Коммерческая трасса М-4 играет важную роль в снижении нагрузки на автомагистрали в южных регионах в высокий курортный сезон и контролировать грузоперевозки из портового города Новороссийска. В статье будут рассмотрены особенности дороги, стоимость и условия оплаты для водителей.
Данная дорога связывает столицу с Новороссийском и Краснодаром. Трасса востребована у грузоперевозчиков, а также популярна у туристов, совершающих путешествие на своих машинах в период отпусков. М-4 позволяет добраться не только в места отдыха в Краснодарском крае, но и в Крыму, через Керченский мост. Логистическим компаниям следует заранее планировать маршрут, рассчитывать время и затраты на пользование дорогой. Новичкам может быть непросто сразу разобраться в системе тарификации, поэтому для успешной деятельности необходимо заранее ознакомиться с особенностями пользования платной дорогой.
Описание магистрали
Начало строительства М-4 датируется 60-ми годами прошлого века. С 2010 г. дорога находится в зоне ответственности «Автодора». Проверка, организованная компанией, выявила необходимость капремонта и работ по модернизации. Все восстановительные мероприятия были проведены, и на сегодняшний день «Дон» – федеральная трасса, соответствующая современным требованиям.
Дорога общей протяженностью 1,543 км проходит через 7 субъектов РФ, следуя из Москвы до Новороссийска через Ростов-на-Дону и Краснодар.
М4 насчитывает 11 платных участков с 21-го по 1390-й км трассы на пути следования до Краснодара.
Порядок оплаты
Внесение средств за проезд по платным отрезкам осуществляется только на пунктах взимания платы – ПВП. На всем протяжении М-4 таких площадок всего 19.
Допустимы следующие способы оплаты:
- безналичный – по банковской карте; есть возможность бесконтактных платежей;
- наличными деньгами: простой, но не всегда удобный вариант оплаты;
- бесконтактный способ с помощью транспондера.
Третий вариант позволяет проезжать ПВП практически без остановки и дает десятипроцентную скидку по тарифу. Для водителей, использующих трассу на регулярной основе, применение транспондера будет наиболее выгодным способом, особенно если транспортное средство крупногабаритное.
Основные принципы тарификации на М4
Окончательная стоимость проезда по платному отрезку складывается с учетом факторов:
- на каком участке трассы находится автомобиль в данный момент (каждый коммерческий этап имеет свой тариф);
- категория машины (существует сетка тарифов по категориям транспортных средств);
- время суток, когда происходит проезд через ПВП (как правило, ночные рейсы обходятся дешевле);
- наличие у водителя транспондера (применение устройства дает возможность сэкономить до 10%).
Ознакомиться с тарифной сеткой платных участков на отрезке между Москвой и Краснодаром можно на официальном сайте госкомпании «Автодор».
Сутки разделены на два временные интервала «день» и «ночь» следующим образом: к дневному промежутку относят часы с 7 утра до полуночи, ночными считаются часы с 00:00 до 07:00, соответственно.
Категории ТС
Категория транспортных средств – важный параметр при установлении платы за пересечение границы платного участка. Выделяют 4 категории ТС.
- К первой категории относят малогабаритный транспорт, в том числе мотоциклы и все легковые машины (высота ТС не более 2 м).
- Вторая категория представлена двуосными машинами от 2 до 2,6 м высотой, т. е. это не только легковые автомобили, но и микроавтобусы, фургоны и прочее.
- Двуосные ТС с высотой от 2,6 м отнесены к третьей категории: это грузовые машины и пассажирский транспорт (автобусы).
- Крупногабаритные автомобили с числом осей от 3 и высотой более 2,6 м составляют группу четвертой категории ТС. Это прежде всего фуры и большие автобусы.
Преимущества приобретения транспондера
Транспондер представляет собой небольшой электронный прибор, принцип действия которого основан на приеме-передаче сигнала с целью бесконтактного внесения денежных средств на ПВП. Для своевременного срабатывания устройства его необходимо установить в салоне машины вблизи лобового стекла. При проезде мимо терминала платного участка происходит автоматическое снятие суммы, согласно тарифу, с привязанного лицевого счета автовладельца. Для успешной оплаты перед поездкой следует проверить состояние счета, поскольку кредитование водителя не предусмотрено, и при отрицательном балансе операция будет невозможна.
Для владельцев транспондеров на каждом ПВП организованы отдельные полосы для проезда. При этом останавливаться для осуществления платежа нет необходимости, т. к. процесс полностью автоматизирован. Это существенно экономит время пересечения платного отрезка и делает процедуру оплаты более комфортной.
На М-4 действует система лояльности для держателей прибора: на всем участке Москва-Краснодар действует скидка 10% от базового тарифа для соответствующей категории ТС и в определенное время суток. Однако снижение стоимости действует только при наличии транспондера, приобретенного у «Автодора», T-pass. Приемо-передатчики от сторонних операторов не дают возможности воспользоваться скидкой.
Приобрести транспондер от «Автодора» можно на специализированном сайте, в пунктах продаж T-pass или непосредственно на трассе «Дон». На пути следования по М-4 расположены 13 точек продаж автоматизированных устройств для проезда.
Применение транспондера экономически выгодно в случае грузовых перевозок: при сокращении времени нахождения в рейсе перевозчик скращает затраты на поездку, т. е. улучшаются условия логистики. При регулярном использовании T-pass его стоимость окупается за пару ездок. Таким образом, представителям фирм-грузоперевозчиков предпочтительнее выбирать именно этот способ оплаты.
Как определить итоговую сумму за проезд по платной части дороги М4
Для подсчета конечной стоимости конкретной поездки следует заранее проложить маршрут следования, рассчитать протяженность коммерческих отрезков на пути и временные интервалы их пересечения. Затем посчитать сумму тарифов для всех платных участков на маршруте, учитывая время суток и наличие/отсутствие устройства T-pass.
Ниже приводится расчет стоимости проезда по всей платной части трассы «Дон» от Москвы до Краснодара, т. е. расстояние от 21-го до 1319-й километр магистрали.
Автомобили I и II категорий
Тарифы для легковых машин из первой группы ТС при пересечении границ платных участков варьируются не только в зависимости от времени суток, но и от дня недели. Базовая цена одного отрезка в будние дни, кроме пятницы, с 07:00 до 00:00 ч составляет 1760 руб., тогда как в ночной период – 1430 руб. Для обладателей транспондера проезд будет дешевле: 1584 и 1287 руб., соответственно.
В пятницу и выходные дни пользование коммерческой трассой обойдется дороже. Базовый тариф без применения транспондера увеличивается до 2070 руб. днем и до 1440 руб. ночью. При наличии T-pass водитель заплатит в дневное время 2070 руб., в ночное – 1296.
Для других категорий автомобилей нет привязки тарифной сетки к дням недели. Поэтому владельцы машин из II категории цена зависит только от времени суток. Для проезда в дневные часы придется внести либо базовую сумму 2495 руб., либо 2245,5 руб. с транспондером. В ночные часы поезд обойдется в 1735 и 1561,5 руб., соответственно.
Автомобили III и IV категорий
Как правило, к этим группам относятся транспортные средства водителей-профессионалов, т. е. расходы на поездку несет компания-грузоперевозчик.
Для третьей транспортной категории проезд платной части М-4 целиком (Москва-Краснодар) днем будет стоить 3200 руб., а ночью 2205. Транспондер позволяет снизить базовые тарифы до 2627,5 руб. днем и до 1874,25 ночью.
Максимальные расценки действуют для крупногабаритного транспорта четвертой категории. Расстояние от 21-го до 1319-й км трассы М-4 в дневные часы можно покрыть за 6090 руб., а с транспондером – за 5001,50 руб. Полный ночной тариф для грузового и крупного пассажирского транспорта составляет 4070 руб. Установленный в машине транспондер снижает стоимость ночью до 3459,5 руб.
Таким образом, сэкономить затраты на проезд по коммерческим отрезкам М-4 можно, покрывая значительную часть расстояния в ночные часы. Согласно тарифам, самым дорогим будет перемещение с 21-го по 715-й км трассы. Поэтому целесообразным будет выезд из Москвы в вечернее время, тогда наиболее затратную часть пути можно проехать ночью, что при наличии транспондера сделает поездку максимально экономичной.
Все самое интересное о других важных транспортных артериях нашей страны вы можете прочитать в следующих информационных материалах:
Из столицы в Петербург: цена и особенности передвижения в 21 веке.
Трасса «Беларусь»: описание, маршрут, стоимость проезда.
Трасса «Украина»: стоимость проезда, маршрут, инфраструктура.
Характеристики трассы М-5 «Урал», стоимость проезда и как его оплатить.
Путешествие из Петербурга… до белорусской границы: трасса Р23.