МАЗ-503 — первый самосвал с разгрузкой на дистанционном управлении

Содержание

МАЗ-503 – первый советский грузовой самосвал. Разрабатывался на основе бортовой машины МАЗ-500. Однако при его проектировании использовался целый ряд принципиально новых технических решений.

Грузовик МАЗ-503
Грузовик МАЗ-503

Родство минского самосвала с бортовой машиной

И бортовые автомобили, и самосвалы впервые сконструировали в честь 41 годовщины Октябрьской революции. Впервые экспериментальные образцы были выставлены во дворце ВДНХ (павильон «Машиностроение») в 1959 году.

Грузовик МАЗ-500
Грузовик МАЗ-500

Испытания первые машины проходили по принятым в Советском союзе автомобильным методам. В результате испытаний, выяснилось, что машины нуждаются в доработке. Автомобили были модернизированы, и к 1963 году была собрана большая производственная партия.

Машины использовались на стройке, в рамках пятилетки, в пределах автохозяйств. В прокат автомобиль выпустили только через два года.

МАЗ-503

МАЗ-503, как и его родственник, принадлежал к крупнотоннажному классу грузовых автомобилей. Однако эта машина могла работать без электричества. Ее отличительной особенностью  была шестицилиндровая шестерка V-образной компоновки. Мощность мотора составляла 180 л.с., расход топлива – 28 литров на 100 км. Максимальная скорость – 75 км/ч.

Автомобиль был оснащен пятью ступенями передач, с синхронизаторами, маслонасосом, возможной установкой КОМ. Узел характеризовался надежностью, простотой, неприхотливостью.

Осложнения возникали при изношенных кулисах переключения передачи. Однако расположение узла было неудачным. Масло, грязь вода загрязняли его. К тому же частенько он становился источником виляния.

Основные технические особенности минского самосвала  МАЗ-503

  1. Имея габариты 5,92 на 2,5 на 2,7 метров (длина, широта, высота) и базу – 3,2 м., самосвал был предназначен для сыпучего груза весом 7 тонн, при этом он развивал скорость 75 км/час. Общая масса гружёного автомобиля равнялась приблизительно 15 тоннам.
  2. Рама укороченной формы получила еще одну поперечину. Впоследствии данная конструкция служила в качестве опоры для гидроцилиндра.
  3. Кабина вместимостью в 3 человека со «спалкой» от бортовой машины не совсем подходила для конструкции грузовика, однако стало отличным примером унификации.
  4. Увеличение крутящего момента происходило за счет удачной комплектации заднего моста конической парой (тихоходной). Мост являлся очень надежным и устойчивым.
  5. Для работы на карьерах была предусмотрена специальная стальная платформа в виде ковша (объем 4 кубометра) с козырьком. Позднее был сконструирован задний борт с автоматическим способом закрывания и возможностью наращивать борты ( версия МАЗ-503Б). После полной разгрузки платформа «встряхивалась» для освобождения от остатков груза.

    Грузовик МАЗ-503Б
    Грузовик МАЗ-503Б
  6. Время разгрузки сокращалась благодаря подъемному механизму с системой пневмоуправления (дистанционно). В состав входил насос, КОМ, гидроцилиндр (четырехсекционный), распределительный кран, перепускной клапан, бак для масла ( на 25 литров), шланги, трубопроводы. Таким образом, сидя в кабине грузовика можно было осуществить разгрузку.
  7. По расчетной производительности МАЗ-503 обгонял МАЗ-205 примерно на четверть. Это неоднократно подтверждалось на практике и стало большим достижением минского автомобилестроения.

МАЗ-503

Модификации модели, не попавших на конвейер

МАЗ 503В(Г) имел способность обогревать днище выхлопными газами.

Модификация МАЗ 503С создавалась для северных трасс, однако там стали использовать грузовики иных моделей.

МАЗ 509Б имел привод на передний мост, но в серию не попал. Зато идея стала востребованной при конструировании лесовозов.

Модификация МАЗ 503А в 1970 году встала на конвейер.

Грузовик МАЗ-503А
Грузовик МАЗ-503А

Модель МАЗ 510  имела кабину исключительно для водителя (в целях экономии) и была создана в 1962 году. Расчетная стоимость уникальных узлов и деталей оказалась весьма высокой. От идеи пришлось отказаться.

Грузовик МАЗ-510
Грузовик МАЗ-510

МАЗ 511 с прицепом ( модель 847) – самосвальный автопоезд, который мог осуществлять боковую разгрузку, однако на стал востребованным на работах в сельском хозяйстве.

МАЗ-511с прицепом
МАЗ-511с прицепом

На протяжении 5 лет с момента производства минский самосвал МАЗ-503 не один раз модернизировался и выпускался на протяжении 7 лет.

МАЗ-503

Позже на смену самосвалу пришли современные автомобили, которые соединили в себе наилучшие технические решения минской модели и новейшие современные технологии.

Далее вашему вниманию предлагаем видео обзор про грузовик МАз-503.

Ссылка на основную публикацию