Проблемы в автомобильных грузоперевозок и острая нехватка водителей

С началом военной операции на Украине в конце февраля 2022 года, глобальные перемены ощутила на себе отрасль автомобильных грузовых перевозок. Закрытые границы, запрет на доставку товаров и проезд автомобилей с зарубежными номерами, уход иностранных компаний с территории России и др., все это привело к большой транспортно-логистической яме, в которую попали перевозчики.

Привычные маршруты оказались недоступны, более того – даже с приобретением грузовых автомобилей стали возникать затруднения. Кроме того, их обслуживание также стало под вопросом: комплектующие заканчиваются, новых поставок европейских запчастей ждать не приходится. Стоимость технического обслуживания закономерно поползла вверх.

И на фоне вот такой непростой ситуации в России объявляется частичная мобилизация, которая определенно внесла коррективы в движение населения внутри и за пределами страны. Граждане, уехавшие по призыву, в ближайшее время будут ждать посылки от родных, которые тоже кто-то должен будет доставлять.

Грузовики на трассе

В некоторой степени сектор автомобильных грузоперевозок смог выправиться за летний период, за время активного жилищного строительства, а также переездов. Число перевозок выровнялось, но такими успехами могут похвастаться далеко не все.

Региональные автомобильные перевозчики сегодня фиксируют уменьшение спроса, да и о летнем периоде они высказываются весьма сдержанно.

Немного лучше ситуация обстоит в крупных городах, но даже там не могут похвалиться ростом количества автомобильных грузоперевозок. Логистическая компания «СДЭК», которая сегодня является одним из крупнейших игроков в отрасли доставок грузов, сообщает, что общая тенденция пока идет со знаком «минус». С момента, как была объявлена мобилизация и спустя две недели после, общее число заказов упало на семь процентов.

В свою очередь заместитель руководителя компании «ПЭК», В. Филатов, сообщает, что уже в октябре объем грузоперевозок практически восстановился. «Сейчас все активно настраиваются на новый год: продавцы наполняют свои склады новогодними товарами, на маркетплейсах уже идут активные торги, граждане готовятся к праздникам заранее, поэтому и грузоперевозчики ожидают высокий сезон» — сообщил он.

А в компании «Грузовичкоф» и вовсе отметили рост региональных перевозок на 17%. Связано это с закрытием границ и изменением многих логистических коридоров. «Сегодня есть определенные сложности с пересечением пограничных зон, с доступом грузовиков с зарубежными номерами на территорию России, поэтому предприятия вынуждены прорабатывать иные варианты и другие маршруты движения» — отметил руководитель компании «Грузовичкоф», Р.Купаев.

Зима не за горами

По словам многих перевозчиков, стоимость грузоперевозок тоже не стоит на месте: только за весенне-летний период текущего года себестоимость доставки увеличилась более, чем на 20%. Сюда можно отнести и расходы на техническое обслуживание, их рост составил около 30%, запасные детали и многие компоненты показали прибавку от 20, а в некоторых случаях даже до 50 процентов.

По временным затратам на осуществление перевозки груза цены тоже пошли вверх: от 5 до 15 процентов.

По этим причинам содержание собственного автомобильного парка постепенно становится просто невыгодным. Все чаще грузоперевозчики предпочитают арендованные грузовики. А отдельные компании часто взвинчивают цены на аренду машин, что приводит к вынужденному росту цен на сами услуги грузоперевозок.

«И, получается, что мы все находимся в одной связке. Как только обозначается рост цен в одном из сегментов, он автоматически влияет на конечную стоимость услуг. Пока есть спрос на популярных направлениях, цены могут повышаться и далее. Другой вопрос, как на это отреагируют клиенты.

Не исключено, что от проверенных перевозчиков им придется уходить к менее известным фирмам или частникам, где прозрачная ценовая политика почти всегда отсутствует» — поделился мнением Р.Купаев.

О выросших ценах на грузовые автомобили говорит и руководитель транспортной компании И. Ахметшин.

По его словам ранее было вполне реально приобрести «КАМАЗ» чуть более, чем за 3 млн. рублей, а сегодня его цена – свыше 10 миллионов! Ставки – огромные, цены – невероятные! Сейчас в компании обдумывают вопрос о приобретении грузовиков по программе лизинга, но и она не радует перевозчиков умеренными ценами.

«Мы пока можем рассматривать только китайские грузовики. У них и с запчастями ситуация понятная, да и качество самих машин вполне достойное. По цене один такой грузовой автомобиль обойдется компании в 6-7 млн. против «европейцев» «Вольво», «Скания» за 15 миллионов.

Конечно, такие дорогостоящие варианты нам пока просто не потянуть. Да и как их обслуживать в дальнейшем? Тоже вопрос без ответа» — рассказал И. Ахметшин.

Последние два месяца прошлого года показали повышение цен на перевозку товаров примерно на 20%. Вероятнее всего, такая тенденция сохранится и в текущем году. «Крайние 2 месяца – самая горячая пора, когда активно заполняются склады, продавцы готовятся к новогодней торговле. Грузовиков, как и водителей, очень часто просто не хватает. У всех сроки горят и сами заказчики готовы заплатить больше, лишь бы их груз был доставлен без задержек» — так описал предновогоднюю работу И. Ахметшин.

Но, конечно, транспортные компании стараются максимально снизить себестоимость и, как следствие, нагрузку на конечного потребителя. Например, компания «ПЭК» занялась увеличением числа своих ремонтных мастерских. Кроме того, она начала производить грузовые поддоны для собственного использования и сейчас их число уже превысило 60%.

Также в компании «ПЭК» активно используют вторичное сырье для производства упаковки, а использованные паллеты подлежат переработке. Таким образом, нужды компании в оборотной таре покрыты практически на сто процентов.

Водителей много не бывает

По данным ассоциации «Водители России», сегодня отрасль автомобильных грузоперевозок испытывает ощутимую нехватку водителей и называет цифру в 30% дефицита. И, скорее всего, этот показатель со временем будет только возрастать. В компании «ПЭК» оценивают кадровый дефицит водителей-дальнобойщиков на уровне 15-20% и уже начали прием водителей из соседних государств СНГ: республик Узбекистан и Таджикистан.

Только за последние три месяца число принимаемых водителей их южных республик выросло до ста человек ежемесячно. «Первоначально мы закрывали вакансии кладовщиков, комплектовщиков, а уже сейчас готовы рассматривать резюме любых, пришедших к нам водителей» — пояснил В. Филатов, зам. руководителя компании «ПЭК».

Сейчас очень важно, чтобы государство обратило пристальное внимание на сектор автомобильных грузоперевозок и предприняло превентивные меры, касательно транспортных средств и тех, кто мог бы на них работать. Пока еще нехватку грузовиков можно поддержать техникой от китайских производителей.

Но что будет, если и далее станет расти нехватка водителей и как решать проблему кадрового голода в будущем? Чтобы не сложилось такой острой ситуации, необходимо ее заранее предотвратить. Ведь если доставка товаров будет происходить с перебоями, не далек тот час, когда в стране образуется дефицит самых разнообразных товаров.

Руководитель одной из крупных транспортных компаний Р.Купаев поделился опытом собственной компании: «В сфере грузоперевозок нехватка водителей была всегда, здесь надо учитывать еще и большой процент утечки кадров. Кто-то находит более выгодные для себя условия, кто-то, окунувшись в сферу дальнобоя понимает, что это не его. А есть и такие водители, которые решают открыть собственную фирму и работать только на себя.

Сегодня, конечно, число откликов на позицию «водитель грузовика» снизилось очень заметно, примерно на сорок процентов. Поэтому мы стараемся создать для водителей привлекательные условия. А вот менеджеров, операторов у нас хватает. Здесь компания не испытывает дефицита. И до сих пор к нам поступают обращения по поводу работы на данных позициях, число запросов выросло процентов на 20».

А И. Ахметшин отмечает, что сегодня охотнее стали брать водителей женского пола. В связи с мобилизационным набором нехватка водителей-мужчин только увеличилась, поэтому их места занимают девушки. Но не стоит рассчитывать на то, что с помощью девушек можно разрешить все кадровые проблемы. Все-таки в первую очередь работодатель смотрит на наличие опыта, а уж потом на принадлежность к определенному полу. Новичков с минимальным опытом работы, пожалуй, готова пригласить на работу не каждая транспортная компания.

Тем временем, известный сайт по поиску работы «HeadHunter» в г. Санкт-Петербург сообщает, что из 70 тысяч вакансий сегодня каждая 10-я приходится на сферу транспорта и логистики. Еще месяц назад, персонала в этой сфере требовалось на 14% меньше. Легко предположить, что самой востребованной специальностью остается работа водителя.

От руководителя пресс-службы компании «HeadHunter», М. Бузуновой, поступил следующий комментарий: «Дефицит кадров в транспортном секторе действительно существует. Для понимания ситуации, сегодня на одну вакансию откликаются 2-3 водителя, а должно быть 8-10».

Как повлияет ситуация с частичной мобилизацией на кадровые вопросы, пока оценивать сложно.

Сейчас озвученный объем для призыва – триста тысяч человек, преимущественно в возрастной категории от 20 до 40 лет. Т.е. самое трудоспособное население. Как много работников логистической сферы попадет под военные сборы, пока еще никто сказать не может. Но однозначно это создаст дополнительную нагрузку на рынок труда и усугубит вопрос с нехваткой кадров.

Возможно, будет и так, что крупные транспортные компании начнут активно переманивать к себе лучших водителей, обещая им разнообразные бонусы. Такая практика существует довольно давно. Только вот к чему она приведет – остается только догадываться.

Ссылка на основную публикацию