношении в основе лежал ЗИЛ 164, хотя бескапотник и требовал многочисленных корректировок.
Тягач Колхида: что с ним не так?
Но изначально дружбы между водителями и Колхидой не сложилось. Ее двигатель (ЗИЛ 157 КЯ) в своем распоряжении имел порядка 109 лошадей, что было явно недостаточно. Грузовик застревал даже на небольшом подъеме и вечно перегревающийся двигатель переставал работать.
Отдельно о качестве сборки: водители ругались по поводу продуваемой кабины тягача Колхида, часто приходилось ловить форточки, которые все время норовили вылететь по дороге. Вслед за эксклюзивными техническими решениями завода потянулась и нехватка запчастей, обслуживание грузовика стало настоящей проблемой.
Не забывайте, что Колхидой снабжались многие сельхозпредприятия на просторах Союза. Так, в народном творчестве появилась поговорка: Нет страшнее зверя -рыси и машины с Кутаиси.
КАЗ 4540 Колхида
Но и другую модель КАЗ 4540 Колхида народ не обошел своим вниманием. Ей было присвоено почетное звание «Метр над пропастью». Все дело в том, что колесная база грузовика КАЗ 4540 Колхида смещалась назад, оставляя кабину как-бы висящей в воздухе, к такому балкону нужно было какое-то время привыкнуть.
Разработку модели КАЗ 4540 Колхида взял на себя институт НАМИ, а также ряд конструкторских бюро по всей стране. На ней уже была создана основа для установки системы кондиционирования, гидравлика, чтобы поднимать кабину и др. Но все равно этот грузовик не пользовался популярностью среди населения и чаще просто простаивал.
Кутаисский автозавод и его грузовик Колхида: конец эпохи
К концу 1980-х ежегодный выпуск машин на заводе составил 5 тыс. экземпляров. С распадом Союза на предприятие пришло резкое сокращение производства: грузовики Колхида просто не выдерживали конкуренции со стороны иных машин. К 1993 г. за весь год смогли собрать только 650 грузовиков.
Был в истории КАЗа такой момент, когда его приобретением заинтересовался General Motors, но условия сотрудничества для американцев оказались не подходящими. Вплоть до начала 2000-х объемы производства резко снижались и стали исчисляться уже десятками новых грузовиков.
Кутаисский автомобильный завод делал попытки наладить сотрудничество и с Камазом, и с МАN, но ощутимых перемен это не дало. Начиная с 2010 г. имущество завода стало постепенно распродаваться. В одном из помещений удалось сохранить и развить выпуск комплектующих, благодаря договорённостям с китайской стороной. В память о данном событии у центрального входа на предприятие установлен памятный знак.
В настоящее время Кутаисский автозавод ведет неспешную деятельность, об этом можно судить даже по ухоженному зданию проходной. Однако былых машиностроительных масштабов сегодня, конечно же, нет.
Сегодня численность Кутаисского автомобильного завода составляет порядка 160 человек. Выпуск грузовиков Колхида не производится с 2001 г.