Автомобильная промышленность СССР не могла похвастаться широким рядом производимой грузовой техники. Более того, грузового автомобиля, который можно было бы использовать для личных нужд, просто не существовало.
В те годы граждане могли приобретать всем известный «Муравей», который начал выпускать Тульский завод еще в 1959 году. Хотя он скорее имел формат мотороллера, нежели грузовика.
Как же появились мини-грузовики ЭТ 500 и ЭТ 600?
В 1965 году эстонское сельскохозяйственное общество потребителей представило микролитражный грузовик «ЭТ-500». Он был маневренный, экономичный, мог поднимать 500 килограмм и, при этом, стоил недорого. Идея исходила от начальника отдела ПТО – Романа Александровича Бертелова и начальника металлоцеха – Дмитрия Алексеевича Суйгусаара.
Отличительной особенностью мини-грузовика «ЭТ-500» был передний привод, ведь об автомобиле «ВАЗ 2108» тогда еще не слышали. К 1966 году вышел усовершенствованный вариант «ЭТ-600», эта модель уже уверенно поднимала все 600 кг, при этом запчасти для грузовичка брали, в прямом смысле, какие придется. Так, 30-сильный мотор позаимствовали от «Запорожца».
Технические особенности грузовиков ЭТ 500 и ЭТ 600
Примечательно было то, что кабину грузовиков ЭТ 500 и ЭТ 600 решили сделать стеклопластиковой. Этот материал был довольно популярен и давал хорошую экономию для металла. Кроме того, значительно облегчался вес всей машины: так, вес кабины составлял около 40 кг, а для ее изготовление требовалось лишь несколько часов. В ней могли располагаться водитель и один пассажир.
В случае необходимости доступ к двигателю был довольно прост. Достаточно было открутить пару болтов, и кабина откидывалась. Борты были выполнены из металла, а деревянные доски служили настилом на полу.
Однако создатели грузовиков «ЭТ» рассматривали возможность производства машины не только в бортовом исполнении, но также и в варианте фургона. Это был фургон-рефрижератор, с вместимостью около 3 куб. м. Системы управления, торможения, а также колеса любезно позаимствовали у марки «Москвич 408». Максимальная скорость, которую мог развить грузовик «ЭТ», 80 километров в час, расходуя при этом до 8 л. топлива.
Если бы грузовик поступил в серийное производство, то ее цена составила бы 1300 рублей. В то время как «Запорожец» стоил порядка 3000 рублей.
Однако на тот момент СССР отдало предпочтение «Multicar» 24 и 25 германского производства, а отечественные разработки так и остались лежать под сукном.