Автомобильные грузоперевозки – одна из важнейших отраслей российской экономики. К пример, в 2019 г. только из Евросоюза в РФ перевезено свыше 10,6 миллионов тонн грузов (на 1,2% больше, чем годом ранее). Кстати, в обратном направлении доставлено примерно столько же – 11,1 млн. тонн. Какими законами о грузоперевозками урегулированы правоотношения? О чём должен знать перевозчик при выполнении контрактов? Поговорим подробнее в статье.
Немного теории
По юридической силе приоритет отдаётся наднациональным правовым актам, которые ратифицированы Россией. Это, в частности, международные договоры, регулирующие грузоперевозки, а также технические регламенты Таможенного союза, решения ЕврАзЭС. Далее – черёд федеральных законов, затем – нормативные акты Совфеда и Госдумы, Президента, Правительства, органов исполнительной власти РФ.
Учитывая высокую важность грузоперевозок, все акты, о которых пойдёт речь, действуют на территории всей страны. Однако в отдельных субъектах Федерации могут существовать другие нормы, хотя и не противоречащие законодательству в целом, но имеющие свою специфику.
КДПГ
Международная конвенция урегулировала перевозку грузов посредством автотранспорта. Правовой акт действует, если отношения между субъектами затрагивают как минимум две страны, одна из которых ратифицировала КДПГ. Законодательство Российской Федерации выстроено в соответствии с Конвенцией (к примеру, в части, регулирующей сопровождение ТМЦ накладной).
Гражданский кодекс РФ
Правовые основы деятельности закреплены в Гл.40 ГК РФ. Перечислены виды договоров: перевозки груза и пассажиров, фрахтования. Сделки, заключаемые между заказчиком и исполнителем, обязаны соответствовать требованиям ГК. Отсутствие существенных условий влечёт недействительность и оспоримость договора. Гражданский кодекс также установил ответственность перевозчика как за повреждение, недостачу и порчу груза, так и за причинение вреда жизни и здоровью.
КоАП РФ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет размер ответственности за нарушения в сфере автомобильных грузоперевозок.
В ст.12.21 КоАП указано, какая ответственность грозит нарушителям правил грузоперевозок, в ст.12.21.1 КоАП – правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, ст.12.21.2 КоАП – перевозки опасных грузов, и т.д. Штрафы, налагаемые на юридическое лицо, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей.
ФЗ от 10.12.95 № 196 «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в общем виде закрепляет требования к участникам дорожного движения и транспорту. В Законе перечислены права и обязанности субъектов правоотношений, условия получения водительских прав. Хотя нормативный акт содержит многие правила в общем виде, он создаёт правовую основу для дальнейшего развития норма. Согласно ст.32 ФЗ №196, если национальное законодательство России противоречит международному, то приоритет отдаётся последнему.
ФЗ от 30.06.2003 № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Данный ФЗ о перевозках урегулировал азы транспортировки и включает ряд важных положений. В их числе – права и обязанности экспедитора и клиента, правила данной деятельности, ответственность за ненадлежащее исполнение работы. ФЗ № 87 также установил претензионный и судебный порядок предъявления претензий, сроки давности (один год, против общего срока ГК РФ – 3 года).
ФЗ от 08.11.2007 № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Указанный закон о перевозке определил условия проведения транспортировки (пассажиров, багажа, грузов) всеми видами транспортных средств, в том числе автобусов, легковых и грузовых автомобилей. При этом ФЗ № 259 содержит отсылку о том, что его положения регламентируют только правоотношения, возникающие на территории России. Закон закрепил три основных вида документов, составляемых при разногласиях: акты, претензии, иски.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
Особенность 272 Постановления Правительства о перевозках в том, что нормативный акт имеет прямое действие, а его требования – конкретны и измеримы. Утверждены такие основополагающие аспекты деятельности, как допустимая масса ТС, предельная нагрузка на ось, нормативные габариты автомобилей и многое другое. Этими же Правилами утверждены состав и требования к документации: транспортной накладной, заказу-наряду (заявке на перевозку груза), сопроводительной ведомости.
Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»
Постановление Правительства № 554 — это один из ключевых актов в сфере грузоперевозок. Правила закрепили требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, объём документов, необходимых для осуществления процедуры. Сформирован регламент работы, реальные права и обязанности сторон (например, возможность клиента требовать сведения, подтверждающие соответствие услуг требованиям законодательства).
Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604
Нормативный акт, которому уделяется мало внимания, крайне важен для всех участников дорожного движения. Именно им утверждено 3 перечня: показания, противопоказания и ограничения для управления ТС. Примечательно, что в документе упоминаются международные классификаторы заболеваний, поэтому обойти установленные запреты лицам их имеющим невозможно.
Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»
Документы, оформляемые заказчиком услуг и их исполнителем, должны соответствовать упомянутому Приказу № 23. Таковых всего три: поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписка. Отсутствие указанных документов создаст трудности при осуществлении бухгалтерского учёта, при отстаивании нарушенного права или взыскании денег за оказанную услугу.
Постановление Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 26
Отдельный акт, хотя и не являющийся нормативным, имеет значение для разрешения споров. Постановление Пленума – это разъяснение вышестоящего суда всем нижестоящим. В документе – 4 ключевых раздела, касающихся обязательств экспедитора и перевозчика, претензий и исков. Разрешены проблемные вопросы, в том числе – сроки исковой давности.
Так, если в общем случае время для предъявления претензий составляет 1 год со дня, когда право было нарушено, то по делам о причинении вреда жизни и здоровью это правило не действует. Этим же Постановлением Пленума закреплено, в каких случаях действует досудебный порядок урегулирования споров, а в каких – нет.
Резюме
Итак, автомобильные грузоперевозки урегулированы значительным числом нормативных правовых актов. Важно понимать, что все они носят императивный характер и обязательны для исполнения. Несоблюдение требований влечёт как административную, гражданско-правовую ответственность, так и отзыв допуска к участию в перевозках (если таковой выдавался). Динамика законодательства требует от участников грузоперевозок отслеживать изменения нормативной базы, периодически проводя свою деятельность в соответствие с ней.