“Совтрансавто”- первый (и единственный!) автоперевозчик в Союзе, работающий на международных рейсах. Для водителя на такой службе открывался совершенно новый мир: высокая зарплата, возможность побывать за границей, форма шофера, узнаваемая и элегантная.
Ее часто ставили в один ряд с форменной одеждой летчиков, капитанов корабля и др. Конечно, с такой работой везло далеко не всем, однако будет большим заблуждением считать, что труд шоферов был совсем безоблачным.
История Совтрансавто началась с осени 1963 год. Именно в это время в районе (ранее – поселке) Кунцево зарегистрировали автохозяйство межгородских сообщений. Аналогичная контора начала свою работу и в северной столице. Так, сектор международных перевозок был выделен в самостоятельное звено.
Но все же официальной датой открытия Совтрансавто считается 01 июля 1968 г. Именно в этот день появилось главное управление международных автосообщений. Само название аналогично прописано и на латинице, перевод для него не требуется.
Изначально весь автопарк включал в себя триста единиц техники. К 1980-му году, когда в Москве проходила знаменитая Олимпиада, число тягачей с полуприцепами достигло 2 тысяч. И теперь в автопарке присутствовали как отечественные, так и иностранные автомобили.
Само собой, весь автопарк никак не помещался на столичных площадках и число отделений Совтрансавто в регионах начало увеличиваться. Преимущественно это были крупные города и большие транспортные узлы: Брест, Кишинев, Минск, Ростов-на-Дону, Таллин и др.
К 1991 г. компания настолько разрослась, что вполне могла бы претендовать на звание крупнейшего транспортного перевозчика, если бы не развал СССР. Тремя годами позже начался процесс приватизации и, хотя романтизм профессии все еще сохранялся, обстановка была уже не та.
Логотип организации был выполнен в виде буквы «S», написание на латинице соответствовало русскому шрифту. Саму “S” формировали 2 стрелки, которые, по задумке автора, обозначали направление движения. Такой знак легко запоминался и был узнаваем не только в Союзе, но и по всей Европе.
Касательно цветового решения: на обычных грузовиках рисовался синий знак, на тентах, для лучшей видимости, применяли белую краску. А борта с изначально белым фоном получали знак в синих и красных тонах.
География Совтрансавто была поистине впечатляющей: страны Европы, Ближний Восток (Ирак, Иран, Афганистан), такая работа была аналогична службе стюардесс на международных авиаперелетах. Про уровень заработной платы все тактично умалчивали, но было известно, что командировочные расходы шли уже в валюте. Невиданная роскошь по тем временам.
Бытует мнение, что советские водители не выезжали далее стран Восточной Европы, что совершенно не так. Грузовики совершали рейсы во все европейские страны. Среди них: Финляндия, Швеция, Италия, Дания, Франция и др.
Знаменитые МАЗ 594 и 504В исколесили множество государств, привозя туда оборудование, запчасти, товары легкой промышленности, а увозили: замороженные продукты, дары моря, цветы и др. С каждым годом грузооборот все увеличивался.
Часто наши сцепки уходили в рейс незаполненными, иногда прихватывая попутный груз. Товары шли в Югославию, Болгарию, Чехословакию и др. страны. Но это были уже детали, настоящий размах можно ощутить от просмотра рекламного ролика: «Совтрансавто – ваш надежный партнер!». Он был создан в 1979 г. и скорее претендует на минифильм, поскольку длится 17 минут.
Конечно, рейсы выполнялись не только по Европе. Активно была охвачена и территория союзных республик. В Узбекистане (г. Термез) было открыто одно из отделений “Совтрансавто”. Он часто становился отправной точкой для рейсов в Иран, Ирак, Сирию, Турцию и др. страны. По данным на 1980 г., географический размах советского перевозчика охватил аж 25 государств.