Система «Не спать!» или Минтранс против усталых водителей

Современных водителей окружают сотни приборов: камеры на дорогах, видеорегистратор в салоне автомобиля, радары бдительных сотрудников дорожно — постовой службы. Казалось бы, контроль со всех сторон. Ежедневно водители находятся под неусыпным наблюдением разнообразных служб. Однако министерство транспорта России не останавливается на достигнутом и активно выступает с предложением более пристально контролировать физическое состояние человека за рулем.

Еще с момента изобретения автомобиля вопрос безопасности движения всегда стоял на одном из первых мест. Усовершенствованная система помощи водителю или Advanced Driver Assistance (ADAS) начинает свою историю еще с 40-х годов прошлого века. Сначала был выпущен прототип круиз-контроля, позже – запатентована антиблокировка тормоза. Так, постепенно, автомобиль наращивал уровни своей надежности. Сегодня множественные компоненты всей системы способны, например, различать объекты в слепых зонах и отправлять водителю предупреждение о возможной опасности на дорогах. Техника шагнула далеко вперед. С помощью умного контроля машина может безопасно менять полосу во время движения, осуществить парковку в условиях ограниченной видимости. Кроме того, подобная автоматика следит за состоянием водителя и может вовремя предупредить ситуацию, когда человек уснул за рулем. К слову, в 2022 года все автомобили, собранные в ЕС в обязательном порядке должны быть оснащены системой умного контроля. Посчитано, что такие меры смогут уменьшить число аварий примерно на тридцать процентов.

Контроль за состоянием водителя

В России в 2019 году холдинг «Росэлектроника» представил систему «АнтиСон». Устройство, визуально похожее на стандартный регистратор, размещается в салоне транспортного средства и контролирует состояние автомобилиста. По движению головы, мимике, жестам прибор определяет, не засыпает ли водитель. Аналогичные аппаратно-программные средства могут использовать лазерные датчики для сканирования сетчатки глаза, либо наручный браслет. Подобные устройства призваны обеспечить безопасность дорожного движения, путем контроля рабочего времени водителя. Годом ранее, еще в тестовом режиме, организация «Мосгортранс» использовала подобное изобретение в работе своих транспортных средств. Автобусы с новым оборудованием были запущены по маршрутам города. Тогда, согласно статистике, удалось достичь снижения аварийности более чем на 20%. Цифра достаточно внушительная. В то же время на линии московского метрополитена также была введена в действие программа «Антисон». Заместитель мэра г. Москва, М. Ликсутов, уточнил, что система призвана контролировать состояние машиниста и не допустить срыв графика движения поездов. Начали пока с одного состава, но в будущем такое оборудование будет обязательным для всех машин без исключения. Вскоре проект подхватили соседние регионы: Татарстан, Белгородская, Калужская области. Не остался в стороне и «Яндекс. Такси». Компания внимательно контролировала время нахождения водителя на линии. В момент начала работы водитель регистрировался в специальном приложении, проходил фотоконтроль и мог приступать к выполнению заказов. Продолжительность нахождения за рулем составляла порядка 8 часов. Также допускалась работа посменно, но с условием обязательного отдыха между выходами на линию. Так, в случае переработки, система блокировала водителю доступ к заказам и предлагала отдохнуть.

Минтранс, в свою очередь, поддержал эту идею и активно внедряет ее в жизнь. По словам ведомства, подобные устройства существенно снизят аварийность на дорогах. Существующие правила дорожного движения уточняют, что в течение суток водитель не должен находиться за рулем более 10 часов. В отдельных случаях допускается увеличение этого времени до 12 часов, только при условии, что в машине есть прибор контроля рабочего времени, подключенный к тахографу. Однако, как быть, если устройство даст сбой или будет неисправно? Этот вопрос Минтранс пока не комментирует. При этом нарушителям «грозит» штраф в 2,5 тыс. рублей, что явно несоизмеримо с возможными последствиями, если водитель уснет за рулем.

Исполнительный директор группы «КСОР», А. Белоусов, с воодушевлением говорит о том, что наконец-то новые технологии законодательно внедряются в жизнь. Именно «КСОР» является разработчиком системы «Антисон», о которой уже упоминалось выше. Миссия компании – свести к нулю число аварийных ситуаций по вине человеческого фактора путем использования машинного интеллекта. Идея, несомненно, благородная, нужная и прибыльная для компании. По предварительным оценкам для оснащения ТС подобной установкой и его 3-х летнего обслуживания потребуется свыше 25 тыс. рублей.

Но есть и те, кто относятся к грядущим нововведениям настороженно. Глава «Рустахоконтроль», Г. Мирошин, считает неправильным привязку стороннего прибора к тахографу, поскольку есть вероятность подмены данных. Кроме того, он говорит о том, что новые устройства еще не до конца изучены с точки зрения влияния на здоровье человека. Так, контроль состояния водителя по сетчатке, вызывает боль и потемнение в глазах. Уже было зафиксировано несколько подобных жалоб. Но проведенная проверка от Роспотребнадзора нарушений не выявила. Вероятно, водителям показалось. Опять же, совместимость самого тахографа с компонентами автомобиля должна подтверждаться сертификатом. Нужно быть уверенным в оборудовании, которое устанавливается на автомобиль, поскольку нельзя исключать вероятность подделки. Любое техническое нововведение, так или иначе, обязано пройти ряд тестов и испытаний.

Г. Мирошина поддерживает и президент ассоциации «Грузавтотранс», В. Матягин. По его мнению, это очередное продвижение интересов отдельных лиц и конкретного устройства. В таком случае не исключается и коррупционная составляющая, что недопустимо. Даже если устройство будет работать без замечаний, то вопрос отдыха водителей точно до конца еще не проработан. В. Матягин отмечает, что на трассах число мест для остановки и полноценного восстановления работоспособности водителя – крайне мало. Парковочные карманы часто представляют собой асфальтированную площадку без минимальных удобств. «Инфраструктура еще не готова» — резюмирует он. И наша реальность такова, что водители вынуждены подстраиваться под графики, сроки, поэтому примерный расчет времени на труд и отдых каждый водитель делает для себя сам.

Но Минтранс не намерен отказываться от подобной инициативы. В качестве весомого финансового аргумента министерство сообщает, что на сегодняшний день ущерб от аварий на дорогах составляет более 1 трлн. рублей в год. Подсчитано, что с установкой подобных систем государство сможет сохранить до 530 млрд. рублей ежегодно. А статистика — наука точная. И какое государство откажется от экономии в несколько миллиардов рублей? Так, проект свежих поправок к закону о безопасности дорожного движения, будет принят к началу весны 2023 года.

Ссылка на основную публикацию