Столетняя марка «AVIA»: история и наши дни

Сегодня в современной России практически исчезло упоминание марки «AVIA». Ее, вероятно, вспомнят лишь коллекционеры и знатоки истории автопрома. Но еще в 80-е гг. прошлого века такие грузовики были неотъемлемой частью городского пейзажа.

Тысячи грузовых автомобилей закупались Советским Союзом из дружественной Чехословакии для самых разнообразных отраслевых нужд. А пару лет назад компания отметила свой 100-летний юбилей.

Когда все только начинается

Наверняка многие обратили внимание на название самой марки. И оно – не случайно. Еще в 1919 году в Чехословакии П. Бенеш и М. Гайн основали компанию по ремонту и производству самолетов, которая позднее переехала в один из районов, приближенных к Праге.

С 1928 года компания «Skoda» выкупает марку «AVIA» и компания переживает очередной переезд уже на северную окраину Праги, район Летняны (ныне – Прага-18).

Во время войны предприятие было сосредоточено на выпуске самолетов «Arado», а также чешских вариантов «Мессершмидтов» (самолет-истребитель). Кроме этого, с 50-х гг. по лицензии производились ИЛ-10 (самолет-штурмовик) и ИЛ-14 (пассажирский ближнемагистральный самолет).

Уже в послевоенное время, когда проводилась активная перестройка чехословацкого автопрома, предприятие взяло курс на производство грузовых автомобилей и автобусов. С 1945 года концерн «Skoda» подвергается национализации.

Так, «AVIA» входит в состав объединенного предприятия «Автомобильные заводы Млада-Болеслав», города машин и самолетов. Но, поскольку в ходе военных действий часть производственных площадок были уничтожены, основная нагрузка легла на производственные мощности «AVIA» в Праге.

В стране ощущался острый дефицит автотранспорта, а вот больших потребностей в самолетах не наблюдалось. Так «AVIA» становится автозаводом.

Год спустя с конвейера сходит первый грузовой автомобиль-семитонник «Skoda 706R».

Грузовик Skoda 706R
Грузовик Skoda 706R
Грузовик Skoda 706R
Грузовик Skoda 706R
Грузовик Skoda 706R
Грузовик Skoda 706R

А чуть позже производственная линейка расширяется до самосвалов 706RS (имеющих трехстороннюю разгрузку), а также автобусов 706 R0, которые подразделялись на пассажирские и фургоны.

Самосвал Skoda 706RS
Самосвал Skoda 706RS
Самосвал Skoda 706RS
Самосвал Skoda 706RS
Самосвал Skoda 706RS
Самосвал Skoda 706RS
Автобус Skoda 706R0
Автобус Skoda 706R0
Автобус Skoda 706R0
Автобус Skoda 706R0
Автобус Skoda 706R0
Автобус Skoda 706R0

Но такая ситуация длилась недолго, всего 5 лет. За этот период предприятие выпустило свыше 3,5 тысяч грузовиков  и автобусов марки «Skoda», а также более 700 самосвалов марки 706R. А после все производство перешло в заводскую группу Либерецкого края (северная часть Чехословакии).

Начиная с 1951 года, возникла идея о налаживании авиапромышленности в стране и выпуске, как военных, так и гражданских самолетов.  И правительство обратило внимание на «AVIA».

Годом позже уже был организована сборка ИЛ-10 для нужд военных, а также «AVIA B33» (он же ИЛ-14 в варианте для СССР), пассажирского самолета с поршневыми двигателями. Самолеты ИЛ выпускались в различных модификациях и использовались в ряде стран, а именно: Чехословакии, СССР, Болгарии, Венгрии, Афганистане, ГДР, КНР, Польше и др.

Самолет AVIA B33
Самолет AVIA B33
Самолет ИЛ-10
Самолет ИЛ-10

В общей сложности, в течение десяти лет было собрано 203 самолета.

Однако в начале 60-х «AVIA» принимает решение оставить лишь производство поршневых двигателей и винтов, а вот выпуск самолетов было решено прекратить.

И снова на первый план вышли грузовики. На этом этапе развития «AVIA» соединяется с заводом «Praga», который в свою очередь производил коробки передач. И уже с 1964 года с конвейера «AVIA» сходят такие грузовые автомобили, как «Praga V-3S» и «Praga S-5T».

Грузовик Praga V-3S
Грузовик Praga V-3S
Грузовик Praga V-3S
Грузовик Praga V-3S
Грузовик Praga V-3S
Грузовик Praga V-3S

Грузовик V-3S, являющийся полноприводным трехтонником, первоначально планировался к выпуску для нужд армии Чехословакии. Но позже его применение вышло за пределы военной сферы, и он использовался практически повсеместно. Его экспортировали в соседние страны Европы, СССР и др., и производили вплоть до конца 80-х годов.

Грузовик Praga S-5T
Грузовик Praga S-5T
Грузовик Praga S-5T
Грузовик Praga S-5T
Грузовик Praga S-5T
Грузовик Praga S-5T

Модель S-5T (она же «пятитонник») была рассчитана на дороги с асфальтированным покрытием и выпускалась в различных модификациях вплоть до 1975 года.

И швец, и жнец…

В 1967 году завод «AVIA» покупает у компании «Renault» лицензию на производство грузовых автомобилей «Saviem» (SG 2 и 4).

По условиям соглашений между странами, «AVIA» производит и продает грузовики серии SG под своей маркой с возможностью их экспорта в страны соцсодружества. Для своего времени подобные машины были новинкой: экономичный двигатель с дизельным топливом, 3- скоростная АКПП, грузоподъемность в 1,5 и 3 тонны, удобная кабина для водителя.

В 1968 году была выпущена первая партия грузовых новинок, и в последующие несколько лет производство шло в гору. К 80-м годам с конвейера завода ежегодно выходило чуть менее 15 тыс. грузовых автомобилей. А за все время, пока производились данные грузовики, их число превысило 150 тыс.

1,5 – тонный «Saviem SG 2» (он же «AVIA A 15») комплектовался 4-цилиндровым двигателем «МАN», мощностью 72 л.с. Грузовой автомобиль мог развивать скорость более 80 км/час.

Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)
Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)
Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)
Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)
Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)
Грузовик Saviem SG 2 (он же AVIA A15)

Колесная формула 4Х2 с независимой передней подвеской и односкатные задние покрышки увеличивали проходимость грузовика в условиях грунтовых дорог и болотистых местностей, а также обеспечивали устойчивость автомобиля на нестабильных покрытиях.

3-тонник «Saviem SG 4» (или «AVIA A 30») также был оснащен двигателем марки «МАN», только в случае с моделью А 30 его мощность достигала 80 л.с. Максимальная скорость, которую мог развивать грузовик, составляла 82 км/ч.

Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)
Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)
Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)
Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)
Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)
Грузовик Saviem SG 4 (или AVIA A30)

Колесная база была представлена в трех вариантах. Все грузовые автомобили изначально были окрашены в синий цвет, который со временем стал своеобразным цветом марки «AVIA» и только к 90-м годам появились разнообразные цветовые варианты.

С 1977 года завод «AVIA» начал поставлять свои грузовые автомобили в соседние страны. Это было связано с тем, что срок лицензии закончился, и теперь предприятие сосредоточило свое внимание на выпуске модифицированных версий грузовиков «AVIA».

Некоторые из них получили двигатель большего объема, А 15 стала именоваться как А 20, добавив при этом грузоподъёмности до 1,8 тонн. А 30 модель также немного «подросла» в вопросе поднятия груза и теперь могла похвастаться показателями в 3,10-3,20 тонн.

К началу 1980-х годов список выпускаемой продукции дополнился еще одной моделью А 20F. Это автомобиль-фургон на десять кубов, заявленной грузоподъёмностью в 1,6 тонн на базе шасси модели А20.

Особенно примечателен фургон и его крыша, для изготовления которой применяли стеклопластик светлого оттенка, за счет чего в грузовом отсеке всегда было дополнительное освещение. Кроме этого, со стороны водителя можно было попасть в грузовую часть фургона.

Также был и традиционный доступ через двустворчатую и боковую дверь, которую было удобно использовать при доставке груза на различные адреса. Выпуск марки А 20F был налажен в дополнительном филиале завода «AVIA» в г. Жилина (ныне – на территории Словакии).

Грузовик AVIA А 20F
Грузовик AVIA А 20F

Три года спустя в производство были запущены модифицированные модели, которые сменили А 20 и А 30.

Они обозначались как А 21 и А 31 соответственно. И при разработке новых вариантов основной акцент был сделан на обновлении двигателя и коробки передач.

Грузовик AVIA А31
Грузовик AVIA А31
Грузовик AVIA А21
Грузовик AVIA А21

Также была попытка привести эти две модели к единому стандарту, а именно наделить обе модели идентичными компрессорными двигателями. А благодаря улучшению системы охлаждения, новому топливному насосу удалось значительно повысить параметры самого двигателя: мощность возросла до 83 л.с.

Кроме того, в новых модификациях использовалась 5-ступенчатая коробка передач, увеличилась и скорость: для модели А 21 она достигает 95 км/час, а для А 31 — на десять км/час меньше.

C 1988 года на производство приходит новый виток перемен. Появляются еще более современные грузовики с индексами А 21-1 и А 31-1. Изменениям подвергается система освещения и, в целом, был пересмотрен интерьер кабины.

Также конструкционные трансформации затрагивают и тормозную систему. А все из-за того, что Европейская экономическая комиссия ужесточила правила в сфере безопасности дорожного движения.

Со временем грузовики марки «AVIA» стали очень популярны не только в Чехословакии, но и в соседних государствах. Среди первых стран импортерами стали Венгрия и  Польша. Позже к этому списку присоединился и Египет.

Грузовик AVIA с радиотрансляционной установкой
Грузовик AVIA с радиотрансляционной установкой

В целом, в приобретении грузовых автомобилей марки «AVIA» участвовали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а также несколько африканских государств.

Не остался без внимания и Советский Союз, для которого массовые поставки грузовиков «AVIA» пришлись как раз на 80-е года. Преимущественно это были модели А 21 F, А 31. И если к 1985 году число отгруженных автомобилей составляло десять тысяч, то уже к концу 80-х их количество достигало 45 тысяч.

Вторым по числу приобретенных грузовиков стал Алжир, туда было доставлено около 12 тысяч машин.

Такая популярность марки «AVIA» объясняется очень просто: эти грузовые машины обладали широким спектром применения. И если изначально завод предлагал обычные бортовые грузовики и фургоны, то несколько лет спустя на стандартное шасси стали устанавливать специальные надстройки.

Это могла быть:  ремонтная вышка, передвижная мастерская, аэродромная машина,  грузовик-холодильник, машина с радиотрансляционной установкой, цистерна, машина-уборщик, почта, маневренный пожарный автомобиль и т.д. Чаще всего для таких надстроек использовали грузовик – трехтонник.

Ремонтная вышка на базе AVIA А21
Ремонтная вышка на базе AVIA А21

Кроме того, для нужд вахтовых рабочих изготавливалась модель с двумя рядами в кабине, где свободно могли разместиться до семи человек. Подобные надстройки выпускались как на дополнительных площадках завода «AVIA», так и могли изготавливаться на отдельных предприятиях.

Грузовик AVIA А31 с двурядной кабиной
Грузовик AVIA А31 с двурядной кабиной

В конце 1970-х гг. головное предприятие завода «AVIA» располагалось в г. Прага. Дополнительные производственные площадки находились в г. Брно, Жилина и Иванчице. Позже к заводу стали присоединяться и другие предприятия, в том числе и завод в г. Кутна-Гора, где производились мосты для грузовых автомобилей.

В  городах Жилина, Брно и Иванчице взяли на себя изготовление самосвалов и фургонов. А вот сборка шасси, двигателей, кабин оставалось преимущественно в Праге.

Помимо грузовых автомобилей, на базе шасси «AVIA» выпускались и автобусы. В 1968 году завод «Karosa» (г. Високе-Мито) представил образец 20-местного автобуса «Karosa А 30 – D7»  с применением шасси А 30 , а также его улучшенную версию А 30 – L7. Однако, к сожалению, до серийного производства дело не дошло.

Четыре года спустя с заводского конвейера сошли 10 автобусов с радио трансляторами марки А 30 – RV.

Автобус Karosa на базе AVIA А 30
Автобус Karosa на базе AVIA А 30

Аналогичное шасси взяла за основу венгерская марка «Ikarus» и с 1977 года выпустила 22-местный автобус «Ikarus 553».

Автобус Ikarus 553
Автобус Ikarus 553

Через три года компания использовала уже обновленное шасси «AVIA А 30 N1» и создала «Ikarus 543».

Автобус Ikarus 543
Автобус Ikarus 543

Его вместимость зависела от комплектации салона и могла разместить от 18 до 22 пассажиров. Не отставали от своих соседей болгарский завод «Чавдар», где на том же шасси «AVIA» был налажен выпуск автобусов на 21 место.

Автобус Чавдар на шасси AVIA A 30
Автобус Чавдар на шасси AVIA A 30

А также совместное югославско-хорватское предприятие «Tvornica autobusa Zagreb» (TAZ) в г. Дубрава, взявшее в качестве базы шасси «AVIA A21.1» и выпускающее автобусы на 14 мест.

Автобус TAZ на шасси AVIA A21
Автобус TAZ на шасси AVIA A21

Ветер перемен

С начала 90-х экономическая ситуация во всем мире была далека от стабильности. Рыночная экономика и новый политический курс были взяты за основу, в связи с чем, все предприятия, некогда входящие в концерн «AVIA», стали отдельными самостоятельными организациями.

По стране прокатилась волна приватизации. А распад СССР еще более усугубил положение «AVIA», ведь предыдущий рынок сбыта уменьшился с 15 до 5 тыс. автомобилей. Головное предприятие в Праге было озадачено поиском решения для выпуска грузовиков, отвечающих требованиям времени.

Завод пробовал сотрудничать и с немецким концерном  «Mercedes-Benz», и с французской маркой «AuverLand», однако без особых прорывов.

По-настоящему знаменательное событие случилось в момент, когда на «AVIA» обратил внимание корейский производитель «Daewoo». С 1996 года наименование компании начинает звучать как «Daewoo AVIA».

Еще и до прихода «Daewoo» на площадки «AVIA», завод мог предложить рынку вполне конкурентоспособные модели, но они все равно нуждались в обновлении.

Одна из них модернизированный фургон А 21Т-FS (2,5 тонны), а также  А 31Т, у которых одной только колесной базы —  4 варианта. Грузоподъемность машины варьируется в пределах 3, 5-4,2 тонны, в зависимости от модификации.

Грузовик AVIA А21Т-FS
Грузовик AVIA А21Т-FS

Примечательной особенностью новой техники был двигатель с турбонаддувом, мощностью 103 л.с., а также пластик черного цвета, который использовался при сборке машин. Также в сотрудничестве с «VOP Prelouc» смогли увидеть свет несколько полноприводных вариантов  А 31Т (4х4).

Грузовик AVIA А31Т
Грузовик AVIA А31Т

1997 год стал очередным этапом перемен для грузовиков «AVIA». Появилось множество новинок, чей индекс указывал на массу автомобиля: А60 (65, 70, 75 и 80), а именно от 6 до 8 тонн. Была обновлена коробка передач (5 и 6-ступенчатая), 4 варианта колесной базы, мощный двигатель (103 и 115 л.с).

Грузовик AVIA А60
Грузовик AVIA А60
Грузовик AVIA А75
Грузовик AVIA А75

Модернизация затронула и внутреннее пространство грузовика: кабина стала откидной, а также разрабатывались варианты установки спального места для водителя.

Помимо всех этих преобразований, с 1997 года на предприятии началась сборка фургонов-малотоннажников из уже готовых машинокомплектов «Lublin 2» (Daewoo Motor Polska). За два года работы предприятие смогло изготовить свыше 1700 таких фургонов. А уже с 2000 года автомобиль претерпел активную модернизацию и стал выпускаться уже под названием «Lublin 3».

Фургон Lublin 3
Фургон Lublin 3
Грузовик Lublin 3
Грузовик Lublin 3

К началу 21 века с производственной площадки «AVIA»  вышел грузовик «Daewoo AVIA» (D серии). Он перехватил эстафету у того самого грузовика  «AVIA» с кабиной «Saviem», выпуск которой был налажен еще в 60-е гг.

Грузовик Daewoo AVIA серии D
Грузовик Daewoo AVIA серии D

Но за много лет, конечно же, сама кабина  морально устарела. Новую версию грузовика разрабатывали как инженеры-конструкторы из Чехии, так и специалисты из Великобритании (Daewoo Worthing Technical Centre).

Эта линейка состояла из четырех моделей, тоннажа от 6 до 9. Полной массе соответствовали и четыре индекса: D 60, 75, 80 и 90. Колесная база была представлена в пяти вариантах,  а мощность двигателя предлагалась на выбор: 115 и 132 л. с.

Однако, как не старались специалисты и какие бы попытки ни делало руководство,  в конце 90-х — начале 2000 гг. компания «Daewoo» обанкротилась. И если ранее объём выпускаемой продукции превышал 5000 единиц, то уже к 2000-х он упал до рекордно низкой отметки (500 грузовиков в год).

Но в 2006 ситуация круто меняется, когда на чешский рынок приходят индусы и их отрасль автомобилестроения в лице крупного концерна «ASHOK Leyland Motors». К названию концерна добавляется первое слово «AVIA» и грузовики вновь начинают выпускаться под традиционной эмблемой (летящая птица в круге).

Восемь основных моделей, от 6 до 12 тонн с дизельным двигателем «Cummins» (4500 куб. см.) выпускались с мощностью в 160, 185 и 207 л.с. Колесная база обладала разнообразными размерными вариантами, так у D 60 это 2950 мм, для D 100 – 5100 мм, а для D 120 размер составлял 5600 мм. А некоторое время спустя именно на базе D 120 был создан полноприводный экземпляр (4х4).

Грузовик AVIA D120
Грузовик AVIA D120

Именно во время работы «ASHOK Leyland» компания смогла вернуться уже на российский рынок и с 2010 года начала активную работу по презентации своей продукции.

Была налажена сеть дилерских автосалонов, состоялись переговоры с заводами, производящими специальные надстройки для грузовиков, активно работала реклама и компания принимала участие в разнообразных выставочных мероприятиях.

И все старания представителей завода не остались незамеченными: российские потребители стали обращать внимание на продукцию «AVIA ASHOK Leyland Motors».

С 2013 года основное производство грузовиков было переброшено на территорию Индии. А уже в 2016 года наступил очередной этап подъема и процветания легендарной марки «AVIA». Только это уже совсем другая история.

Также вашему вниманию предлагаем серию видео материалов про грузовые автомобили AVIA.

Ссылка на основную публикацию