Работа водителей-дальнобойщиков зимой: изучаем подводные камни

Зимняя работа за рулем грузовика таит в себе немало нюансов и опасных ситуаций. В такой сезон водитель-дальнобойщик должен быть предельно внимателен и осторожен. На что обращать внимание? Что нужно сделать обязательно, а что – ни в коем случае? Как безопасно для себя и груза отработать в зимний период? Обсудим далее.

Водитель-дальнобойщик

Торможение педалью и ретардером

Давайте рассмотрим общий принцип работы системы как при торможении педалью, так и ретардером. При нажатии тормозной педали, начинают замедляться все оси, как тягача, так самого прицепа. Когда водитель использует ретардер, задействованной оказывается только ведущая ось грузовика.

Тормозные колодки не перегреваются, что часто случается на длительном спуске, поскольку педаль в этой схеме не задействована.

Но в этом случае может сложиться небезопасная ситуация, когда под торможение попадает лишь 1 ось: прицеп как бы «набегает» на тягач, который движется с замедлением, а прицеп все еще по инерции катится быстрее. И получается «складывание», а именно сильное выталкивание тягача прицепом до такой степени, что его может развернуть на дороге.

Если зимой грузовик выезжает на дорогу, и водитель замечает прокрутку колес (обычно в таком случае срабатывает система стабилизации и загорается световой индикатор), значит дорога слишком скользкая и торможение нужно осуществлять педалью.

Функционал круиз-контроля

Круиз – контроль — еще один подводный камень в управлении автомобилем в непогоду. Ускорение грузовика при использовании круиз-контроля происходит на максимальных мощностях. Это можно сравнить с сильным нажатием педали газа. И в этом случае кабина начнет скользить, а колеса идут по накатанной.

Часто рядом с круиз-контролем располагается кнопка «лимит», которая позволяет установить ограничение по скорости для грузовика, больше него разогнаться не получится. При наборе скорости можно педалью отрегулировать мощность ускорения, так грузовик не выйдет из-под контроля.

Действия при длительном спуске

Случаются и такие ситуации, что предстоит длительный спуск, а дорожное покрытие – скользкое. Если для торможения использовать педаль на постоянной основе, то не избежать перегрева тормозов. Сначала эффективность их работы просто снижается, а далее может последовать отказ тормозной системы.

Поэтому если предстоит затяжной спуск, тормоза лучше поберечь и подключить ретардер. Только вот на обледеневшей дороге использовать его небезопасно. Поэтому в такой ситуации спуск нужно совершать неспеша, не допуская большой инерции грузовика.

Известна прямая зависимость инерции от массы и скорости. Масса у грузовика уже определена заранее и с ней ничего не поделать, а вот регулировка скорости вполне по силам водителю – дальнобойщику.

Неспешное движение обеспечит меньше усилий для торможения и максимальная нагрузка на ретардер не понадобится, возможно будет достаточно его работы в режимах «один» или «два». Но даже если и такой вариант окажется нерабочим, придется помогать грузовику тормозной педалью.

Само собой, не на протяжении всего пути, а эпизодически, раз в десять секунд. Это обеспечит стабильную работу системы тормоза, а также не даст прицепу «набегать» на кабину. Поэтому, для безопасного спуска в самом его начале грузовик должен двигаться с минимальной скоростью.

Трогаемся с места

Внезапное выпадение снега в России – дело обычное, особенно часто такая ситуация складывается по ночам. И вот рано утром весь город пытается пробраться по еще не почищенным дорогам и стоянкам. И именно в такой ситуации можно встретить большое число буксующих машин. Что делать в этой ситуации грузовику?

В первую очередь не допускать прокрутки колес, а для этого газовать надо постепенно. В противном случае машина все больше будет «закапываться» в снег, чем усложнит задачу для водителя. Для начала движения можно использовать максимально высокую передачу. Или же попробовать вариант с раскачкой, когда педаль газа нажимается плавно. Если же и такой вариант не сработает, попробуйте подкинуть песка под ведущую ось. А лучше лопатой прочистить колею и также просыпать ее песком.

Но для любого их этих действий неплохо бы хорошенько узнать возможности своего грузовика. Вот почему новичкам в дальнобой лучше приходить в теплое время года. Ведь гадать на кофейной гуще, сможет ли машина выехать сразу или придется постараться – занятие не из приятных.

Водитель-дальнобойщик

Это добавляет стрессовых ощущений, а также дает вероятность приезда на загрузку с опозданием. Поэтому таких моментов водителям с минимальным стажем лучше поначалу избегать.

Польза от газовой горелки

Газовая горелка должна быть в арсенале у каждого водителя. Она помогает отогреть и разморозить отдельные элементы грузовика, сохраняя их работоспособность. Ведь часто случается так, что во время рейса в одном регионе стоит небольшая минусовая температура, а уже далее по ходу движения водитель сталкивается с сильными морозами. И любая грязь, еще вчера летевшая из-под колес, сегодня превращается в застывший кусок льда. И без отогрева тут никак не обойтись.

Замерзание омывающей жидкости

И к такой ситуации надо быть готовым заранее. Омывайка может замерзнуть, даже если на ней написаны суровые цифры в минус 30-50 градусов. Особенно часто так случается с жидкостью сомнительного качества, приобретенной где-то на трассе. Скорее всего в таре окажется обычная «химия», щедро разбавленная водой, которая уже и при -3 начнет замерзать.

Как поступить, если нет уверенности в качестве омывайки? Здесь совет будет такой: не заливайте зимой бак до самого верха! За ночь жидкость замерзнет, превратится в лед и если в баке не останется свободного места, он может просто треснуть. Поэтому омывающая жидкость должна заполнять бак лишь частично.

Вопрос с аккумуляторами

Известный факт, что в холодную погоду у аккумуляторов получается хуже держать заряд. И если ваша машина обладает слабым аккумулятором, плюс вынуждена стоять на простое более 48 часов, то ему потребуется регулярная подзарядка, примерно по 1 часу дважды в день. И если летом на эту процедуру уходит совсем немного времени, то в зимний период лучше сразу закладывать больший временной промежуток.

Даже если аккумулятор в грузовике новый и сильный, достаточно будет зарядки один раз в сутки, так можно сэкономить топливо. Но для такого случая потребуется устройство с вольтметром, чтобы оценить напряжение в сети. Если показатель будет менее 23.5, это верный признак того, что аккумулятору пора на зарядку.

Уделите внимание тенту

В сильные морозы не следует делать боковую выгрузку товара, лучше ее осуществлять через задние распашные двери. При низких температурах тент попросту перемерзает, уже при минус пяти возникают ощутимые трудности. А при температуре от -20 на нем могут появиться трещины и заломы.

Очищаем снег своевременно

Чаще очищайте свой грузовик не дожидаясь, когда слежавшийся снег на нем превратится в лед. В зимнее время на выступающих частях прицепа может скапливаться снег: на отбойниках, запаске, подкрылках и др. При небольших температурах удалить его довольно просто, но если в таком виде оставлять машину на ночь, есть риск, что утром придется воспользоваться ломом.

Ссылка на основную публикацию