Самый дорогой грузовик в России: ТОНАР-7502

Верхне-Мунское месторождение, Якутия. Суровый край, вечная мерзлота и завораживающая природа Севера. Еще со времен Союза немалое количество энтузиастов перебирались в северные города, в погоне за большим заработком. Времена изменились и сейчас северный регион это место службы вахтовиков и  едва ли такой труд можно назвать «золотой жилой».

ТОНАР-7502

В этих непростых условиях на протяжении нескольких лет трудится водитель автопоезда-гиганта «Тонар 7502», Евгений И. Он доставляет руду с месторождения на горно-обогатительное предприятие, регулярно преодолевая до 180 км: значительное расстояние для северной территории.

Ежедневно путь Евгения проходит по технологической дороге. Она была специально построена для машин-большегрузов, которые работают на ближайших месторождениях. Дорожное полотно довольно широкое, но все равно приходится притормаживать, чтобы пропустить встречное движение. Все машины настолько огромные, что разъехаться бывает затруднительно.

Автопоезд  действительно впечатляет:  760 л.с., 6-ступенчатая коробка передач, «Cummins» под капотом, снаряженная масса 71500 кг. Расход топлива у такого гиганта – чуть более 200 л. на 100 км. Скорость движения – 60 км/ч.

ТОНАР-7502

Произведен в Московской области (г. Орехово-Зуево, д. Губино), на одноименном предприятии «Тонар». Такому монстру-негабариту едва ли получится подобрать правильное определение. С формальной стороны он подлежит регистрации как…трактор. Евгений отмечает, что он сам за рулем с правами категории А3 (карьерные самосвалы), плюс дополнительно категории С и Е для управления автомобилем с прицепом.

«Тонар» часто любят сравнивать с «БелАзом», но это не совсем верно, поскольку «БелАз» это труженик карьера, он помогает в доставке руды на поверхность, при этом преодолевая короткие расстояния. В свою очередь «Тонар» был разработан под определенные задачи одного из горно-обогатительных комбинатов компании ПАО «Алроса».

Кабина ТОНАР-7502

Его задача, доставлять руду на предприятие, при этом выезд на общие дороге «Тонару» запрещен. В противном случае очень скоро от дорог останется одно направление. Вот и приходится использовать технологический путь.

По этому поводу Евгений, улыбаясь, рассказывает, что многие путают такую дорогу с обычной трассой, наивно полагая, что в пути можно свободно остановиться и перекусить. Да, «карманы» на дороге предусмотрены, но не более. Северные регионы всегда были тяжелыми для постоянной работы.

ТОНАР-7502

В особенно морозные дни двигатель не заглушается даже ночью, т.к. есть вероятность, что на утро машину просто невозможно будет завести. Северные морозы нередко преодолевают отметку в -40 градусов, тут никакая техника не выдержит. Сам Евгений трудится на «Тонаре» 2 месяца, а затем возвращается к себе домой и продолжает работу на заводе.

Комфорт в кабине организован очень по-спартански: есть обогрев и музыка. Спального места не предусмотрено, поскольку отдых водителя происходит уже на базе. Но иногда бывают непредвиденные ситуации, когда машина ломается и приходится дожидаться прибытия помощи.

Грузовик ТОНАР-7502

«Один раз я провел в машине почти сутки: так долго дожидался приезда помощи, а техники умудрились привезти не ту запчасть! Пришлось возвращаться обратно. Зря только такой путь проделали» — вспоминает Евгений.

А бывают и случаи ДТП, хоть это и технологическая дорога. Как-то раз Евгений встретил в пути «Scania», съехавший в кювет. Грузовик немного помялся, сам водитель не пострадал. В таких неприятных ситуациях Евгений всегда старается подбодрить коллег и говорит: «Не надо переживать, металл есть металл». Сам он величает свой «Тонар» не иначе, как «большой брат» и любит свою работу.

Грузовик ТОНАР-7502

Кроме трудовых будней, Евгений в пути старается замечать и местные красоты природы. Он часто подкармливает лисиц и ворон, которых в здешних краях в достатке. А однажды ему довелось встретить даже овцебыка. Когда-то эти животные полностью исчезли с северных территорий и вот сегодня они постепенно увеличивают свой ареал обитания. Но даже для этой местности такой гость пока еще редкость.  Вот уж действительно: богат и разнообразен Север России!

Также предлагаем вашему вниманию подборку видео с обзорами ТОНАР-7502 и о работе на самом большом грузовике России.

Ссылка на основную публикацию