Привыкаем к габаритам грузовика: полезные советы для новичков

Для многих начинающих водителей одним из сложных моментов вождения является необходимость привыкнуть к габаритам своей машины. И если с легковым автомобилем ситуация более-менее простая, то вот с грузовиком дела обстоят не так однозначно. Широкая кабина и длинный прицеп, совсем не те ощущения, что в стандартной легковушке.

Габариты грузовика

Как можно за короткий срок научиться чувствовать размеры автопоезда? Какие есть профессиональные секреты и лайфхаки? Далее узнаем мнение известного водителя — дальнобойщика, Алексея Караваева.

Он уже успел поработать как в России, так и в Европе, поэтому такой опыт будет однозначно полезен каждому в освоении габаритов грузового автомобиля.

Многим кажется, что фура это огромный, неуправляемый монолит, который еще и умеет ездить. Однако это представление в корне неверно. Есть масса методик, техник, по управлению грузовиком, нужно лишь набраться терпения и последовательно все изучить.

В первую очередь разберемся с боковыми габаритами. Как рассчитать схему проезда на узком участке, чтобы ничего не задеть? Ширина большегруза составляет 255 см с учетом зеркал в рабочем положении. Чтобы контролировать ситуацию по бокам, можно использовать ориентир на переднем стекле.

Как это работает? На дороге можно видеть белую линию, которая показывает границу дороги и обочины. При определенном положении сиденья водителя она будет проходить ровно через верхний угол рабочего планшета.

Если изменить положение кресла, то и ориентир поменяется: это может быть один из дворников или платежный бокс. То есть при откидывании спинки, либо перемены высоты сидения ориентир на стекле тоже будет меняться. Задача водителя – его запомнить.

Боковое зеркало грузовика

Во время движения регулярно поглядывайте в зеркало справа. Если машина выровнялась относительно белой линии и идет на минимальном расстоянии от нее, самое время посмотреть на лобовое стекло и заметить, через какой предмет будет проходить линия.

После этого достаточно будет спокойно продолжать движение, без постоянного контроля зеркала. Ориентир на стекле подскажет, если грузовик будет уводить в сторону.

Таким образом, в первые десять минут сидения за рулем фуры можно вполне научиться ощущать ее габариты, используя вот такой нехитрый совет. Конечно, практиковаться следует в самых облегченных условиях: на свободной трассе, автобане и др. И когда на дороге повстречается ремонтируемый участок, начинающий водитель – дальнобойщик будет к такой ситуации готов.

«Все приходит с опытом и регулярными тренировками. Не бывает так, чтобы сел и поехал, сноровка нужна в любом деле» – делится мнением Алексей Карев.Еще один момент: проезд шлагбаума на платной дороге. В этой ситуации старайтесь выдерживать левую сторону и ориентироваться по зеркалам.

Европейские дороги перед шлагбаумом оборудованы специальными столбиками. Если грузовик движется криво, то зеркало, задев один из таких столбиков, просто сложится. Так, если сложилось зеркало слева, значит фура чрезмерно прижата к левому краю и следует немного поправить руль вправо. Но все таки лучше не дожидаться складывания зеркал, а начать выравнивать грузовик заблаговременно.

Грузовик - вид из кабины

Еще один полезный совет касается коридора до шлагбаума. При заезде в него положение тягача и прицепа относительно друг друга должно быть ровным. В противном случае придется выворачивать руль то влево, то вправо. Начать выравнивать большегруз достаточно метров за тридцать до въезда в коридор.

Отдельно следует рассказать о длине грузового автомобиля. Стандартный размер составляет 16.5 метров. Сюда входят сам тягач (около 3 м.) и полуприцеп – 13.5 метров. Однако бывают и исключения.

Алексей Караваев вспоминает: «На территории СНГ можно встретить и такие сцепки, где один только прицеп в длину более 16 метров. В моей практике попадался четырехосный прицеп аж в 17.2 метра. Но ничего, справился и даже без происшествий».

Какой совет можно дать в данном случае? Когда встаем под рампу, держим ориентир на задние фары. Ниже на фотографии можно увидеть тот самый фонарь, который помогает в момент обгона и когда грузовик подъезжает к рампе. Он обозначает крайнюю часть прицепа.

Также можно смотреть по стоп-сигналам: при подъезде к рампе на стене видно их отражение, они представляют собой широкие круги. Чем ближе грузовик подходит к стене, тем меньше становится их размер. Если они становятся совсем малого размера, значит пора останавливаться.

Другим ориентиром могут выступать соседние грузовые автомобили, если они есть в наличии рядом. Но убедитесь, что это не сцепка – «тандем». В европейских странах их допустимая длина составляет 18.7 метра и держать ориентир на него, конечно же, не нужно. Но если же это классического вида грузовик, смело держите курс по его длине. Как только зеркала вашей и соседней машин будут на одной прямой, значит подъезд к рампе завершен.

Грузовик - вид из кабины

Кроме правильной парковки часто трудности возникают с безопасным завершением обгона на трассе. Как убедиться, что прицеп полностью обошел другую машину? В Европе иногда водитель, которого обогнали, сам делает сигнал фарами для водителя фуры, чтобы показать, что все в порядке и маневр завершен успешно. Но так делают не везде и не лишним будет иметь навык для определения расстояния во время обгона.

В этом поможет уже упомянутый ранее фонарик в задней части прицепа. Обычно его видно в зеркало довольно хорошо, но бывает и так, что налипает грязный снег с дороги. В этом случае фонарик просто нужно почистить. Он указывает на самую отдаленную часть прицепа и если он миновал обгоняемый транспорт, значит можно возвращаться в свою полосу.

Другой ориентир – тени на дороге. Можно смотреть на тень обгоняемого автомобиля, а можно держать ориентир по своей собственной. Зависит от того, с какой стороны располагается солнце в конкретный день. Завершая обгон, не рекомендуется резко перестраиваться в правый ряд. Так обгоняемому автомобилю будет закрыт дорожный обзор. Лучше, по возможности, проехать еще дополнительные 5-10 метров.

В случае появления на дороге спецавтомобиля (скорой помощи, пожарной машины и др.), такой транспорт следует пропустить незамедлительно. Поэтому иногда приходится перестраиваться в непосредственной близости от соседнего автомобиля. Как это сделать культурно? Занимайте сразу положение справа, поскольку вероятнее всего водитель обгоняемой машины уйдет на соседнюю сторону. Важно перемещаться внутри своей полосы и не допускать возникновения аварийных ситуаций.

Движение внутри тоннеля. Здесь важно находиться в середине тоннеля, но почему именно так? Если высота грузовика не превышает четырех метров и машина находится на своей полосе, это может служить гарантией, что свод тоннеля задет не будет.

Если же грузовой автомобиль идет в правом ряду, есть вероятность на отдельных маневрах зацепить углом стену. При движении слева может возникнуть ситуация, когда грузовик цепляет встречную фуру зеркалом. Поэтому лучше придерживаться «золотой» середины, что поможет избежать ДТП.

Ощущение переднего габарита: тот случай, когда требуется подъехать максимально близко к препятствию спереди. Здесь надежным помощником служит переднее панорамное зеркало.

Обязательно просматривайте вид в зеркало при пересечении пешеходного перехода. В большинстве случаев людей, идущих перед грузовиком, просто не заметно.

Вот так, принимая во внимание вышеперечисленные советы, можно начинать знакомство с габаритами своего грузовика.

Ссылка на основную публикацию