Пару лет назад на «Минском автозаводе» изготовили первый электрогрузовик марки 4381-Е0, тестовый запуск которого прошел довольно скромно и ограничился лишь заводской территорией. Полгода спустя, в 2020 году он был представлен Президенту республики.
Что примечательно, на той выставке показывали уже собранный образец. А судя по рекламным стендам вблизи новинки, в планах «МАЗа» было выпускать еще один грузовик с буквенным кодом ЕЕ (4381- ЕЕ). Его описание, технические характеристики заявлялись в презентации, но внешне «большой брат» отличался от своего первопроходца.
А дело обстоит вот как: «МАЗ 4381-Е0» изначально позиционировался как попытка совместить классическое шасси с электрооборудованием. Родных комплектующих на тот момент у «МАЗа» не было, а на первом образце использовались китайские компоненты. Но для опытного образца, на котором тестируются новые технологии, грузовик получился вполне хорошим.
Конечно, всем было ясно с самого начала, что такой вариант в серию не пойдет. Поскольку собирать грузовик с опорой на львиную долю китайских запчастей – идея не самая удачная. На фоне санкций и общемировых ограничений предсказать, как далее будут складываться экономические отношения между странами, не может никто.
Но эта тестовая модель помогла учесть все недостатки и недоработки, а уже на основе полученных знаний в дальнейшем создавался «МАЗ-4381-EE». Что поменяли? Тяговая аккумуляторная батарея увеличила свою емкость до 300 кВт в час, электродвигатель сбавил мощность до 180 кВт, а агрегаты сменили свои позиции на раме.
И, конечно же, от идеи применения отечественных компонентов никто отказываться не планировал. Модель 4381-ЕЕ создавалась в сотрудничестве с «ОИМ» («Объединенный институт машиностроения»), где разрабатывалась коробка передач для данного грузовика.
Электромотор достался «МАЗу» от «МогилевЛифтмаша», за работой которого бдительно следит контроллер отечественного производства.
Электробатареи было решено разместить внизу кабины и по бокам. Рассматривался также и задний свес рамы, чтобы установить на него дополнительный электроблок, но по итогу было решено оставить эту затею.
Полная масса электрогрузовика составляет 12 тонн, при этом нагрузка на шасси ограничена числом 4400 кг.
А если посчитать дополнительную установку кузова, тента, то это число снизится еще на 500 кг. В итоге решили оставить существующие параметры по пробегу, (максимальные 200 км) и нагрузке.
Для полной зарядки модели 4381-ЕЕ от станции в 300 А понадобится три часа. Намного больше времени придется потратить, если заряжать грузовик от обычной бытовой электросети — около 12 часов. Для зарядки используется порт CCS Combo2.
Электрогрузовик «МАЗ-4381-EE», в отличие от своих собратьев по конвейеру, получил новый, оригинальный дизайн от «ОИМ». Отдельно разрабатывались: рама, задний мост, подвеска. И даже внутреннее оформление отличается от модели 4381-Е0.
Отдельные функции, которые были заявлены на Е0, производители решили не переносить на новую модель. Отказались от системы наблюдения за дорогой, убрали камеры заднего вида. Когда опытный образец еще проходил испытания, использовались и обычные зеркала.
Но если при хороших погодных условиях нареканий не возникло, то в ситуации сильного ливня или снегопада камера не могла передавать четкую картинку. И на помощь приходило стандартное ориентирование по зеркалам.
По итогу, все недостатки и замечания были учтены, сейчас модель ЕЕ должна проходить тестирование уже в компоновке с кузовом. Однако это не означает, что модель Е0 можно списывать со счетов.
Со стороны руководства «МАЗа» не поступало заявлений о закрытии этого проекта. Он пока лишь приостановлен. Можно предположить, что при слаженной работе отечественных компонентов, предыдущая модель останется в тени.
Но если возникнут затруднения, на «МАЗе» не исключают сборку такого конструктора, где ходовая часть – от местных производителей, а электрика будет привозной. Однако пока о таком варианте речь не идет. А как будут складываться дела у модели ЕЕ – время покажет.