Сегментация рынка автомобильных грузоперевозок

Рынок автомобильных грузоперевозок в России можно сегментировать по трем основным признакам: по объему груза (сборные или комплектные грузы), географии перевозок (региональные, национальные и международные) и видам используемой техники (фургоны, рефрижераторы, прицепы-платформы, автоцистерны и специальная техника).

Рынок грузовых автомобилей

Сегментация по объему груза

Самой распространенной классификацией рынка автомобильных грузоперевозок является его разделение в зависимости от объема и веса перевозимых грузов. Существуют два наиболее значимых сегмента данной отрасли: перевозка комплектных грузов и перевозка сборных грузов.

FTL-перевозки

Самый крупный сегмент – перевозчики комплектных грузов (full truck load, FTL). Эти компании специализируются на перевозке больших объемов грузов для производственных компаний. Хотя перевозчики комплектных грузов принимают к отправке и более мелкие грузы, в основном они ориентированы на грузы массой от 7 до 23 тонн.

FTL-перевозки
Полная загрузка автомобиля при FTL-перевозках

FTL-перевозчики специализируются на обслуживании «от двери до двери»: они принимают груз к  отправке в исходном пункте и доставляют его непосредственно в конечный пункт без промежуточных остановок.

Такой сервис «в одно касание» привлекателен для грузоотправителей, так как сокращает время в пути и снижает вероятность повреждения грузов благодаря отсутствию перевалки. Чем обширнее территория, которую обслуживает FTL-перевозчик, тем с большей вероятностью он будет располагать множеством терминалов для размещения техники и водителей. У многих крупных национальных перевозчиков на нескольких терминалах имеются также пункты технического обслуживания для сервиса и ремонта техники.

Помимо расходов на хозяйственные объекты, основными статьями капиталовложений FTL-перевозчиков являются тягачи и прицепы, которые стоят миллионы рублей. У каждого тягача должен быть прицеп, но крупные FTL-перевозчики нередко держат по 3-4 прицепа на каждый тягач в своем парке, чтобы иметь достаточно прицепов для обслуживания клиентов – особенно те из них, кто оставляет грузоотправителям прицепы на длительное время под погрузку или разгрузку.

Крупные перевозчики, как правило, вкладывают больше средств в терминалы и пункты технического обслуживания, а также держат больше прицепов под один тягач. Вместе с тем, на рынке есть место и для мелких перевозчиков с одним тягачом и прицепом. По причине крайней дороговизны формирования автопарка, большинство из более чем семисот тысяч зарегистрированных автомобильных перевозчиков представляют собой мелкие компании с одним или несколькими автомобилями.

Ключ к выживанию любого мелкого или крупного FTL-перевозчика – оптимальное и эффективное использование имеющейся техники и рабочего времени водителей.

Эти перевозчики стремятся максимизировать оплачиваемый пробег. Когда автомобиль следует без груза, при этом все равно возникают экспедиционные расходы (топливо, амортизация, заработная плата водителя) на порожний пробег. Поэтому перевозчикам чрезвычайно важно находить возможности для заработка не только на прямых (из исходного пункта в пункт назначения), но и на обратных рейсах. Высокий уровень конкуренции на рынке FTL-перевозок вынуждает закладывать в стоимость небольшую маржу. В России – это может всего лишь несколько процентов, а учитывая довольно высокий уровень инфляции по сравнению с Европой или США, это может быть приравнено к нулевой рентабельности. Оплаченных рейсов в одну сторону с порожними обратными рейсами недостаточно для выживания в этом бизнесе.

LTL-перевозки

Перевозчики сборных грузов (Less-than-truck load, LTL) специализируются на более мелких грузах, обычно приблизительной массой от семидесяти килограммов до девяти тонн.

В отличие от FTL-перевозчиков, у которых весь прицеп обычно выполняет рейс для одного грузоотправителя, LTL-перевозчики делят объем прицепа между несколькими грузоотправителями. Поэтому бизнес-модель у них, как правило, существенно отличается.

Загрузка автомобиля при LTL-перевозке
Схема погрузки автомобиля при LTL-перевозках

Выше было сказано, что FTL-перевозчики держат терминалы, где размещаются водители и техника. В отличие от них, LTL-перевозчики используют консолидационные статьи, на которых помимо размещения водителей и техники производятся сбор и сортировка грузов. Принципы работы в FTL- и LTL-перевозках различаются структурой затрат и ценообразованием на эти виды сервиса. FTL-перевозчик забирает груз в месте расположения грузоотправителя и доставляет его непосредственно в место расположения грузополучателя.

В LTL-перевозках грузы забираются не у одного, а у нескольких грузоотправителей в пределах населенного пункта согласно назначенному маршруту. Затем автомобиль с грузом возвращается в приемный терминал, присоединяясь к другим автомобилям, принявшим к отправке сборные грузы на протяжении того же дня. Автомобили разгружаются, грузы сортируются. Грузы, которые должны быть доставлены в один и тот же населенный пункт или регион, грузятся на магистральный грузовой автомобиль, следующий в терминал доставки. Иногда требуется направлять груз через еще один промежуточный пункт, называемый перевалочным складом, для дальнейшей консолидации.

По прибытии в терминал доставки грузы выгружаются, сортируются и грузятся на малотоннажные грузовые автомобили, которые развозят их по разным маршрутам в данном населенном пункте или регионе. На одном из этих маршрутов водитель доставляет груз грузополучателю. В ходе таких рейсов водители зачастую не только доставляют грузы, но и принимают их к доставке. Весь цикл LTL-доставки – прием, сортировка в приемном терминале, магистральная перевозка, сортировка в терминале доставки и доставка грузополучателю – завершается как минимум на следующий день. Поэтому LTL-перевозки выполняются обычно дольше, чем FTL-перевозки.

Стоит также отметить, что оказание услуг по перевозке сборных грузов в больших масштабах требует значительных капиталовложений. Работа в данном сегменте рынка требует дополнительных затрат на терминалы и перевалочные склады. Из-за этого рынок FTL-перевозок, как правило, консолидирован в гораздо большей степени, чем рынок LTL-перевозок, и на нем присутствует меньше крупных перевозчиков, владеющих значительными долями рынка.

Сегментация по географическому признаку

Второй признак классификации российского рынка автомобильных грузоперевозок – это географический охват. Одни перевозчики предпочитают оказывать услуги на узком региональном рынке, другие работают по всей России, а третьи ведут деятельность на международном уровне.

География перевозок

Сегодня лишь немногие перевозчики работают на узкой ограниченной территории, а большинство стремятся расширить свой охват. Даже региональные перевозчики, как правило, поддерживают отношения с коллегами из других регионов, чтобы иметь возможность предлагать грузоотправителям более обширную географию поставок. Это позволяет им конкурировать с национальными перевозчиками. Такой межрегиональный бизнес региональные партнеры организуют обычно на началах взаимности, стремясь сбалансировать грузопотоки таким образом, чтобы каждая сторона вносила склад в общее дело.

Аналогичные договоренности часто заключаются в отношении международных грузоперевозок. В этой ситуации перевозчик, специализирующийся на оказании услуг определенного типа в пределах одной страны, передает груз партнерской фирме в стране назначения. Грузоперевозчики, оказывающие от своего имени услуги на территории нескольких стран, должны иметь соответствующие лицензии на работу в каждой из них.

Учитывая уникальное географическое положение России между Европой и Азией, географическая сегментация рынка автомобильных грузоперевозок также крайне актуальна для нашей страны.

Сегментация по видам используемой техники

Третьим признаком, по которому можно сегментировать рынок автомобильных грузоперевозок в России, является используемая техника. Самый распространенный тип прицепа, используемый при FTL- и LTL-перевозках, — это обыкновенный фургон. По конструкции это закрытый «ящик», который может быть изготовлен как из твердых материалов (например, дерево, металл и т.п.), так и просто обтянут герметичным тентом. В таком прицепе не предусмотрена возможность охлаждения или поддержания определенных климатических условий.

Для изотермических перевозок используют теплоизолированные прицепы, в которых нет климатических систем для регулировки температуры в этом самом прицепе. Такие прицепы подходят для перевозки грузов, не требующих соблюдения каких-либо температурных норм, или допускается использование таких прицепов для транспортировки грузов, у которых есть установленные климатические нормы и эти нормы близки к текущим показателям температуры окружающей среды. Возможность такого использования объясняется тем, что изотермический прицеп, благодаря своим теплоизоляционным свойствам, в состоянии держать температуру, при которой осуществлялась загрузка товара, внутри прицепа в течение нескольких дней.

Рефрижераторные прицепы  — это теплоизолированные прицепы, оснащенные системами обогрева или охлаждения. Используют такие прицепы для перевозки, например, пищевых продуктов, которые часто требуется охлаждать или замораживать в процессе транспортировки, чтобы они не испортились. Также такие прицепы используются для транспортировки химической и высокотехнологичной продукции, которая иногда нуждается в охлаждении для защиты от воздействия высоких температур. Большинство компаний, занимающихся изотермическими или рефрижераторными перевозками, как правило, осуществляют перевозки обыкновенными фургонами и прицепами. Однако, стоит отметить, что за рефрижераторные перевозки оплата более высокая, чем за перевозки обычными прицепами.

Еще один распространенный вид техники – бортовые или безбортовые прицепы-платформы. На них часто перевозят промышленное оборудование и строительные материалы (лес, пиломатериалы, сталь, трубы и т.п.), которые крепятся страховочными ремнями и по бокам фиксируются кониками, и не требуют защиты от воздействия окружающей среды.

Для перевозки зерновых (кукурузы, соевых бобов, пшеницы и т.п.), строительных материалов (песка, гравия, щебня и т.п.) и угля часто используют тягачи с прицепами, имеющими открытый сверху кузов бункерного типа.

Жидкости (воду, растительное масло, ГСМ и т.п.) перевозят в автоцистернах.

Кроме того, существуют специализированные компании по перевозке домашних вещей, автомобилей, цемента и негабаритных грузов.

До сих пор речь шла о промышленных грузоперевозках автомобильным транспортом, то есть B2B-перевозках. Но автомобильный транспорт обслуживает также обычных людей, домохозяйства и малый бизнес. Вместо большегрузных автомобилей для доставки в этих случаях используются фургоны-боксы (для мебели, бытовых электроприборов), обычные автофургоны (для цветов, ковром) и легковые автомобили (для книг, пиццы, например).

Доставка цветов

Разнообразие форм грузоперевозок автомобильным транспортом говорит о том, насколько сильно зависят компании и потребители от этого вида транспорта. 85% грузооборота у производственных компаний приходится на автомобильный транспорт. Кроме того, это основной вид транспорта, используемый малым бизнесом и потребителями. В свете колоссального роста интернет-торговли ожидается, что в будущем критически важным фактором для бизнеса станет успех в доставке товаров на дом, в чем автомобильные грузоперевозки также будут иметь решающее значение.

Ссылка на основную публикацию