Вывоз и утилизация мусора – актуальный вопрос и выгодная сфера бизнеса. В 2018 г. россияне произвели около 7 млрд. тонн отходов, а в 2019 году – на 20% больше. В стране только начинает развиваться переработка мусора, его сортировка: это колоссальные объёмы и огромные ресурсы.
О том, что тема выгодная, говорит и мировой опыт. В Италии, к примеру, «мусорную» отрасль подмяла под себя мафия и не спешит возвращать государству. В США между собой конкурирует несколько гигантских компаний, почти полностью контролирующих рынок. А что в России? Нужна ли лицензия для того, чтобы возить мусор автотранспортом? И если да, то как её получить?
В каких случаях лицензия нужна для транспортировки отходов, а в каких — нет?
Перечень деятельности, для осуществления которых нужно специальное разрешение, утвержден ФЗ N 492 от 27.12.2019. Согласно требованиям нормативного акта, лицензия требуется для транспортировки отходов 1-4 класса опасности. Порядок получения спецразрешения закреплён уже иным документом — ФЗ N89 от 24.06.1998.
Чтобы понять, какие отходы относятся к 1-4 классу, нужно обратиться к профильному Федеральному закону. В ст.4.1 ФЗ №89 чётко разъяснено, что таковых существует несколько видов, в зависимости от степени негативного влияния на окружающую среду. Следовательно, заниматься деятельностью по перевозке мусора без специального разрешения можно лишь в отношении «практически неопасных отходов» (ПНО, 5 класс).
В свою очередь, критерии отнесения мусора к тому или иному уровню закреплены в Приказе Минприроды России от 04.12.2014 N536. Интересующий нас 5 класс обладает степенью опасности для окружающей среды менее 10. Это однозначно не медицинские, биологические и не радиоактивные отходы, что оговорено отдельно. Параметр высчитывается на основе формулы, которая приведена в документе.
На практике к ПНО чаще всего относится следующее:
- Вторсырьё (макулатура, металлолом);
- Некоторые отходы строительства (битый кирпич, гипс, камень);
- Полиэтилен и пластик;
- Неопасные остатки пищи.
Если есть документ, подтверждающий, что в автомобиле находится НПО, спецразрешение не требуется. Во всех остальных ситуациях необходимо последовательно пройти ряд процедур, по завершению которых предоставляется заветная лицензия.
Как определяется класс?
Статус перевозимого мусора может обозначаться как заказчиком услуги, так и её исполнителем. По закону требуется тестирование морфологического состава отходов, и этот документ должен быть в наличии у перевозчика. Но есть ситуации, когда это необязательно, к примеру, если перевозится однородный металлолом, демонтированный кирпич к месту переработки или вторичного использования. В этом случае на груз должны быть документы (накладные, оформленные надлежащим образом).
Что такое перевозка?
Во всех нормативных актах упоминается категория «транспортировка», то есть перемещение вне границ производственной площадки. Она осуществляется с использованием специально оборудованных автомобилей, обеспечивающих должный уровень безопасности.
Получение лицензии: с чего начать?
Необходимо определиться, чем конкретно будет заниматься предприятие (предприниматель). Речь может идти сугубо о сборе отходов (где перемещение обязательно), а также о последующей переработке, хранении и т.д. Перечень операций, которые будут осуществляться с мусором, может повлиять на объём и количество документов.
К примеру, для сбора требуются специально оборудованные площадки, в отношении которых должны быть правоустанавливающие бумаги. Для хранения – земельные участки, специальным образом для этого отведённые. В плане организационно-распорядительной формы наилучшим образом подойдёт юридическое лицо (ООО).
Ведомством, ответственным за выдачу спецразрешения, является Росприроднадзор. Конкретное место подачи зависит от региона, где зарегистрирована организация. Для получения лицензии необходимо наличие юридического лица или регистрация в качестве ИП. Иными словами, обычный гражданин не может заниматься перевозкой отходов 1-4 класса опасности.
Заключение Роспотребнадзора
Обращению в Росприроднадзор предшествует получение специального документа из другого ведомства. Чтобы оформить положительное заключение Роспотребнадзора, подтверждающее соответствие оборудования, помещений и т.д. санитарным нормам, необходимы следующие документы:
- Сведения о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП;
- Документы на транспортные средства, объекты недвижимости, которые будут использоваться в работе;
- Информация об отходах, с которыми планирует работать предприятие;
- Договоры с организациями, куда будут перевозиться и размещаться грузы, а также с компаниями, осуществляющими дезинфекцию, мойку, обеззараживание ТС;
- Иные документы, необходимые в конкретной ситуации.
Заключение Роспотребнадзора выдаётся по месту регистрации соискателя (юридического или физического лица). Подать заявление можно через интернет, используя форму обратной связи на сайте организации. Срок рассмотрения – 30 суток, при выявлении несоответствий будет предоставлено время на устранение замечаний.
Получение лицензии
Как отмечено выше, специальное разрешение на транспортировку отходов 1-4 классов выдаёт Росприроднадзор. Необходимо обратиться в его территориальное подразделение (зависит от субъекта Федерации). Забегая вперёд, спецразрешение действует во всей России, то есть при соблюдении формальностей грузы можно перевозить из одного региона в другой.
Основные требования к соискателю:
- Наличие спецоборудования для работы с отходами;
- Должностное лицо, которое обеспечит допуск иных сотрудников к работе с опасными отходами;
- Транспорт, оборудованный приспособлениями, знаками, специальными сигналами, предназначенный для перевозки грузов, в аренде или в собственности;
- Персонал, прошедший подготовку и обучение, необходимое для работы, и с которым заключены трудовые договора;
- Владение (аренда) помещениями, полигонами, зданиями, необходимыми для осуществления деятельности.
Основные документы, предоставляемые в Росприроднадзор:
- Заявление;
- Документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде транспортных средств, необходимых для выполнения работы;
- Сведения, подтверждающие наличие у сотрудников организации права управления такими ТС, а также квалификацию по работе с отходами того или иного класса;
- Копия положительного заключения СЭС;
- Договоры с Роспожнадзором, поставщиками электроэнергии, воды, тепла и проч.;
- Сведения об оплате госпошлины.
Порядок получения специального разрешения урегулирован несколькими НПА. На официальном сайте Росприроднадзора на момент подготовки материала раздел, регулирующий данный вопрос, заполнен не был. За исключением суммы госпошлины – 7500 рублей за получение разрешения и 750 рублей – за внесение изменений. Нет на сайте и образца заявления, необходимого для подачи.
Срок действия лицензии не ограничен, однако за грубое нарушение требований её действие может быть приостановлено. В случае если изменяются регистрационные данные (наименование организации, место расположения), необходимо обращаться за внесением изменений.
Каким критериям должны соответствовать машины для перевозки, персонал?
Перевозить отходы 1-4 класса на обычном автотранспорте нельзя. Требуются специальные машины, обученный персонал, а невыполнение данных требований влечёт административную ответственность. В ФЗ №98 указано, что ТС должно быть укомплектовано оборудованием и снабжено специальным знаком. Однако в этом нормативном акте не раскрыты конкретные требования к машинам.
Такие же пробелы содержит Приказ Минтранса России N179 от 04.07.2011 и Европейское соглашение ДОПОГ (скачать ТОМ 1, скачать ТОМ 2). В них тоже отмечено, что перевозка отходов может осуществляться только специальным транспортом, но его признаки не перечисляются. И только ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» обязывает наносить на специальные машины обозначения знаков опасности.
Всего их – 24 единицы, зависящие от конкретного типа груза. Знаки наносятся на боковых сторонах и сзади (для ТС во встроенными и съёмными цистернами), а также в других зонах, определенных ГОСТом. Что касается водителя, то у него должно быть право управления ТС, предназначенным для транспортировки отходов того или иного класса.
Для получения допуска необходимо подготовка в порядке, установленном Приказом Ространснадзора №АК-966фс от 03.09.2013. При нарушении требований в части маркировки и допуска к управлению ответственность за нарушение ПДД (согласно КОАП РФ).
В каком порядке получать разрешения?
Ввиду отсутствия единого документа, который бы регламентировал процедуру, каждый соискатель отвечает на этот вопрос самостоятельно. Однако, исходя из формальной логики, процесс выглядит следующим образом:
- Регистрация в качестве юридического лица (так как эта форма обеспечивает большую свободу);
- Приобретение или аренда автотранспорта, оборудование его соответствующей маркировкой, обозначениями и табличками, укомплектование элементами безопасности (огнетушителями и прочим);
- Приобретение или аренда помещений, необходимых для работы;
- Заключение договоров с организациями, осуществляющими техническое обслуживание (дезинфекцию, мойку) машин и другие услуги, нужные для деятельности компании;
- Наём персонала (можно заключить трудовой договор с началом срока действия спустя определённое время), его подготовка;
- Получение заключения СЭЗ;
- Подача заявки на выдачу специального разрешения.
Ответственность за работу без лицензии
Наказание предусмотрено за оказание услуг (выполнение работ) без специального разрешения, если оно предусмотрено нормативными актами. Согласно ст.19.20 КоАП, более льготная ответственность наступает за такую деятельность, не направленную на получение прибыли. По ч.1 ст.19.20 КоАП физическое лицо может отделаться предупреждением, а компании придётся заплатить штраф 170-250 тысяч рублей либо получить приостановление деятельности до 90 суток.
Отдельные санкции – для тех, кто без лицензии извлекает прибыль. Ответственность предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП. Наказание для граждан – 2-2,5 тыс. руб. с конфискацией предметов и средств, использованных в работе, либо без таковой. Для юридических лиц – штраф 40-50 тыс.руб., возможно — с принудительным и безвозмездным изъятием в собственность государства орудий труда.
Ответственность есть и для тех должностных лиц (организаций), кто располагает специальным разрешением, но грубо нарушает требования лицензии. Если работа не была направлена на извлечение прибыли, это ч.ч.2, 3 ст.19.20 КоАП (100-150/150-250 тыс.руб. штраф либо приостановление работы на срок до 90 суток). Если деятельность была направлена на получение дохода – ч.ч.3, 4 ст.14.1 КоАП (максимум для компании – 100-200 тыс.руб. штраф либо приостановление деятельности до 90 суток).
Заключение
Итак, вопрос получения спецразрешения на транспортировку отходов урегулирован рядом нормативных актов разного уровня. Сложность проблемы такова, что в ней невозможно разобраться без опыта и грамотной подготовки. Практика может существенно отличаться в зависимости от региона, предполагаемых маршрутов перевозки грузов. Даже на сайте Росприроднадзора отсутствует единый перечень документов, которые нужно подготовить соискателю.
Принимая во внимание сложность получения лицензии, её высокую стоимость (с учётом сопутствующих расходов), нет смысла заниматься одной лишь перевозкой отходов. Экономический эффект возможен в случае сортировки и первичной переработки мусора. Получить специальное разрешение можно лишь в том случае, если у организации есть в собственности или в аренде оборудование, а также заключены договоры с персоналом, выполнен ряд других условий.
По следующей ссылке можно скачать полезный материал по получению лицензии: Транспортирование отходов IV класса опасности: получение лицензии от А до Я.
А ниже представлено видео о том, как получить лицензию самостоятельно.