Согласно ПДД не допускается нахождение водителя за рулем в состоянии болезни или сильном переутомлении. На этот счет есть строгие ограничения, как долго водитель может быть в дороге, и в какой момент ему следует отдохнуть. Но соблюдают ли водители эти правила в реальной ситуации? И где то самое бдительное око, которое следит за порядком? Расскажем далее.
Отдых нужен всем!
Согласно приказу № 424 (Минтранс) и пункту 2,7 (ПДД) уже через четыре с половиной часа за рулем водитель должен сделать перерыв, который должен быть не меньше сорока пяти минут. После допускается управление автомобилем еще 4,5 часа, а уже после – продолжительный отдых порядка 11 ч. И это вне зависимости от того, за рулем какого автомобиля находится водитель.
Только вот контроль этого приказа – дело непростое, особенно для легковых машин. Для них нет обязательного требования использования тахографа, поэтому отследить, как долго водитель находился за рулем практически нереально.
А вот для грузовых автомобилей, а также автобусов, наличие тахографа – обязательно. Система тщательно фиксирует все параметры движения и по требованию ГИБДД водитель обязан представить распечатанный документ из прибора о времени, проведенном в пути. И данное требование вполне оправдано. Взять, к примеру, неоднократные ситуации, когда от усталости водитель засыпал за рулем и по его вине получали травмы другие участники дорожного движение или пешеходы.
Без нарушений не обходится
«Сегодня говорить о массовых нарушениях в сфере применения тахографов не приходится» — отметил старший инспектор Госавтоинспекции в г. Москва, Е. Орлов. Есть отдельные случаи нарушений, однако с января 2023 года таких моментов было зафиксировано всего 64.
Такая ситуация сложилась благодаря введенному пропускному режиму внутри МКАД и основной поток большегрузов идет в обход Москвы. Дальнобойщики, которым требуется довезти груз до столицы, как правило, стараются приезжать ближе к вечерним часам. К этому времени число машин на дорогах становится меньше.
А до этого момента они могут переждать пиковые часы на парковках и зонах отдыха. Те же водители, кто выезжает из столицы со склада, обычно не превышают установленные нормативы. Но и в каждом привычном течении работы есть свои нюансы.
«Карточка точно была»
Проверить соблюдение РТО инспекторы ГИБДД могут у каждого дальнобойщика. Для этого просят предъявить распечатку с тахографа и после, при отсутствии нарушений, водитель может продолжать движение. Но иногда случаются задержки, когда владелец грузовика сначала судорожно ищет что-то важное в своей кабине, а после уже перемещается в патрульную машину.
Здесь ситуация такова: для начала работы тахографа в прибор требуется установить специальную карточку, без которой он просто не будет работать. И если такая ситуация обнаруживается, это является основанием для составления протокола.
Конечно, водители пытаются объяснить ситуацию, мол, вероятно карточка была где-то утеряна, и просят сотрудника ГИБДД ограничиться предупреждением. Однако такого понятие как «предупреждение» в КоАП (статья 11.23), к сожалению, нет. А вот штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей за нарушения в использовании тахографа – предусмотрен.
Поэтому, в случае выявленного нарушения, водитель уезжает от инспектора с оформленным протоколом и, чаще всего, минимальным штрафным наказанием. Обратите внимание, что повторная «потеря карточки» обойдется водителю уже в пять тысяч рублей.
Водитель без тахографа
Вот на дороге показался новый китайский грузовик, он сразу же привлек внимание сотрудников ГИБДД. При проверке распечатки выяснилось, что тахографа то и вовсе нет. Водитель объяснил ситуацию таким образом, что грузовик был поставлен на учет лишь сутки назад и прибор просто не успели установить.
В данном случае было оформлено сразу 2 протокола: на водителя и на компанию-владельца грузовика. На этот счет есть отдельная статья 11.23 КоАП, где выпуск ТС в работу без тахографа предусматривает штраф для организации в размере от 20 до 50.000 рублей.
ГИБДД предупреждает, что в такой ситуации машина не допускается к работе. Водителю следовало либо отказаться от рейса, либо потребовать замену грузовика. А теперь компании придется терпеть лишние финансовые траты, которых вполне можно было бы избежать.