Почему именно ЗИЛ-130 стал самым массовым грузовиком, как он создавался и какое отношение эта машина имеет к острову свободы. Ответы на эти вопросы можно будет узнать чуть ниже, а пока − немного информации о самом автомобиле.
Среднетоннажный грузовик ЗИЛ-130 визуально знаком каждому. Его знаменитая кабина бело-голубого цвета до сих пор встречается на улицах современных городов. Разработка машины была начата еще в конце 50-х на заводе им. Лихачева (ранее – завод им. Сталина). Отсюда и первые три буквы в названии грузовика. За годы производства данная модель стала невероятно популярной. Более 3 млн. единиц техники вышло с конвейера. Практически во всех сферах ЗИЛ-130 показал себя надежным помощником: на производстве, в строительстве, в работах на нужды армии и др. Число его модификаций велико:
- седельные тягачи ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130ВТ;
- автокран ЗИЛ 130;
- шасси для сельскохозяйственных самосвалов грузоподъемностью 4000 кг ЗИЛ-130Б;
- пожарный автомобиль и даже грузовик для гонок.
История создания
Еще в 1916 году в Москве был заложен завод по производству автомобилей, именуемый АМО (Автомобильное московское общество). Изначально был сделан упор на производство грузовиков по лицензии итальянской компании «Fiat», однако революция и сложная обстановка в стране не давали производству развернуться в полном объеме. К моменту национализации предприятие представляло собой отдельные мастерские по ремонту техники. Так продолжалось до 1924 года, когда от правительства поступило указание на изготовление первых советских грузовиков.
С 1927 года завод возглавил талантливый руководитель И.А. Лихачев. За короткий срок ему удалось превратить разрозненные мастерские в один из гигантов машиностроения.
С 1931 года завод получает имя И.В.Сталина и все, выпускаемые на нем автомобили, выходят с конвейера под маркой ЗИС. Эти грузовики завод выпускал в течение 15 лет. Было разработано большое количество модификаций, из которых многие модели были запущены в производство. Однако, к началу 50-х годов марка ЗИС-150 признается устаревшей. Эта модель разрабатывалась еще до начала ВОВ, а время требовало современных технических решений. Попытки выпуска ЗИЛ -164 с 1956 года по сути представляли собой основательную модернизацию все того же довоенного ЗИС. Однако государство требовало принципиально нового образца техники.
1956 год стал знаковым в истории завода. Уходит из жизни бессменный руководитель – И.А. Лихачев и предприятие получает его имя. В конце года выпускаются первые пробные образцы ЗИЛ-130. К их созданию причастны ведущие конструкторы завода: А.М. Кригер и Г.А. Фест. Грузоподъёмность машин составляла 4 тонны, двигатель объемом 6 л обладал мощностью в 150 л.с. и использовал топливо А-72.
Уже к 1959 году первые образцы грузовика представили на известной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). На дополнительные доработки и тесты ушло в общей сложности около 3 лет и к 1962 году были собраны первые машины. С 01 октября 1964 г. производство ЗИЛ-130 можно считать массовым.
Над дизайном грузовика трудился ведущий художник ЗИЛа — Т.П. Киселева совместно с выпускником Московского художественно-промышленного училища, Э.В. Сабо. Для цвета кабины был предложен голубой тон. Вплоть до 70-х годов продолжалось усовершенствование грузовиков ЗИЛ. Появились образцы машин для северных и южных регионов, работающие на газе и др.
В 1973 году грузовик получил Знак качества СССР. А уже годом позже с конвейера сошел миллионный образец машины. В 1975 г. на заводе ЗИЛе начали производить измененный вариант 130 модели, автомобиль ЗИЛ-133Г1 грузоподъемностью 8 т. Три года спустя к нему присоединилась 10-тонный ЗИЛ-133Г2.
Так совпало, что крупнейшая реконструкция завода в 1982 году прошла вместе со значительными изменениями в экономике страны. К 1986 году по документам данный грузовик с модернизированным передним приводом получил индекс ЗИЛ-431410, но в жизни он так и остался народным ЗИЛ-130.
В начале 1990-х годов производство ЗИЛ-130 переезжает в г. Новоуральск на Уральский автомоторный завод (УАМЗ). В новых условиях перестройки многие экономические связи были потеряны, пришлось адаптироваться к изменившейся ситуации. В первое время спрос на грузовики резко упал и завод оказался на грани банкротства.
В 1992 году предприятие было приватизировано и преобразовано в АМО «ЗИЛ». Рыночная конъюнктура поменялась и теперь для городских нужд актуальнее стали грузовики 3-х тонники. Это приводит к разработке малотоннажного автомобиля ЗИЛ-5301.Одновременно с этим на других заводах в Чите, Кутаиси (Грузия), Чкаловске (Таджикистан) также производили сборку ЗИЛов, но в меньшем масштабе.
30 декабря 1994 г. был выпущен последний грузовик ЗИЛ-130. В 1995 году его модификации еще изготавливались на Уральском заводе, но уже под другими названиями: УАМЗ-43140 и АМУР-43140. От образцов ЗИЛ-131 и ЗИЛ 433360 для этих моделей была взята кабина, решетка радиатора, крылья, капот и др. «оперение». При этом двигатель мог быть дизельным.
Технические характеристики
Двигатель* | Восьмицилиндровый, верхнеклапанный, V- образный двигатель с рабочим объемом 5969 см. куб. | Мощность – 150 л.с.; Расход топлива 29л на 100 км пути при скорости автомобиля 60 км/ч;
Топливо: бензин марки А76 |
Коробка передач | Пятиступенчатая, синхронизированная. | Рулевое управление оснащено гидроусилителем |
Рама |
Штампованная, клёпаная.
|
Сцепное устройство снабжено буксирным крюком. |
Колесная база
|
3,8 метров | |
Распределение нагрузки | На переднюю ось – 4,2т, на заднюю – 9,9 т. | |
Дорожный просвет
|
27,5 см. | |
Радиус разворота
|
8,9 м. |
* Грузовики выпуска первых лет получили двигатель в 148 л.с. Их грузоподъёмность на твердой дороге составляла 5 тонн, на грунтовой – 4 тонны. Уже после технического обновления мощность двигателя стала составлять 150 л.с. и грузоподъемность уже не зависела от типа дорог.
За все время производства 3-местная кабина также подвергалась некоторым изменениям. Так в первоначальном варианте на крыше было установлено 2 люка вентиляции, но позже они были убраны. Для ветрового стекла установлен ножной омыватель и пневматический стеклоочиститель. Несколько видоизменялась панель приборов. Вплоть до 70-х годов высота борта составляла 68, 5 см, позже она была уменьшена на 11 см.
Красный, желтый, голубой – выбирай любой!
Существует несколько версий, почему именно голубой оттенок был взят в производство.
Версия первая: краска подобного цвета выпускалась в большом количестве и, если вспомнить интерьеры общественных учреждений, присутствовала в оформлении большинства объектов. Так что с ней определенно не возникло бы перебоев.
Версия вторая: При выборе цвета художники посчитали, что для грузовика в первую очередь важно быть заметным на дорогах. За этим должно последовать снижение аварийных ситуаций и повыситься безопасность движения. А учитывая, что в России либо зима и вокруг преобладают серо-белые оттенки, либо лето и везде достаточно зелени, выбор пал именно на голубой оттенок.
Еще одна версия связана с намерением страны показать свои мирные намерения и уйти от зеленого, армейского цвета. Как бы то ни было, ЗИЛ-130 получил свой знаменитый голубой оттенок, который сегодня всем хорошо известен.
Как ЗИЛ-130 на Кубе оказался
В рамках дружественной помощи и укрепления связей между социалистическими странами, грузовики ЗИЛ-130 экспортировались и в отдаленные государства. Известный всем остров свободы, Куба, была в их числе. В это же время известный испанский предприниматель Эдуардо Баррейрос открывает исследовательский центр DIMISA по разработке и исследованию V-образных дизельных двигателей мощностью от 130 до 500 л.с. Чуть позже он организует производство таких двигателей на Кубе. А пока у него имеется вся полнота действий для изучения данной машины и переделки двигателей ЗИЛ-130. Результатом его работы стал переход знаменитого грузовика на дизельный двигатель, что правительство Кубы объяснило необходимостью бережливого потребления ресурсов. С тех пор ZIL-Barreiros, такое название получил грузовик, часто встречается на кубинских улочках.
Крепче за баранку держись, шофер
Профессия водителя грузовика в Союзе была достаточно перспективной. Научиться водить ЗИЛ-130 можно было в ДОСААФ. В свое время лидер группы «Сектор Газа», Юрий Хой (Клинских), еще до ухода в армию успел получить навык вождения грузовика. Это очень помогло ему в армейской жизни, поскольку во время службы пришлось браться за управление танком. А по возвращению со службы у него в запасе уже была как минимум одна профессия.
Но время идет и все меняется. В 2016 году заводу ЗИЛ исполнилось 100 лет, а годом ранее предприятие прекратило выпуск грузовиков. На месте московских цехов легендарного завода постепенно расчищают площади для новых строений.
В конце 2020 года прекратил свою работу последний цех ЗИЛа, завод со столетней историей не вписался в современные реалии и, увы, оказался ненужным в реалиях рыночной экономики.
А ниже представлены последние фото, сделанные еще до сноса завода.